Слайд 2.9
«Человек человеку — волк» (Homo homini lupus est) (Т. Гоббс) _______________________________ Возрождение и Новое время приносят новое, демистифицированное, понимание человеческого общения, основанное на гуманистическом миросозерцании. В центре внимания новой, секуляризированной, «обмирщенной» культуры уже не Бог, а Человек. Эта культура реабилитировала человека, придала подлинную ценность его земному, а не потустороннему бытию, очистила его бытие от религиозного мистицизма. Вместе с тем она способствовала появлению рецидивов крайнего индивидуализма, свойственных эпохе становления и развития буржуазных отношений, что нашло свое выражение в знаменитой формуле Т. Гоббса «человек человеку — волк» (Homo homini lupus est). Выражение это появилось намного ранее, еще во II в. до н.э., у римского писателя Плавта, но именно Гоббс в XVII в. сделал его достоянием европейской культуры. В эпоху Просвещения умонастроения в интеллектуальной среде меняются — все более широкое признание завоевывает такое понимание сущности гловека и человеческих отношений, которое основано на вере в зиродную доброту и разумность человека, в возможность создаватьобщества, в котором будут царить отношения «свободы, равенства и братства». Это время отмечено бурным развитием педагоги-этики, эстетики, психологической науки, изучающей психолоческие механизмы, управляющие взаимоотношениями человека себе подобными, а не с Богом. Что касается риторики, то ее популярность в век Просвещения эстепенно убывала. К началу XIX в. в Западной Европе почти повсеместно риторика перестает рассматриваться как наука и устраняется из сферы образования. Упадок риторики был столь глубок, она начинает восприниматься лишь как синоним красивой, напоенной, но малосодержательной речи. Философские подходы к построению теории коммуникации на рубеже XVIII — XIX вв. в немецкой классической философии способствовали тому, что начинает разрабатываться категориальный аппарат, принципиально важный для построения теории коммуникации. Речь идет о категориях «субъект» и «объект», где под «субъектом» понимался человек в его активно-познавательном (но пока еще'не преобразовательном) отношении к окружающему объективному миру — «объекту». Следует, однако, отметить, что большинство немецких философов были склонны трактовать и человеческое общение в категориях субъект-объектной связи, а не субъект-субъектной, и выйти за ее рамки не смогли.
|