Студопедия — Практическое применение инноваций и методы их создания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Практическое применение инноваций и методы их создания






Инновационная среда — это один из системообразующих факторов инноваций, поскольку она может либо поощрять инновационные усилия, либо препятствовать им. Она создается реальными действиями и поведением людей, а не просто провозглашением того, какими должны быть ее «принципы и политика».

К сожалению, многие сотрудники организаций ощущают свою изолированность от тех областей ее деятельности, к которым сами они не относятся, в том числе и от управления организацией, — особенно когда речь заходит о представлении новых идей и выражении озабоченности существующим положением дел.

Сами просьбы о представлении инновационных идей, обзор результатов инноваций и вознаграждение не только успешных, но и любых инновационных попыток могут служить не только мощными стимуляторами деятельности сотрудников, но и ключевым элементом стратегии привлечения новых, высоко одаренных людей.

Сотрудники любой организации хотят, чтобы к ним относились как к влиятельным членам общей команды, чтобы их постоянно информировали обо всем, что происходит в компании. Инновационные организации тратят на информирование своих сотрудников столько же времени, сколько на информирование тех, кто вкладывает в них средства. Они распространяют среди сотрудников сведения о намеченных к выполнению программах, обеспечивают непрерывность процесса их обучения, используя для этого такие средства, как внутренние публикации, видео, официальные обзоры и церемонии вручения наград. Открытый стиль работы способствует свободному обмену идеями на всех уровнях.

Когда в организации создается комфортный инновационный климат, ее сотрудники получают свободу бросать вызов друг другу, экспериментировать с альтернативными подходами. А в результате возникает и разносторонность мышления. Сотрудников, ставящих под сомнение «священные традиции», в таких организациях поощряют, а не считают смутьянами.

Важно, чтобы руководители принимали непосредственное участие в инновационных инициативах, тогда их приверженность инновациям будет очевидна для всей организации. Руководитель должен относиться к инновациям с одержимостью, вдохновлять своих подчиненных, и, наоборот, подчиненные должны вдохновлять своего руководителя.

Приступая к построению сильной инновационной среды необходимо выявить и устранить барьеры, стоящие на пути инновационного мышления, и создать тем самым спокойную обстановку, в которой будут поощряться исследования и эксперименты. [1]

Известно множество методов улучшения и развития как индивидуального, так и группового творчества и производства новаторских идей. В бизнесе они применяются ко всем сферам, начиная с маркетинга и продвижения продукта и заканчивая стратегическим менеджментом. Что касается остальных сфер человеческой деятельности, то эти методы используются в образовании (для стимулирования творческого потенциала учащихся), науке (для генерации научных гипотез), государственном управлении (для создания более эффективных служб) или правительственных структурах (для определения стратегических направлений развития).

Методы генерирования идей в процессе создания инноваций

Практика, используемая передовыми фирмами в области изобрета­тельской работы, основывается на создании отдельных групп сотрудни­ков с высокой степенью автономности и разнообразным профессио­нальным составом. Это обеспечивает исследованиям известный уровень независимости. Внутри таких групп создается творческая атмосфера, которая чаще и быстрее приводит к положительным результатам.

Процесс решения проблем тесно связан с направлением мышления вообще. Изобретательность — необходимое условие возникновения новых идей — базируется на различных подходах, среди которых можно выделить:

- морфологический анализ и синтез;

- метод контрольных вопросов;

- матричное структурирование;

- синектический метод;

- метод фокальных объектов;

- метод инверсии;

- метод «мозгового штурма»;

- метод свободных ассоциаций;

- алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ);

- использование информационных технологий и баз данных.

Морфологический анализ и синтез. Метод морфологического анализа и синтеза появился в 30-х гг. XX в., его автор — швейцарский исследова­тель Ф. Цвикки.

Сущность метода состоит в том, что проводится структурный (мор­фологический) анализ объекта: выбираются несколько его составных частей (элементов) и для каждой из них находятся альтернативные решения. Далее проводится синтез: анализируются все возможные сочетания признаков, так как каждая комбинация представляет собой потенциальное решение.

