Пейзажная лирика
Природные явления рассматриваются Тютчевым в динамике: «Весенние воды», «Еще земли печален вид…» – и в том, и в другом стихотворении речь идет не о самой весне, а о переходе от зимы к весне. Зима оказывается как бы чревата весной, как весна чревата будущей зимой. Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!.." <1829>
*** Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит. Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она, И ей невольно улыбнулась…
Душа, душа, спала и ты… Но что же вдруг тебя волнует, Твой сон ласкает и целует И золотит твои мечты?.. Блестят и тают глыбы снега, Блестит лазурь, играет кровь... Или весенняя то нега?.. Или то женская любовь?.. <1836>
Тютчев, описывая пейзаж, ищет будущих состояний природы, погоды (предвещание). Основные художественные приемы – сравнение и параллелизм. На э том построены многие пейзажные стихотворения, когда образы природы сравниваются с душевными состояниями человека. Это не новость, такие приемы широко применялись и до Тютчева: и Е.А. Баратынский, и А.С. Пушкин и др. поэты, однако, говоря о Тютчеве, можно отметить некоторые особенности: у Тютчева нельзя разорвать обе части сравнения, обе части параллелизма (К.В. Пигарев). «Поток сгустился и тускнеет…»: Поток сгустился и тускнеет, И прячется под твердым льдом, И гаснет цвет, и звук немеет В оцепененье ледяном,– Лишь жизнь бессмертную ключа Сковать всесильный хлад не может: Она всё льется и, журча, Молчанье мертвое тревожит.
Так и в груди осиротелой, Убитой хладом бытия, Не льется юности веселой, Не блещет резвая струя,– Но подо льдистою корой Еще есть жизнь, еще есть ропот – И внятно слышится порой Ключа таинственного шепот! <1836>
перекличка между частями, заключенный в первой строфе образ природы полностью переносится во вторую часть. «Еще земли печален вид…»: картины пробуждения природы, которая наделяется улыбкой человека, пробуждение человеческой души, объединение этих двух образов. У Тютчева нет границы между состоянием человека и природы. Опять – два проявления одной стихии (природное единство). В таком виде этот прием параллелизма используется только у Тютчева. Еще одна особенность пейзажной лирики – специфика решения вопроса конкретности пейзажа. Б. Бухштаб утверждает, что в этом отличие Тютчева о т Фета. Тютчев стремился к обобщенности пейзажа, к обобщенности описания природы. У Фета если описывается весна – то она конкретна, в совершенно конкретной обстановке. Тютчев описывает пейзаж на отдельной характерной черте, берет один признак, и по этому признаку можно судить обо всей атмосфере картины. Так, строки «И паутины тонкий волос / Блестит на праздной борозде» – указывают именно на период первоначальной осени. В стихотворении «Полдень» отмечена одна характерная для всего черта – лень. И. Аксаков: художественная задача – воспроизведение того самого впечатления, которое производит на нас сама живая натура, а не рабский слепок с нее. (В э том отличие Тютчева о т Фета.)
|