ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
2.1. Первые психологические представления обозначились в древнем мире в связи с попытками мыслителей того времени дать ответ на вопрос: что такое душа? При этом выделились различные подходы к изучению сущности души — материалистический и идеалистический. Сторонник первого подхода Демокрит (около 460-370 до н. э.) утверждал, что душа состоит из подвижных атомов, которые приводят тело в движение. Со смертью тела погибает и душа. Платон (428-348 до н. э.), напротив, утверждал, что душа бессмертна. Цель души — познание идей, которые существуют вечно и сами по себе, образуя особый мир, противостоящий миру материи. Идеи античных философов были систематизированы и развиты Аристотелем (384-322 до н. э.) в трактате "О душе". Этот трактат был первым собственно психологическим трудом, в связи с чем Аристотеля часто называют основателем психологии. В его представлении душа — бестелесная сущность живого тела, посредством которой человек чувствует и мыслит. В средние века в результате усиления позиций религии душа рассматривается в основном как божественное, сверхъестественное начало, руководящее человеком в его поисках высшего смысла жизни. В то же время накапливается знание об анатомо-физиологических особенностях организма человека как одной из основ психики. В связи с этим особо следует отметить деятельность арабских ученых Ибн-Сины (Авиценны, 980-1037), Ибн-Рушды (Аверроэса, 1126-1198), а также выдающегося деятеля эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519). Второй этап в становлении психологии связывают с развитием естественных наук в XVII в., когда ведущие ученые того времени пытались сформировать новые представления о мире и человеке, рассматривая психологию как науку о сознании. Так, французский ученый Р. Декарт (1596-1650) в своих трудах предпринял попытку раскрыть механизмы поведения человека, используя в качестве аналога законы механики и введя новое понятие — "рефлекс". Душа, по Декарту, приравнивалась к сознанию как способности индивида путем самонаблюдения, или интроспекции (от лат.— гляжу внутрь), получать знание о собственных психических явлениях. Большую роль в развитии психологии на этом этапе сыграли ученые Б. Спиноза (1632-1677) и Г. Лейбниц (1646-1716), которые разрабатывали вопросы о соотношении физиологического и психического, а также Дж. Локк (1632-1704), который ввел в психологию понятие ассоциации — связи между явлениями, при которой возникновение одного из них вызывает появление другого.
3-й этап (вторая половина XIX века – 10-е годы XX века) – психология выделяется из философии в самостоятельную науку. Начало этапа было обусловлено расширяющимся применением экспериментальных методов исследования психических явлений и стремлением ученых ввести в их анализ количественные оценки. Первые результаты принципиально нового характера были представлены в книге И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1866), что считается началом этапа объективной психологии. В 1879 году в Лейпциге (Германия) была создана первая научная лаборатория, исследующая психофизиологические явления. Спустя десять лет в Париже прошел 1-й Международный психологический конгресс. Одновременно для изучения психических явлений зарубежными исследователями широко используется метод интроспекции (самонаблюдения), позволивший В.Вундту и Э.Титченеру прийти к выводу, что человеком управляет не душа, а сознание, обладающее особой психической причинностью. В то же время Д.Уотсон предложил отказаться от изучения сознания и сосредоточить основное внимание психологии только на том, что доступно методу наблюдения – на поведении человека, обусловленному совокупностью связей «стимул-реакция». Попытки преодолеть эти и некоторые другие противоречия между научными взглядами ученых привели к формированию в зарубежной психологической науке нескольких самостоятельных, зачастую противопоставленных друг другу направлений и школ (психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, гештальтпсихология и др.). Именно это позволяет многим исследователям истории психологии сделать вывод о формировании и последующем углублении кризиса в зарубежной психологической науке. 4-й этап (с 20 годов XX века) - предметом психологии становятся закономерности и механизмы функционирования психики человека, а также групповых психологических явлений. Именно в 20-е годы прошедшего столетия отечественная психология полностью переходит на позиции диалектического материализма и начинает представлять собой многоотраслевую, прикладную область знания, обслуживающую интересы практической (прежде всего - педагогической) деятельности людей, общественных институтов и государства в целом. Важное значение для развития психологической науки рассматриваемого этапа имели открытия и разработки российскими учеными И.