Предварительные сведения
Формой определяется назначение машины, эстетические качества, особенности эксплуатации, ремонта, транспортировки, удобство обслуживания, степень использования стандартных и унифицированных моделей, экономические факторы, а также технологические возможности предприятия – изготовителя. На нее оказывают влияние социально-экономические условия, уровень развития техники, общественные вкусы. Зрительная оценка машины производится при сравнении данного образца с подобным, стереотипным, хранящемся в памяти. Композиции может оцениваться эстетической характеристикой, отражающей систему организаций связей элементов формы и содержание изделия, диктующей расположение основных элементов, частей изделия, в определенной системе и последовательности. Она основывается на закономерностях формообразования и компоновки изделия, а так же исследовании целостного гармонического строения изделия в соответствии с функциональными, технико-экономическими и эстетическими требованиями. Предмет композиции – изделие и прилегающее к нему пространство, образует объемно-пространственную структуру. Компоновка предопределяет расчлененность машины на элементы, взаимное их расположение, соразмерность объемов и ряд других особенностей, от которых зависят эстетические достоинства изделия. Зримое отражение в форме работы конструкции и организации материала, способность сопротивляться нагрузкам, напряженность элементов, прочность, устойчивость выражает категория композиции, называемой тектоникой. Она является выражением закономерностей строения изделия, присущих его принципиальной схеме, объективных физических свойств, соотношение несущих и несомых масс. Вспомогательными категориям композиции являются: симметрия, асимметрия, пропорция, масштабность, повторность, контраст, нюанс. Симметрия применяется для уравновешенной композиции и служит для выражения статичности. Выделяют три формы асимметрии: весовую, геометрическую и зрительную. Весомая асимметрия изделий с симметричными формами характеризуется смещением центра тяжести масс машины от оси симметрии. Геометрическая асимметрия или асимметрия объемов может наблюдаться при симметричном расположении масс, но разной плотности частей конструкции и, соответственно, непропорциональных размеров кожухов. Закономерное чередование или повторность элементов может служить средством художественной выразительности. Существует два вида повторности: метрическая и ритмическая. Метрическая повторность создается повторением элементов через равные интервалы или проявляется в равенстве элементов формы, интервалов и других качеств. Ритмическая – создается закономерным чередованием соизмеримых элементов, располагаемых в порядке возрастания или убывания. Незначительные отличия сравниваемых размеров, форм, окраски и т. д. соответствуют нюансным отношениям и, напротив, резко выраженные различия сравниваемых характеристик – контрастным отношениям. Одним из основных средств композиции являются пропорции, с помощью чего достигается пропорциональность, соизмеримость, определенность соотношений размеров деталей, узлов между собой с изделием в целом. Масштабность предусматривает соразмерные соотношения между человеком и машиной, необходимые для постоянной связи между людьми и техникой. Используя эти предварительные сведения, а так же знания по техническому черчению, графике и сельскохозяйственным машинам, необходимо выполнить работу.
|