Из прошлого психотерапии
(К стр. 238) Остановимся на критическом рассмотрении господствовавших в России в прежние годы так называемой рациональной психотерапии швейцарского психиатра Дюбуа (1912) и психотерапевтического учения французского невропатолога Дежерина.(1912). Наряду с рядом отрицательных сторон их взгляды имеют некоторое положительное значение. Появившийся в начале текущего столетия метод рациональной психотерапии Дюбуа предназначен автором «для воздействия на сознание ■больного». В свое время он пользовался признанием большинства отечественных психиатров и психоневрологов. По Дюбуа, первоисточником невроза якобы является ошибка в суждениях больного, которая и приводит к порождаемой его воображением ложной идее. Поэтому Дюбуа обращается именно к рассудку больного (отсюда и название метода — «рациональная психотерапия») с целью научить больного правильно относиться к своим ощущениям, правильно оценивать симптомы своего заболевания и исправлять ошибки в логических суждениях, порожденные воображением или же самовнушением. Задача метода — воспитание мышления больного, активизация его психических процессов, осуществляемые путем убеждения. Хотя Дюбуал_как и его последователи, полагал, что его метод вполне свободен от внушения, оказываемого на больного, в действительности скрытое внушающее воздействие в нем, несомненно, имелось. Как отмечает Ю. В. Каннабих (1933), в рациональную психотерапию, как ее проводил Дюбуа, входило много чисто суггестивных элементов,, в частности связанных с обаянием личности ее основателя. х Концепция Дюбуа, построенная на началах умозрительной психологии и психофизического параллелизма, исходит из ошибочных представлений, что невроз якобы является продуктом относительной недостаточности интеллекта и ослабленной воли больного. При этом совершенно игнорируется роль в развитии невроза средовых факторов (в том числе факторов социальной среды). В силу этого в методе Дюбуа отсутствует анализ конкретных условий развития невроза. Положительным в методе Дюбуа являются: 1) активизация врачом мышления больного, 2) применение логических доводов, направленных на устранение путем обсуждения с больным его ошибочных представлений. Однако в ряде случаев одно убеждение, основанное на уяснении причин и условий развития невротического заболевания, оказывается явно недостаточным для того, чтобы это заболевание устранить. В таких случаях сами больные говорят: «Я понимаю причину своего заболевания (или своего влечения), но не могу от него избавиться!» или: «Я хочу, но не могу забыть своего душевного потрясения!» или: «Сознаю нелепость своего навязчивого состояния, но не могу с ним справиться!» Более того, при значительной патологической инертности больного пункта, динамической структуры, коркового процесса (раздражительного, или тормозного) словесные убеждения могут лишь усиливать действие этого инертного очага, но не устранять его. Поэтому здесь наибольшую эффективность может иметь речевая психотерапия, проводимая не в бодрственном, а в дремотном состоянии или же во внушенном сне, осуществляемая не только прямым внушением, но и путем убеждения (мотивированное внушение). В противовес концепции Дюбуа, Дежерин (1912) выдвинул другую концепцию, в которой особое значение в развитии невроза придается не интеллектуальной сфере, а сфере эмоциональной, в частности отрицательной эмоции, действовавшей остро или же хронически, что^ и приводит к возникновению невроза. К методам внушения и гипноза Дежерин относился крайне отрицательно, считая, что они подавляют «свободу воли» больного и превращают его в автомат (здесь сказалось влияние школы Шарко, к которой принадлежал Дежерин). Антинаучность концепции Дежерина ярко проявилась в его высказываниях. По его словам, «религиозный человек не может быть неврастеником», «детерминист не может быть психотерапевтом» и т. п. В учении о неврозах у Дежерина есть лишь одно правильное положение— о важном значении в развитии невроза отрицательных эмоций. Как мы знаем, в настоящее время в учении И. П. Павлова это обстоятельство получило свое физиологическое обоснование. Далее Дежерин правильно подчеркивал, что для успеха психотерапии большое значение имеет наличие положительной установки больного на врача и наличие взаимопонимания между врачом и больным. Идеалистическое учение Дежерина, как и идеалистическая концепция Дюбуа, не могли занять в области психотерапии господствующего положения. В силу этого же обстоятельства в корне ошибочное учение о неврозах, развитое Фрейдом и его последователями, также было отвергнуто и нашло признание лишь в США, где оно в настоящее время используется в качестве одного из идеологических средств затемнения классового сознания трудящихся (подробнее об этом см. главу XX).
|