П.Павловым и В.М.Бехтеревым проблемы условно-рефлекторных связей в функционировании организма, ставшие основой для последующего выявления закономерностей высшей нервной деятельности. В это же время Г.И.Челпанов, используя специально разработанные методы лабораторных исследований, начинает разработку первых собственно психологических проблем – восприятия человеком времени и пространства. Значительный вклад в развитие мировой психологической науки внесли и другие отечественные ученые. Л.С.Выготский разработал и ввел в науку понятие высших психических функций (мышление, память, речь, внимание) как специфических, социально обусловленных форм психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. А.Н.Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесса "вращивания" (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. А.Р.Лурия особое внимание уделил проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений, в связи с чем правомерно считается одним из создателей новой области психологической науки - нейропсихологии. П.Я.Гальперин рассматривал психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Этот вывод был положен в основу концепции последовательного формирования умственных действий, которая и сейчас реализуется в учебном процессе многих отечественных и зарубежных образовательных учреждений всех уровней. Весьма важный вклад в развитие отечественной психологической мысли XX века также внесли Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, П.П.Блонский, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и многие другие. Разработка теоретических основ отечественной психологии в течение рассматриваемого этапа позволила уточнить ее объект и предмет, сформировать самостоятельный категориальный аппарат науки. Исследовательская практика стала ориентироваться на прикладные проблемы. 2.2 Одним из наиболее значимых для развития психологии XX в. направлений является психоанализ, основателем которого считают австрийского психолога и психиатра 3. Фрейда. Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только его сознанием, но и бессознательными влечениями и желаниями, к которым Фрейд [13] относил прежде всего стремление к любви и в то же время к смерти, разрушению. Эти влечения сосредоточены в особом структурном образовании психики, получившем название "Ид" ("Оно"). Вторичный слой психики — "Эго"("Я") — призван соизмерять влечения "Ид" с требованиями реального мира, представленными в "Супер-Эго" ("Сверх-Я") — носителе моральных стандартов. Поскольку требования "Ид" и "Супер-Эго" несовместимы, "Эго" пребывает в состоянии конфликта, напряжения, от которого спасается с помощью специальных психологических защит (вытеснения, проекции, сублимации и пр.). Учение 3. Фрейда развили его ученики. Так, центральной идеей А. Адлера (1870-1937), создателя индивидуальной психологии, является тезис о бессознательном стремлении человека к совершенству, которое определяется переживанием чувства неполноценности и необходимостью его компенсации. По К. Юнгу (1875-1961), согласно принципам созданной им аналитической психологии психическое развитие личности в целом определяется коллективным бессознательным (архетипами), запечатлевшими опыт человечества. В дальнейшем развитии психоанализа в его рамках была выдвинута гипотеза о том, что человеком движут не только биологически заданные влечения и инстинкты, но и приобретенные: стремление к безопасности (К. Хорни, 1885-1952), образы себя и межличностных отношений, сложившихся в детстве (Г. Салливен, 1892-1942), под влиянием социальных и экономических факторов (Э. Фромм, 1900-1980), стремление к идентичности, психическому здоровью личности (Э. Эриксон, 1902-1990). Влиятельным направлением в психологии явился бихевиоризм (от англ.