Студопедия — СЕМИОТИКА. – наука о знаковых системах, одна из специфических междисциплинарных наук ХХ века наряду с кибернетикой
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СЕМИОТИКА. – наука о знаковых системах, одна из специфических междисциплинарных наук ХХ века наряду с кибернетикой






– наука о знаковых системах, одна из специфических междисциплинарных наук ХХ века наряду с кибернетикой, структурной поэтикой, культурологией, виртуалистикой (см. виртуальные реальности). В основе С. лежит понятие знака (см.) – минимальной единицы знаковой системы, или языка, несущей информацию. Основные принципы С. сформулировал еще в ХIХв. американский философ Чарльз Сандерс Пирс.

В ХХв. Семиотика приняла лингвистический уклон под влиянием идей основателя структурной лингвистики Ф.де Соссюра и основателя датского лингвистического структурализма Луи Ельмслева (см. структурная лингвистика) и философский уклон под влиянием идей американского философа Чарльза Морриса. В 1960-1970-е гг. образовалось две школы С. – французская (Клод Леви-Строс, Альгирдас Греймас, Цветан Тодоров, Ролан Барт, Юлия Кристева) и так называемая тартуско-московская (Ю.М.Лотман, З.Г.Минц, И.А.Чернов-Тарту; В.Н.Топоров, Вяч.Вс.Иванов, Б.А.Успенский, И.И.Ревзин – Москва). В качестве простейшей знаковой системы обычно приводят систему дорожной сигнализации – светофор. Этот язык имеет всего три знака: красный, означающий “Остановиться!”, зеленый – “Можно ехать!” и желтый – “Приготовиться к движению (или к остановке)!”.

Ч.Моррис выделил три раздела С. – синтактику (или синтаксис), изучающую соотношения знаков друг с другом; семантику, изучающую отношение между знаком и его смыслом (см.); и прагматику, изучающую отношения знаков с их отправителями, получателями и контекстом знаковой деятельности.

Объясним три раздела С. на примере того же светофора. Синтаксис и семантика здесь очень простые, всего четыре комбинации: синтаксис семантика 1. красный + желтый стоять + приготовиться к движению 2. желтый + зеленый приготовиться к движению + ехать 3. зеленый + желтый ехать + приготовиться к остановке 4. желтый + красный приготовиться к остановке + остановиться.

Прагматика светофора тоже проста. Светофор адресуется двум категориям лиц – автомобилистам и пешеходам. Для каждой из этих групп каждая конфигурация из четырех перечисленных имеет противоположное значение, то есть когда водитель видит последовательность “желтый + зеленый”, пешеход, находясь перпендикулярно к светофору, одновременно видит последовательность “желтый + красный” и т.п. Прагматика тесно связана с теорией речевых актов (см.) Каждый знак светофора представляет собой не слово, а команду-предписание, то есть речевой акт. Если пешеход остановился перед красным светом, значит, речевой акт со стороны светофора успешен, если пешеход идет на красный свет – речевой акт не успешен. Наиболее фундаментальной и универсальной знаковой системой является естественный язык, поэтому структурная лингвистика и С. естественного языка – это синонимы.

Однако в ХХв. С. стала супердисциплиной (во всяком случае, в 1960-е гг. претендовала на это). Поскольку огромное количество слоев культуры можно рассматривать как язык, знаковую систему, то появилась С. литературы, карточной игры, шахмат, рекламы; биосемиотика кино, живописи, музыки, моды, человеческого поведения, культуры, стих А.с. стиха, например, занималась проблемой соотношения метра (см. система стиха) и смысла. Так, американский русист Кирилл Тарановский показал, что у стихотворного размера есть свои семантические традиции. 5-стопный хорей Лермонтова” Выхожу один я на дорогу” стал образцом для дальнейших стихотворных опытов с этим размером, реализующих “динамический мотив пути, противопоставленный статическому мотиву жизни” (от “Вот бреду я вдоль большой дороги... ” Тютчева” до “Гул затих. Я вышел на подмостки...” Пастернака).

Потом другими исследователями были показаны семантические ореолы других размеров. У Пушкина, например, 4-стопный хорей связан с темой смерти и тревоги (“Мне не спится, нет огня... ”, “Ворон к ворону летит... ”, “Полно мне скакать в телеге... ”, “Буря мглою небо кроет... ” и другие), у Давида Самойлова, который был не только замечательным поэтом, но и талантливым исследователем стиха, 3-стопный ямб связан с темой прошлого, переходящего в будущее (“Давай поедем в город... ”, “Не оставляйте писем... ”, “То осень птицы легче... ”, поэма “Последние каникулы”; а 4-стопный ямб – с темой тщеты и утраты (“Утраченное мне дороже... ”, – “Не торопи пережитого... ”, “Химера самосохраненья... ”, ”Сороковые-роковые... ” и другие тексты). Большую роль в развитии отечественной С. сыграли исследования Ю.М.Лотмана, посвященные С. русского быта ХVIII и ХIХвв. и С. русской литературы ХIХв.

Вот как он, например, интерпретирует “школьный конфликт” в романе Пушкина “Евгений Онегин” между Татьяной, Онегиным и Ленским. По мнению Ю.М.Лотмана, эти персонажи не понимали друг друга потому, что они использовали разные культурные знаковые системы: Онегин был ориентирован на английский байронический романтизм с его культом разочарованности в жизни и трагизмом, Ленский – на немецкий романтизм с его восторженностью и ученостью, а Татьяна, с одной стороны, на английский сентиментализм с его чувствительностью, порядочностью и “хорошими концами”, а с другой – на русскую народную культуру (поэтому она из всех трех оказалась наиболее гибкой).

Ю.М.Лотман показал тогда еще очень темной русско-эстонской студенческой аудитории (дело было в разгар застоя) С. балов и дуэлей, орденов и женских туалетов, жизни в столице и жизни в провинции. Сейчас все его исследования получили широкое признание, выходящее далеко за рамки истории культуры.

С. тесно связана с логикой, в частности с логической семантикой Г.Фреге, Л.Витгенштейна, Б.Рассела, Р.Карнапа, с аналитической философией в целом, поскольку последняя занималась прежде всего интерпретацией языка, с философией вымысла, семантикой возможных миров, структурнойи генеративной поэтикой, с исследованием виртуальных реальностей, с поэтикой постмодернизма (См.).

Лит.:

Труды по знаковым системам, (Учен. зап. Тартуского ун-та). Тарту, 1965-1983. – Вып. 2-20.

Семиотика / Под ред. Ю.С.Степанова. – М., 1983.

Иванов Вяч.Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. – М., 1976.

Степанов Ю.С. Семиотика. – М., 1972.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.

Лотман Ю. М. Избр. статьи. В 3 т. – Т. 1. – Таллинн, 1992. – Т.1.

Лотман Ю.М. Роман в стихах А.С.Пушкина “Евгений Онегин”: Пособие для слушателей спецкурса – Тарту, 1976.







Дата добавления: 2015-06-16; просмотров: 485. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия