III. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ
Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос зачем происходит развитие и раскрывает его механизм. Но чтобы понять его сущность, нужно прежде всего выяснить, что такое отрицание. В любой области материальной действительности постоянно происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век, и возникновения нового, передового. Замена старого новым и называется отрицанием. Отрицание не привносится в объект или явление извне, Оно всегда является результатом собственного внутреннего развития. То есть объекты и явления, развиваясь на основе внутренних противоречий сами создают условия для собственного уничтожения, для перехода в иное качество. Отрицание и есть преодоление старого новым на основе внутренних противоречий. Но возникшее новое не уничтожает старое начисто. Оно сохраняет определенные черты, которые в нем имелись. Например, новое поколение, отрицая старое, наследует многие его черты. Дети, отрицая своих родителей, сохраняют особенности внешности, черты характера, определенные особенности генотипа. Или новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет достижения науки, культуры, техники и многое другое. Таким образом, в процессе развития наблюдается преемственность, связь старого с новым. Вместе с тем, новое никогда не воспринимает старое полностью. Оно наследует лишь определенные элементы, да и то их ассимилирует. Как вы думаете наследуются ли только положительные черты? В результате отрицания уничтожается старое и утверждается новое. Но прекращается ли на этом развитие? Конечно, нет. Всякое новое не остается вечно таковым. Развиваясь, оно готовит предпосылки для возникновения еще более нового и передового. И как только эти предпосылки созревают, наступает новое отрицание. Это уже отрицание отрицания, то есть замена того, что раньше само преодолело старое. Результат этого второго отрицания снова отрицается и так без конца. Приведем пример: Мы садим весной в землю пшеничное зерно. Из него вырастает стебель, отрицающий зерно, давшее ему жизнь. Через некоторое время на стебле созревает колос. И тот сам отрицает растение, на котором он вырос. Зерна из этого колоса новой весной попадают в землю, прорастают и так далее. Развитие выступает, таким образом, как бесконечное множество следующих друг за другом отрицаний, как бесконечная замена старого новым. Поскольку всякая высшая ступень отрицает в низших преимущественно то, что устарело, развитие, в целом, приобретает прогрессивный характер. Примером может служить смена человеческих поколений. Закон отрицания отрицания показывает, кроме того, что развитие представляет собой не прямолинейный, и не циклический процесс, а спиралевидный. То есть, в процессе развития происходит возврат к старому, но на новом, более высоком уровне. Например, то же пшеничное зерно, о котором мы вели речь. Вновь созревшее во многом повторяет посаженное весной, но не является тождественным ему. Очень сильная похожесть потомков на своих предков, повторяющаяся через определенное число поколений. Даже в моде наблюдается данная закономерность. ВЫВОД: Таким образом, механизм развития состоит в отрицании старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие, в целом, имеет прогрессивный характер. Вместе с тем, в процессе развития наблюдается возврат к старому, но на новом, более высоком уровне. ВЫВОД ПО ТЕМЕ К основным законам диалектики относятся закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и закон отрицания отрицания. Они дают ответ на три весьма важных вопроса: почему, как и зачем происходит процесс развития. Ответ на вопрос почему происходит развитие, каковы его источники и движущие силы, дает закон единства и борьбы противоположностей. Он объясняет, что все объекты окружающего мира состоят из противоположностей, находящихся в постоянной борьбе между собой. Эта борьба противоположностей, или противоречие, и является главным источником движения и развития. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений отвечает на вопрос как происходит развитие. Сущность его состоит в том, что качественные изменения объекта всегда являются результатом накопления определенных количественных изменений в нем. Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос зачем происходит развитие и раскрывает его механизм. Механизм развития состоит в отрицании старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие, в целом, имеет прогрессивный характер. Вместе с тем, в процессе развития наблюдается возврат к старому, но на новом, более высоком уровне. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ Прежде всего вам необходимо выяснить сущность закона единства и борьбы противоположностей. На какой вопрос дает ответ этот закон? Каковы основные источники и движущие силы развития в окружающем нас мире? Выясните, что такое противоречие и какую роль они играют в развитии? Какие основные виды противоречий и чем они отличаются друг от друга? Продумайте конкретные примеры, раскрывающие их сущность. Чтобы разобраться в сущности закона взаимного перехода количественных и качественных изменений, выясните, что мы понимаем под количеством и качеством. Как осуществляется переход в иное качественное состояние? Что такое мера? Наконец, вам следует рассмотреть различные формы перехода количественных и качественных изменений. Механизм развития раскрывается законом отрицания отрицания. Что такое отрицание? Как оно происходит? Почему в процессе развития неизбежен возврат к старому, но на новом, более высоком уровне? Раскрыв сущность закона отрицания отрицания вы сможете правильно ответить на вопрос об основном направлении развития как в природе, так и в обществе. ЛИТЕРАТУРА ФИЛОСОФИЯ Под ред. В.П. Кохановского "Феникс" 1995 год. ФИЛОСОФИЯ Под ред. Н.И. Жукова Минск НТЦ "АПИ" 1998 год ФИЛОСОФИЯ Под ред. О.С. Тернового Минск, 1998 год. ФИЛОСОФИЯ Под ред. Б.С. Трибулева Минск БГПА 1994 год. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Минск БГПА 1994 год. ФИЛОСОФИЯ Под ред. И.П. Мамыкина Минск ИП "Экоперспектива" 1997 год. Е.В. ЗОЛОТУХИНА-АБОЛИНА " СТРАНА ФИЛОСОФИЯ" "Феникс" 1995 год.
|