Применение метода морфологического анализа наиболее эффективно при решении конструкторских задач общего плана (проектирован новых машин, поиск новых компоновочных решений).

При выделении 10 составных частей и разработке для каждой из них по 10 альтернативных решений общее количество вариантов будет равно 10 млрд (пример 1). На практике некоторые из комбинаций могут быть уже известны, некоторые могут быть отвергнуты как нежелательные, тогда как некоторые могут обнаружить новые возможности.

Морфологический анализ часто описывается как метод научно-технического прогнозирования, так как позволяет определить будущие научно технические достижения. Однако большей частью его практические приложения касаются поиска возможных конструктивных построений.

Пример 1:

Применение морфологического анализа при решении технических задач

Рассмотрим этот метод на примере проектирования снегоходов. Можно построить морфологический ящик со следующими осями и классами по осям.

1. Двигатель: внутреннего сгорания газовая турбина

электрический парусный и т. д.

2. Движитель: моноколесо (кабина внутри колеса)

обычные колеса

ребристые колеса

ноги (шагающий движитель)

вращающиеся тарелки и еще не менее 15 комбинаций

3. Тип кабины: открытая

катамаран

сдвоенная тандемного типа и т. д.

4. Управление: изменение направления двигателя

снежные рули

воздушные рули и т. д.

В данном случае охвачены далеко не все возможные оси и не все классы по осям. Тем не менее в ящике уже более миллиона вариантов.

Метод контрольных вопросов (анализ характеристик). Процесс выра­ботки новых идей основывается на использовании списка вопросов или предложений, имеющих отношение к анализируемой проблеме. Вопрос­ник составляется в произвольной форме (пример 2).

Пример 2

Контрольные вопросы

Можно ли найти для этого какой-то иной способ применения?

Можно ли это адаптировать?

Есть ли где-то или было в прошлом что-то похожее?

Не наводит ли это на какие-то другие идеи? Что можно скопировать? В чем можно превзойти?

Можно ли это как-то модифицировать: изменить цвет, вид движения, запах, форму, силуэт? Что еще можно изменить?

Можно ли это увеличить? Если «да», то что именно: частоту, мощ­ность, размер? Можно ли придать этому новую ценность, добавив но­вое свойство или включив в состав дополнительные компоненты?

Можно ли это уменьшить? Если «да», то как это сделать: умень­шить размеры, повысить концентрацию, сделать миниатюрный вари­ант? Сделать ниже? Короче? Легче? Убрать какой-то компонент?

Можно дли вообще все поменять местами? Заменить плюс на ми­нус? Двигаться не вперед, а назад?

Можно ли это скомбинировать? Что, если сделать смесь, сплав, набор, комплект? Объединить цели, силы, преимущества, идеи?

Матричное структурирование. Матричное структурирование проблем представляет собой метод систематизации поиска новых идей путем построения матрицы, столбцы которой соответствуют обсуждаемым вариантам товаров, а строки — рыночным атрибутам этих товаров, записанных в виде вопросов. Например: Какое применение может найти данный товар? Где его можно использовать? На какой круг потребителей он рассчитан? Ответы по каждому товару записываются в соответствующие клетки матрицы.

Синектический метод. Техника синектики основана на аналогиях, помогающих членам группы взглянуть на проблему по-новому. Этот подход был разработан американским исследователем У. Гордонощ который, проанализировав записи групповой работы изобретателей, заметил, что новые важные идеи обычно появляются на основе аналогий с природными явлениями или другими аспектами жизни (пример 3).

Выделяются четыре вида аналогий:

- прямые — проведение прямого сравнения между объектами или процессами, обладающими некоторыми общими характеристи­ками. Природа, в том числе растительный и животный мир, ху­дожественная литература дают много аналогов для научного и инженерного творчества;

- личные (метод ассоциаций) — «вхождение в образ». В процесса генерирования идей может оказаться полезным поставить себя на место конструируемой машины, узла, детали и представить возможное поведение (состояние) в этих условиях (так, на съем­ках фильма «Прогулки с динозаврами» участники съемочной группы по утрам «входили в образ» одного из животных: передвига­лись, бегали, «принимали пищу» и т. п.);

- символические, основанные на выражении проблемы в символах или образах, воображении наиболее оптимального решения, независимо от того, насколько невозможным оно окажется, а затем адаптации его к реальности (например, для шлифовального кру­га символической аналогией будет «точная шероховатость»);

- фантастические — в задачу вводятся какие-нибудь фантастиче­ские существа, выполняющие то, что требуется по условиям задачи, или какие-нибудь фантастические средства (шапка-невидимка, сапоги-скороходы и т. д.).

