Резонерство
"склонность к бесплодному мудрствованию", как тенденция к непродуктивным многоречивым рассуждениям. механизмом "резонерства" являются не столько нарушения интеллектуальных операций, сколько повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже незначительное, явление под какую-то "концепцию". аффективность проявляется и в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонерское; так, суждения, звучащие в громкой речи как типично резонерские, при письменной записи вместе с потерей интонаций теряют и свой резонерский оттенок. Типы резонерства: 1. Шизофреническое. Наличие специфического пафоса высказывания и незаинтересованность в собеседнике (монологическое резонерство). Отклонение на побочные ассоциации при неоднозначности понятий. 2. эпилептическое – специфическая жизненная позиция, самооценка (эгоцентрическая), специфическая морализаторская позиция – эпилептики всегда учат жить – всегда существует в социальном контексте. 3. Органическое – адресовано партнеру по общению, носит комментирующий характер (как у нормальных людей) по отношению к выполняемой деятельности, вынесение вовне отдельных ее этапов. Разорванность Разорванность – нарушение целевой регуляции достигает такого уровня, что даже не нужно организовывать специальное исследование, чтобы ее увидеть (словесный салат, начало про одно, середина про другое, а конец про третье). Чаще всего при шизофрении. - Нередко подобные больные говорят независимо от присутствия собеседника (симптом монолога). - в довольно длительных высказываниях больных нет никакого рассуждения; больные произносят ряд фраз, но не сообщают в них никакой содержательной мысли, не устанавливают никаких, хотя бы ложных, связей между предметами и явлениями. представленная даже в диалогической форме речь больного не служит функции общения: больной ничего не сообщает экспериментатору, ни о чем не пытается у него узнать. - в речи больных нельзя обнаружить определенного объекта мысли. Так, больной называет ряд предметов — воздух, материю, художника, происхождение человека, красные кровяные шарики, но в его высказывании нет смыслового объекта, нет логического подлежащего. Приведенные отрывки нельзя изложить другими словами. - больные не заинтересованы во внимании собеседника, они не выражают в своей речи никакого отношения к другим людям. "Разорванная" речь этих больных лишена основных, характерных для человеческой речи признаков, она не является ни орудием мысли, ни средством общения с другими людьми. Эта особенность речи больных, отсутствие функции общения, в сочетании с ее другой особенностью, с ее непонятностью для окружающих, делает ее схожей с так называемой эгоцентрической речью ребенка.
некритичность При: Sch, эпилепсии, алкоголизме, у больных с поражением базальных отделов лобной коры мозга. Невозможность осознать и оценить свое поведение в целом. Показатель критичности: отношение больного к собственной познавательной продукции, допускаемым ошибкам (первичная, вторичная коррекция, некорригируемость). Возможно снижение критики к собственной личности. Некритичность к болезни. Возможно формирование:
Нарушение мотивационного компонента возможно и при расстройствах личности (психопатиях), и при неврозах, но только на фоне стресса (эмоциогенных ситуаций) – кривая аффективная логика.
|