Студопедия — Признаки текста
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Признаки текста






1) операторный способ – способ, посредством которого текст воздействует, то ощущение, через которое он воспринимается (зрение, слух, осязание, обоняние);

2) сфера дйствия – область, в которой система признается, действует и являетя обязательной;

3) природа и число знаков – материальное выражение букв, звуков, цветов, линий, форм, плоскостей, запахов в бесконечных вариациях;

4) тип функционирования текста – линейность, иконичность, континуальность, пространственность.

Э.Бенвенист).

__________________________________

Всякий текст как семиотическая система, по Э. Бенвенисту, характеризуется 4 отличительными признаками:

1) операторный способ – способ, посредством которого текст воздействует, то ощущение, через которое он воспринимается (зрение, слух, осязание, обоняние) все эти типы ощущений, исклчая вкусовое, оказываются задействованными при восприятии, в частности, рекламного сообщения как сочетания и объединения их всех при едином целостном восприятии;

2) сфера дйствия – область, в которой система признается, действует и являетя обязательной (культура, искусство, лингвистика, дизайн, музыка и пр.);

3) природа и число знаков – материальное выражение букв, звуков, цветов, линий, форм, плоскостей, запахов в бесконечных вариациях;

4) тип функционирования текста – линейность (протяженность в пространстве и во времени), иконичность (изобразительность), континуальность (непрерывность), пространственность (расположение на плоскости и в пространстве). Линейность характеризует любой словесный (вербальный) текст, иконичность, пространственность и континуальность свойствены изобразительному текстовому фрагменту либо целому тексту-изображению (в статике или днамике).

Процесс восприятия человеком (субъектом восприятия) текста (семиотической системы) как единичный цлостный акт состоит из нескольких соподчиненных уровней.

 

Слайд 3.24.

Уровни восприятия текста

1 акт – восприятие визуального ряда на плоскости;

2 акт – предметное соотнесение изображения с хранящимися в памяти представлениями (денотатами);

3 акт – наделение визуального ряда определеным конкретным и абстрактным содержанием;

4 акт – установление определеных отношений между субъектом и текстом.

__________________________________________

Поэтапное осмысление текста может быть представлено в модели интерпретации текста как единого структурного целого, воспринимаемого непосредственно и сразу, но задействующего несколько слоев восприятия (четыре – от низшего к высшему): знаки, семантические единицы, предметное содержание и изображение, ценностные образы.

Подробнее охарактеризовать эти 4 уровня можно следующим образом.

1 акт – понимания семиотического текста соотностся с восприятием субъектом поверхностной фактуры изображения, линий, цветов, вербальных и символических знаков - с восприятием визуального ряда на плоскости;

2 акт – предметное соотнесение изображения («семантических едииц») с денотатом, узнавание визуального ряда – сличение его с ханящимися в памяти понятиями и представлениями (или отрицательный результат попытки такого соотнесения, когда изображение и вербальный текст остаются не узнанными, т.к субъект не находит для них соответствующих денотатов);

3 акт – наделение визуального ряда определенным конкретным и абстрактным содержанием, смыслом, образностью, дающими возможность выхода на различные ассоциативные связи;

4 акт – установление определеных отношений между субъектом и текстом (условный «диалог»), при котором субъектом окончательно дается оценка и вывод изображению, т.е. реализуется индивидуальное понимание визуального ряда в виде развернутой осмысленной интерпретации всего текста.

 

Обязательным условием первичной реализации отношений между субъектом и текстом является первый акт восприятия, к оторый служит необходимой базой, основой для формирования следующих трех актов понимания. Однако начальным интерпретирующим можно назвать второй акт восприятия (узнавание, сличение), в последующих актах интерпретация и понмание приобретают более выраженные законченные формы. В каждом реальном акте восприятия не обязательно участвуют все четыре компонента. Субъект останавливается на том уровне восприятия, который соответствует его установке, психологической и интеллектаульной подготовленности, а также различными привходящими факторами.

Восприятие семотического текста в целом сложный многоступенчатый акт, включающий как бессознательные, интуитивные, так и осознанные мыслительные операции, строящийся на эмоциональном и рациональном постижении данной знаковой системы.

Любой текст в кончном итоге должен быть интерпретирован, т.е. воспринят человеком и истолкован в соответствии с его уровнем подготовки, с наличием у него специальных и фоновых знаний, психологической и социальной установки, перманентными и сиюминутными переживаниями и пр.

После того как какой-либо текст создан, но он остается некоторой мертвой последовательностью знаков, и для его оживления необходима включенность в соответствующую культуру.

Интерпретация находится в зависимости как от объективных качеств текста, так и индивидуальных особенностей субъекта (интерпретатора), в основе которых лежит личный мир данного субъекта. Задача интерпретатора – извлечение из текста максимума заложенных в гего смыслов (или на оборот сведение множеств а вариантов к некоему общему, единому смыслу. При том, что сам текст и объективно содержащиеся в нем сигналы и свойста неизменны, заданы объективо, тем не менее субъект-интерпретатор неизбежно включае себя, свой индивдуальный опыт и установки и осваивает не весь текст, а только часть его сигналов и свойств, т.к. индивидуальное восприятие всегда избирательно. Из бесконечного разнообразия свойств объекта человек отбирает главные для себя в данной ситуации и строит свою шкалу оценок и свое поведение, оттадкиваясь от них.

Отражение картины мира в человеческом сознании зависит как от отражаемой реальности, так и от особенностей субъекта, в результате чего один и тот же фрагмент реальности воспринимается, отражается (т.е. интерпретируется) в сознании разных субъектов по-своему, что достаточно эффективно иллюстрируют жизненные ситуации. Одно и то же событие, например, убийство по-разному воспринимается убийцей, сообщниками, родственниками жертвы, прокурором, защитником.

 







Дата добавления: 2015-06-16; просмотров: 831. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.033 сек.) русская версия | украинская версия