Пример 3

Применение метода аналогий

Играя с котенком, изобретатель Игнатьев подумал: а почему, соб­ственно, когти и зубы кошки постоянно остры? Игнатьев пришел к вы­воду, что самозатачивание происходит благодаря многослойной кон­струкции зубов. Твердые стержневые слои окружены более мягкими слоями. Во время работы твердые слои испытывают большую нагрузку, мягкие слои — меньшую, и первоначальный угол заострения не меняется. Этот принцип воплощен Игнатьевым в самозатачивающихся резцах.

Изобретателем «липучки» (липкой застежки) принято считать швейцарского инженера Жоржа де Миграля. В 1941 г. он охотился в лесу и ему пришлось вынимать репей из шкуры собаки. Когда он снял очередную репеину, его осенила мысль создать застежку по принципу прилипания. На ее создание ушли годы. Зато когда изобретение было готово, им стал пользоваться весь мир. А американские астронавты применяли новинку на Луне.

История изобретения компанией Canon сменного барабана для ла­зерных принтеров связана с введением игрового подхода. В тот период, когда инженеры компании пытались создать сменный картридж для ксерокса, что тогда относилось к сфере высоких технологий, руководитель группы разработчиков послал кого-то за пивом. Размышляя о проблеме, лидер группы взял пивную банку и попросил всех членов группы найти сходные черты между недорогой пивной банкой и недорогим картриджем для ксерокса. Юмористическая форма, в которую был облечен поиск аналогий, была найдена очень удачно, поскольку позволила участникам «выглянуть из своих черных коробок» и подойти к решению нестандартно.

Одна швейцарская фирма попросила ученых из компании Меуег-Hentschel помочь сделать ее магазины более удобными для пожилых покупателей. А как понять, что нужно пожилому человеку? Для этого был создан AgeExplorer — костюм, похожий на наряд мотогонщика, имитирующий болезни и проблемы пожилых людей. В шлем вмонтиро­ваны затычки для ушей, перед глазами — защитное стекло, которое делает мир мутным и уныло желтоватым. Более того, все суставные соединения костюма сделаны тугими, а перчатки имитируют артрит. Испытателями стали 4500 человек. Большинство — представители биз­неса. Оно и понятно: мир стремительно стареет и бизнесмены изучают новый рынок — делают ортопедические лыжные ботинки и мобильные телефоны, удобные для пораженных артритом пальцев. Но есть у AgeExplorer и другое предназначение. Ученые надеются, что он научит мо­лодежь понимать, как несладко приходится в этом мире пожилым.

У. Гордон и его помощники образовали компанию SynecticsInc. Примером ее деятельности может служить заказ одной небольшой ком­пании на идею по поводу способа помещения картофельных чипсов в упаковку как можно меньшего размера. Эта проблема была решена, когда члены дискуссионной группы увидели аналогию чипсов с листь­ями. Несмотря на то, что листья имеют хрупкую фактуру, их упаковы­вают без какой-либо деформации и ломки, когда они насыщены вла­гой. Так появилась идея формовать картофельные чипсы во влажном состоянии. Эта идея впоследствии была продана компании Procter & Gamble и вылилась в продукт под названием Pringlies, который сейчас имеется на российском рынке.

Если требуется усовершенствовать процесс окраски мебели, то при­менение прямых аналогий будет состоять в том, чтобы рассмотреть, как окрашиваются минералы, цветы, птицы и т. д. или — как окраши­вают бумагу, «окрашивают» телеизображение.

Решение проблемы состоит из следующих основных стадий:

1) постановка проблемы так, как она дана;

2) анализ проблемы;

3) предположения и предложения, возникающие сразу;

4) постановка проблемы так, как она понимается;

5)увеличение дистанции между базовым и возможным новым решением посредством аналогий;

6) прорыв фантазии;

7) генерирование возможного решения.

Важным условием эффективности использования этого метода вы­ступает поддержка групповой дискуссии экспертом.

Метод фокальных объектов. Данный метод заключается в том, что свойства одних объектов переносятся на другие (пример 4). Для поиска слов — объектов переноса — обычно пользуются книгами и сло­варями.

Пример 4

Принцип использования метода фокальных объектов

Свойства помидора (круглый, сочный, вкусный) переносятся на подводную лодку: круглая лодка — подводный дом, сочная — со смаз­кой наружной поверхности для уменьшения трения, вкусная — в дли­тельном плавании ее мебель и перегородки съедаются, поскольку сде­ланы из муки со специями.

Метод инверсии. Метод инверсии означает противоположный обыч­ному взгляд на проблему и ее решение. Сопряженные узлы мысленно меняются местами: то, что внутри, ставят наружу, «вверх дном», «вывер­нутым наизнанку» (пример 5).

Пример 5

Использование метода инверсии в производстве

Примером решения инженерной задачи методом инверсии могут служить станки типа «обрабатывающие центры», где в отличие от тра­диционных неподвижных режущих элементов и вращающихся дета­лей последние неподвижны, а вся режущая часть двигается вокруг или вдоль деталей.

Метод «мозгового штурма». Метод «мозгового штурма» (брейнсторминг), созданный американским психологом А. Осборном, представ­ляет собой неструктурированный процесс генерирования всевозмож­ных идей, спонтанно предлагаемых участниками. В основе метода лежит идея о том, что для пробуждения творческой инициативы человека нужно вырвать его из привычной обстановки и поместить в необычные условия, например сделать участником игры или дискуссии с элементами игры.

Данный метод не устраняет беспорядочных поисков, но он отражает важный механизм взаимодействия и развития идей: участник штурма А высказал первую идею, которую тут же видоизменил участник В, в ре­зультате возникла вторая идея. Теперь А видит свою идею иначе, что позволяет продолжить ее развитие и таким образом образуется цепь идей (пример 6).

Подготовка к «мозговому штурму» начинается с формулирования проблемы. Затем подбираются участники (6—12 человек) желательно различных профессий, но среди них не должно быть признанных авто­ритетов по обсуждаемой теме. Любые, даже самые абсурдные, идеи фик­сируются; не допускаются критические замечания или оценки выска­занных идей; поощряется комбинирование идей и развитие их в разных направлениях.

Пример 6

Идеи, возникающие в процессе проведения «мозгового штурма»

В книге Дж. Диксона «Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений» приведены протоколы нескольких «моз­говых штурмов». Вот отрывок из одного протокола, зафиксировавшего решение задачи о том, как при сортировке отделить зеленые (незре­лые) помидоры от созревших:

Том: Мы сортируем их по цвету. В данном случае, вероятно, нужно применить индикатор цвета.

Эд: Излучательная или отражательная способность. Зеленый поми­дор должен иметь большую отражательную способность, чем созревший.

Дейв: Твердость. Мы надавливаем на них слегка или притрагиваемся к ним.

Дик: Электропроводность.

Том: Сопротивление электрическому току.

Дейв: Магнетизм!

Дик: Размер. Разве зеленые помидоры не меньше по размеру?

Эд: Вес. Созревшие помидоры будут тяжелее.

Том: Размер и вес должны быть связаны друг с другом.

Дейв: Размер и вес дают плотность.

Эд: Удельный объем.

Том: В зрелых помидорах очень много воды, поэтому они имеют удель­ный объем воды.

Дейв: Они плавают или тонут?

Дик: Может быть, сортировать их по плотности — в зависимости от того, плавают они в воде или тонут?

Эд: Не обязательно в воде, может быть и в другой жидкости.

Наиболее широко этот метод применяется для создания новых продуктов, особенно потребительских товаров, а также при разработке новых предложений по рекламе. «Мозговой штурм» может совмещаться c другими методами, например с методом синектики.