—поведение),основателем которого считают американского исследователя Д. Уотсона (1875-1958). Научная программа Уотсона основывалась на схеме 8—>К, согласно которой внешнее воздействие, или стимул (8), порождает определенное поведение организма, или реакцию (К). Отсюда следовал вывод: достаточно подобрать нужный стимул, чтобы получить требуемое поведение. Такие понятия внутреннего, психического мира человека, как "сознание", "переживание" и пр., игнорировались, считались ненаучными. В дальнейшем Э. Толмен (1886-1959), К. Халл (1884-1952) и другие ученые, работавшие в данном направлении, предложили схему S—>R, по которой связь между стимулом и реакцией не является прямой, поскольку было установлено, что один и тот же стимул может вызвать разные реакции, равно как одна и та же реакция может побуждаться различными стимулами. Б. Скиннер (род. 1904) на основе положений бихевиоризма выдвинул идею программированного обучения, предусматривающего "пошаговое" овладение деятельностью с подкреплением каждого шага. Его идеи внесли существенный вклад в становление кибернетики. Хотя в наше время бихевиоризм по сравнению с психоанализом находится на втором плане, несомненной заслугой его является разработка методических принципов и техники эксперимента, объективного подхода к изучению психических явлений. Представители гештальтпсихологии (нем. gestalt - образ, форма) М.Вертхеймер, В.Кёлер и др. стремились доказать, что поведение определяется целостными осознаваемыми психическими структурами (гештальтами), которые возникают и изменяются по особым законам. Этим структурам придавался универсальный характер. Они считались организаторами психики и поведения на всех уровнях и в любых формах. Поэтому, подобно бихевиористам, гештальтисты также не видят качественных отличий человеческой психики от животной. Эти и другие подходы основных психологических направлений породили попытки выйти из сложившейся ситуации путем интеграции идей и категорий, которые разрабатывались в различных, зачастую противостоящих друг другу, школах и системах. В бихевиоризме на первый план выдвигается понятие о «промежуточных переменных» (Э. Толмен). Это направление было названо необихевиоризмом и стало на путь изучения центральных физиологических процессов, развертывающихся между сенсорным «входом» и моторным «выходом» системы организма (К. Халл). Эта тенденция окончательно побеждает в 50-60-х годах XX века, в частности под влиянием опыта программирования на ЭВМ. Фрейдизм также претерпевает трансформацию. Возникает неофрейдизм — течение, связывающее бессознательную психическую динамику с действием социокультурных факторов (К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм) и использующее психотерапию не только для лечения неврозов, но и с целью избавить нормальных людей от чувства страха перед враждебной им социальной средой. Одним из ведущих направлений современной психологической науки является гуманистическая психология, которая, по определению одного из ее основоположников А. Маслоу (1908-1970), представляет собой "третью силу", противопоставляющую себя бихевиоризму и психоанализу. В противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий, представители гуманистической психологии К. Роджерс (1902-1987), Г. Олпорт (1897-1967) и другие рассматривают личность как единое целое. В отличие от психоаналитического подхода предметом гуманистической психологии обозначается психологически здоровая личность. При этом гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие возникают в результате воздействия окружающей среды. Высшей основополагающей потребностью человека является потребность в самоосуществлении (самоактуализации) или, по В. Франклу (род. 1905), основоположнику логотерапии, в нахождении собственного смысла. Достаточный вклад в развитие мировой психологической мысли также вносят представители когнитивной (лат. cognito – знание) психологии. Ее представители У.Найссер, А.Пайвио и др. решающую роль в поведении человека отводят знаниям. В связи с этим для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. В итоге когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем и др. В соответствии с этими представлениями в рамках гуманистической психологии разрабатываются подходы к обеспечению психического благополучия личности. В 60-х годах XX в. обозначилось еще одно направление — трансперсональная психология, изучающая предельные возможности человеческой психики с нетрадиционных позиций. Основными теоретическими источниками трансперсональной психологии являются психоанализ и восточные философские системы, принципы которых сформулированы на основе представлений об энергетической природе мира. В центре этого направления — так называемые измененные состояния сознания, которых можно достичь с помощью специально организованного интенсивного дыхания (С. Гроф) и особой, трансцендентальной музыки. Измененные состояния сознания дают возможность повторного переживания важных событий из жизни человека на более высоком уровне, что может привести к духовному перерождению, обретению целостности.
|