Существуют различные варианты проведения «мозгового штурма»:

- обратный «мозговой штурм»: новые решения не разрабатываются, а анализируются недостатки старых;

- двойной прямой штурм: после перерыва штурм проводят повтор но, и т. д.

Практика показывает, что метод «мозгового штурма» рацион; использовать в тех случаях, когда предполагается получить:

- развернутое представление о том, в каких направлениях мо пойти развитие изучаемого объекта науки или техники;

- широкий набор возможных вариантов решения рассматриваема проблемы;

- круг факторов, которые необходимо принимать во внимание, выбирая окончательный вариант решения задач при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Метод свободных ассоциаций. Метод свободных ассоциаций — один из самых простых и в то же время самых действенных методов выработки новых идей. Он весьма полезен при выработке совершенно нового взгляда на проблему. На листе бумаги пишется слово или фраза, имеющая отношение к обдумываемой проблеме, затем последовательно добавляются другие слова или фразы, обозначающие новые грани мыслительного процесса, благодаря чему возникает цепочка идей.

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). В работе многих НИИ, КБ, предприятий и фирм широко используется АРИЗ — эвристическая программа, позволяющая путем последовательных операций шаг за шагом приходить к наиболее эффективному решению задачи беж перебора всех возможных вариантов.

В процессе разработки новой техники конструкторам приходите! иметь дело с «балансировкой» многих взаимосвязанных технических параметров, определяющих основные и вспомогательные характерис­тики изделий (грузоподъемность, собственная масса, скорость и т. д.). Попытки улучшить значения одних параметров часто приводят к ухуд­шению других.

АРИЗ базируется на системном подходе, основу которого составляет специальная программа (алгоритм). Цель — выявление в технической системе недостатка, порождающего противоречие, и поиск решения через устранение этого противоречия (пример 7). При этом реали­зуется стратегия логического направленного поиска (пример 8).

Пример 7

АРИЗ, когда не было АРИЗа

В 800 г. проходила коронация Карла Великого. По ритуалу возло­жить корону на голову будущего императора должен был папа рим­ский. Перед Карлом встала нелегкая задача. Коронация была нужна для укрепления власти во Франкском государстве, которое значитель­но расширило свои границы. Однако было совершенно недопустимо, чтобы папа римский короновал Карла, поскольку получалось, что папа выше императора: папа дал корону, он может и забрать ее. Налицо четкое физическое противоречие: корону следовало принимать и не принимать. Карл нашел способ его преодолеть, обеспечив выполнение противоречивых требований путем разделения их в пространстве и во времени. Когда папа протянул корону, Карл, не дожидаясь, пока коро­на будет возложена на его голову, перехватил ее на полдороге и возло­жил на голову своими руками.

Более 1000 лет спустя (1804), при коронации Наполеона, последний, зная исторический факт из жизни Карла Великого, поступил точно так же.

Выявляя и устраняя технические противоречия методом проб и ошибок, инженеры вынуждены перебирать множество вариантов. Зада­чи могут быть решены на уровнях разного порядка: на уровне первого порядка (число проб не превышает 10) и даже на уровне второго поряд­ка (число проб до 100) возможно нахождение патентоспособных реше­ний. Однако на уровне более высокого порядка, когда требуется прове­сти до 10 тыс. и даже до 100 тыс. проб, решение технической задачи: связано с большими затратами средств и времени.

Пример 7

Использование АРИЗ

Моторная лодка позволяет за счет значительной скорости быстро преодолеть расстояние или получить удовольствие от водной прогулки. Такие параметры, как скорость и устойчивость, находятся в противо­речии. При необходимости значительно увеличить скорость резко сни­жается устойчивость судна, особенно при волнении на водной поверх­ности. Анализ патентного фонда позволил выделить 40 приемов решения проблемы. Один из них — принцип предварительного действия. На моторных лодках для увеличения их устойчивости устанавливаются були — продольные накладки, приклепываемые к бортам, которые создают герметичные полости. При крене судна они, касаясь воды, обеспечивают появление выталкивающей силы, противодействующей крену.

АРИЗ позволяет перевести задачу уровня высокого порядка в задачу первого уровня, решаемую перебором нескольких вариантов. Алгоритм содержит концентрированную информацию, списки типовых приемов и таблицы их применения, схемы развития технических систем, таблицы применения различного рода явлений и т. д. Эти таблицы послужили обобщением коллективного изобретательского опыта, так как построены на основе анализа 40 тыс. патентов и авторских свидетельств.

Для разработки альтернатив решения проблемы и выбора из них оптимального используются различные методы генерирования идей. Часть из них наиболее результативна, когда проблема носит чисто тех­нический характер: ими предпочитают пользоваться люди, которымнеобходимо логическое обоснование принятого решения. Другие ме­тоды используют изобретатели новых продуктов, берущие на себя риск за нестандартную, возможно абсурдную, идею. Хорошие результаты дает комбинирование различных методов генерирования идей.

АРИЗ постоянно совершенствуется и требует уточнения и пополне­ния информационного фонда. Этот метод позволяет работать с задача­ми, в которых можно выделить прототип и указать его недостатки.

Сегодня научно-техническим работникам совершенно необходимы знания методологии науки и методов творческой работы. Повышение продуктивности творческого мышления постепенно становится одной из основных проблем инновационной деятельности.

Использование информационных технологий и баз данных. Развитие вычислительной техники и информационных технологий создает но­вые возможности для генерирования идей. Колоссальное количество известных технических решений, предложений, гипотез и т.д., из кото­рого нужно выбрать лучшее для данного случая, стимулирует творче­ский процесс исследователя и конструктора и способствует появлению новых идей, которые затем могут превратиться в новые продукты (при­мер 8).

Пример 8

Систематизированный метод генерации идей о выпуске новых видов продукции

В США предложен систематизированный автоматизированный ме­тод генерации идей о производстве новой продукции. В основу метода положены:

- диалог с банками данных, содержащими более 160 млн ед. инфор­мации (И);

- изучение всех публикаций и поиски И по ключевым словам «идея», «инновации», «новинки» и др. с их фильтрацией в ЭВМ по опреде­ленным правилам.

ЭВМ выдает заголовки этих материалов, а затем исследователь вы­бирает весь материал для детального ознакомления. Метод иллюстри­руется на примере поиска новинок в области водоснабжения и порош­ковой металлургии. Метод позволяет быстро интегрировать много новых идей при умеренных затратах. Используется мультифайловый, мультидисци- плинарный подход к поиску И по вертикали (изучение И из одной области) или по горизонтали (изучение И из различных облас­тей). Поиск может быть ограничен видом информации: патенты, науч­ные конференции, реклама и торговые журналы и т. д.

Метод рассчитан на профессионалов с широким кругозором и опытом работы в диалоговом режиме с банками данных, с фундаменталь­ной теоретической подготовкой и творческими способностями. Требуется участие специалистов по маркетингу и методам исследований и разработок.

Преимущества метода: большая эффективность по сравнению с существующей практикой поиска идей по созданию новой продукциивозможность реализации метода на типовом рабочем месте, обеспечение синергического эффекта за счет непрерывного потока новых идей; при одновременном использовании метода «мозгового штурма» увеличение эффективности поиска; уменьшение стоимостных и временных затрат.

Недостатки метода: засорение потока полезных идей ненужной И; отсутствие новизны в том случае, если идея уже реализована, трудность получения в ряде случаев подробной И.

Этапы реализации метода на практике: идентификация потребностей в новых идеях, выбор критериев-целей, показателей эффективности для приложений, оценка организационных условий и принципов политики при реализации идей.

Деловые игры

На данный момент существует огромное количество различных методов обучения. Традиционная классификация предполагает следующие виды обучения: словесный (лекция), работа с источниками, наглядный (демонстрация образца), практический (эксперимент). Однако, такой подход в настоящее время не сможет удовлетворить даже школьников, не говоря уже о подготовке персонала. В связи с этим, в последние годы ведется поиск путей повышения эффективности обучения за счет активизации слушателей и интенсификации самого процесса. Одно из перспективных направлений, находящееся сейчас на волне популярности, это «проблемное обучение». Здесь активность обучающихся стимулируется за счет специальной организации учебного материала.

Таким образом, весь современный комплекс методов обучения можно условно разделить на шесть групп:

- Лекция

- Практические занятия

- Самостоятельная работа

- Активные методы обучения (АМО)

- Методы практического освоения

- Методы контроля

Самой эффективной для выработки практических знаний и умений, согласно германским специалистам, оказалась группа АМО. По полученным ими данным слушатели усваивают материал:

- на 20% при чтении лекций;

- на 30% при чтении лекций с использованием наглядных пособий;

- на 50% при использовании аудиовизуальных средств;

- на 70% при проведении дискуссий;

- на 90% при разборе конкретных ситуаций.

Стоит, наконец, определить, что же такое АМО. АМО – это методы обучения посредством воспроизведения (имитирования) производственной деятельности в учебном процессе. Какая сторона производственной деятельности и в какой степени воспроизводится, зависит от особенностей конкретных методов и дидактических целей.

Разделить методы обучения однозначно на активные и неактивные непросто. Некоторые из них являются переходными к практическим занятиям и самостоятельной работе. Бесспорно, к АМО можно отнести разбор конкретных ситуаций, занятия-дискуссии по проблемам предприятия, а также учебно-практические конференции по обмену опытом. Разновидностями АМО со специальными возможностями формирования и развития социально-психологических качеств являются ролевой разбор конкретной ситуации (инсценировка) и методы социально-психологического тренинга.

Деловые игры также входят в разряд активных методов обучения персонала.

Инновационные игры.

Метод инновационных игр (ИНИ) был предложен В.С. Дудченко в 1981 году. Его группой к 1990 году было проведено около 70 игр, в ходе которых ставились задачи разработать стратегию развития отрасли, перехода организации на хозрасчет, внедрения системы подготовки и продвижения руководителей, концепцию производственно-экономической учебы и т.д.

При разработке методик были использованы следующие научно-практические направления:

1. Инноватика.

2. Метод ОДИ.

3. Тренировка групповых отношений по методу Лоренса и Гордона.

4. Метод интенсивного обучения иностранным языкам с использованием «психологического погружения», разработанный болгарским психологом Г. Лозановым.

5. Социально-психологический тренинг; одним из его создателей считается американский психолог С. Роджерс.

Общие признаки инновационных игр таковы:

1. Участники работают над решением «размытой», а не жестко структурированной задачи.

2. Основой игры является групповая работа, в процессе которой вырабатывается непредсказуемый интеллектуальный продукт.

3. В ходе игры возникает феномен групповой сплоченности как ориентация на совместные ценности.

4. В группах постоянно формируется установка на инновационное поведение.

5. В процессе выработки инновационного проекта резко возрастает интерес участников к своим собственным профессиональным проблемам, решение которых они находят в работе группы.

6. Возникают навыки совместного решения инновационных проблем.

7. Формируется потребность в деловом и межличностном общении участников игры.

1. Цели проведения

Под инновационной игрой подразумевается совокупность мероприятий, направленных, прежде всего, на обучение персонала мыслить перспективно, нестандартно, также обучить специальным методам приемам ориентирования в нестандартных ситуациях. Игра помогает обрести навыки системного анализа ситуации, группового метода работы и умению активно взаимодействовать с окружающими.

Вообще, этот вид игр на сегодняшний день является самым важным для компаний. Особенно важен он для компаний, занимающихся новейшими технологиями, поскольку именно там нужен инновационный подход. Инновационный подход ориентирует участников на создание и выявление того нового, что появляется на каждом этапе работы. Игра называется инновационной, потому что ориентирует людей на выработку новых, нестандартных идей и подходов. Однако не новизна становиться самоцелью. Важно другое – найти оптимальный способ разрешения возникших трудностей.

2. Особенности организации и проведения.

Для организации ИНИ необходимо выполнение следующих условий:

1. Участие руководителя высшего уровня.

2. Проведение игры в непривычной для участников обстановке.

3. Продолжительность – не менее пяти, максимальная – одиннадцать дней.

4. Рабочий день - не менее 14 часов с перерывами на обед и ужин.

5. Не разрешается опоздание к началу работы и досрочный отъезд.

6. Общая численность участников игры – 35-50 человек вместе с консультантами (по одному на каждые 7 игроков).

7. Численность группы не более 9 человек. Число групп 3 – 6.

8. Участники распределяются по группам равномерно, с таким расчетом, чтобы творческий потенциал групп был примерно равным. Группы комплектуются с учетом пола, возраста, статуса, уровня образования. Желательно объединять в одной группе конфликтующих участников.

9. Обычный день на игре включает следующие фазы: групповая работа, дискуссия, общение в «клубном» режиме. В последней фазе организуются лекции и рекреационные формы деятельности.

10. Этапы игры: а) диагностика проблемы; б) анализ ситуации; в) формулирование проблемы; г) определение целей; д) выработка решений; е) разработка проблемы; ж) формирование программы реализации проекта.

Организация инновационной игры предполагает также следующие принципы:

1. Системность, заключающуюся в программировании и развертывании ее как целостной системы человеческой деятельности: выработка решений, группообразование, обучение.

2. Коллективную ответственность консультантов и заказчиков за организацию и результат игры.

3. Единоначалие руководителя игры.

4. Самопрограммирование, позволяющее по ходу проведения вводить новые «правила», выбирать «формы и методы работы».

5. Саморазвитие. ИНИ как метод, учитывая развитие социальной среды и специфику конкретных задач, «выращивает» себя для решения все более сложных проблем. Каждая последующая игра не похожа на предыдущую.

6. Принцип контролируемой борьбы, заключающийся в конкурсности и соревновательности групп.

7. Принцип развивающего обучения ориентирует участников не на расширение объема знаний, а на освоение, разработку и поиск новых решений проблемных ситуаций. Задача консультантов не найти решение проблемы, а научить этому игроков.

Важно понимать отличие ИНИ от традиционной системы образования. Традиционная система дает определенный минимум знаний, а потом учится применять их на практике. Изначальный изъян этой системы в том, что обучающийся не имеет представления о том, какие именно и в каком объеме знания потребуются ему для последующей деятельности. Этим и объясняется низкая эффективность лекций как метода обучения (см. п. 1.1.). В ИНИ делается упор на выработку у обучающегося потребности в знаниях. Поэтому с первого дня участники включаются в сложную работу, и только на второй день им читают лекции о том, как можно преодолеть встреченные трудности. То есть схема обучения такова: сначала деятельность – потом знания, которые тут же находят применение на практике.

Другой важный момент в проведении ИНИ – понятие о норме. Обычно нормальным считается средний результат. Но в ИНИ делается упор на достижение максимально возможных результатов и высокий уровень подготовки. По ходу игры участники убеждаются, что используют свой творческий потенциал лишь в незначительной мере, и учатся реализовывать свои скрытые возможности.

Третий важный момент заключается в том, что при обучении целесообразно давать информацию большими объемами, создавая для человека информационно насыщенную среду. То есть мозг человека «атаковывается» десятками тысяч бит информации, а дальнейшая работа заключается в актуализации, извлечении полученных данных из подсознания и налаживании каналов, по которым она становится доступной сознательному использованию. Таким образом, традиционная система образования опять оказывается вывернутой наизнанку: не от простого к сложному, а от сложного к простому. Сначала человек учится эффективно решать проблемы, и только потом начинает понимать как он это делает.

Еще одним важным фактором проведения ИНИ является создание личной заинтересованности в результатах работы, или мотивирование. Консультанты помогают каждому игроку найти аспект, интересный лично ему и позволяющий преодолеть его собственные затруднения. Этот фактор тесно переплетается с понятиями о норме в игре, поскольку игрок тем более стремится к максимизации усилий и, соответственно, результатов, чем сильнее он лично заинтересован в результате.

3. Постигровые эффекты.

Основной эффект игры заключается в «перевороте» сознания сотрудников от традиционного способа мышления к инновационному. Человек освобождается от врожденной боязни перемен, от предрассудков, мешающих инновационному мышлению.

Главной причиной, снижающей эффект игры, является то, что по окончании ее участники сталкиваются с жесткой реальностью. Скоро они начинают осознавать, что все их инновационные наработки повисают в воздухе из-за сильного псих







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 3860. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия