Студопедия — Классификация и специфика компьютерных учебных материалов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Классификация и специфика компьютерных учебных материалов






Разнообразие компьютерных средств обучения требует необходимость их систематизации и классификации. Однако сегодня пока нет единого подхода к определению критериев классификации КОП. Так, например, Башмаков А.И., Башмаков И.А. в основу своей классификации компьютерных программ положили педагогические задачи. На этом основании они выделяют следующие виды компьютерных программ:
• средства теоретической подготовки (компьютерные учебники, компьютерные обучающие системы, компьютерные системы управления знаниями);
• средства практической подготовки (компьютерные задачники/ практикумы.
компьютерные тренажеры);

• вспомогательные средства (компьютерные лабораторные практикумы, компьютерные справочники, мультимедийные учебные занятия);

• комплексные средства (компьютерные учебные курси).

В качестве дополнительных оснований для классификации Башмаковы предложили также следующие критерии:

• использование телекоммуникационных технологий: автономное / сетевое
(предназначены для локальной / глобальной сети) учебные материалы;

• формы предъявления информации (мультимедийные / немультимедійні);

• характер модели объекта, что изучается (программно реализуя математические модели, физические модели);

• вид интерфейса пользователя (традиционно графический /на основе виртуальной реальности) и ряд других.

Мы считаем, что наиболее адекватными специфике учебных дисциплин «иностранный язык» или «родной язык», критериями классификации КОП должны быть следующие: цель обучения, возможность интеграции в учебный процесс, степень самостоятельности/активности ученика. По таким критериям КОП можно разделить на четыре основных типа:

• тренировочно-контролирующие, предназначены для формирования навыков в отдельных аспектах языка;

• «тьюторские», которые позволяют индивидуализировать процесс обучения и являются эффективными в качестве дополнения к аудиторних занятий;

• моделирующие, которые предоставляют возможность для проведения исследований, имитации различных процессов;

• учебные игры (эти программы подобные моделирующих, но отличаются от них привнесением элемента соревнования).

Обращение к современным классификациям компьютерных средств обучения демонстрирует ведущие тенденции, которые сегодня существуют в методике, а именно - поиск критериев четкого выявления жанровых и типологических признаков компьютерных учебных материалов на основе

• аналогии с печатными и аудиовизуальными средствами обучения и существующими способами организации учебного процесса;

• определение особых возможностей обучения в специфической компьютерной среде.

Специфические параметры классификации компьютерных учебных материалов связаны с использованием в учебных целях широкого диапазона технологических возможностей. Этот критерий позволяет выделить три группы учебных материалов:

• материалы, которые используют линейное представление информации – в основном такие материалы дают дополнительные возможности для хранения и распространения информации и представляют собой электронные копии печатных изданий;

• гипермедиа тексты, которые представляют нелинейную мультисенсорную организацию материала - это позволяет активизировать и индивидуализировать процесс обучения;

• учебные компьютерные материалы, в которых информационные технологии используются для управления процессом обучения и организации деятельности учащихся в интерактивном режиме.

Конечно, трудно говорить о существовании «линейных», «нелинейных» или «интерактивных» материалов в чистом виде. Речь идет, прежде всего, об увеличенном объеме использования одной из форм организации учебного материала. В связи с этим более важным оказывается не противопоставление компьютерных и традиционных средств обучения, а максимально эффективное применение всех средств обучения указанных типов.

Таким образом, можно говорить о том, что для классификации компьютерных средств обучения, так же как и для традиционных пособий, наиболее значимым показателем является наличие определенного этапа работы с учебным материалом. На основе этого уместно выделить презентации, тренировочные, тренировочно-контролирующие, проверяющие и комплексные к омпьютерные учебные материалы. Как дополнительный критерий можно выделить их назначения для работы в автономном или сетевом режимах.

Дальнейшая детализация классификации компьютерных учебных материалов и включения других критериев, связанных как с техническими, так и с методическими характеристиками компьютерных средств обучения, будет в значительной степени зависеть от специфики определенных дисциплин, уровня и профиля обучения.

Выяснение специфики компьютерных учебных материалов требует их сравнения с печатными пособиями, аудио - и видеокурсами. При таком сравнении целесообразно определить технологические и методические преимущества, которые предоставляет компьютер. Среди наиболее значимых можно выделю следующие:

• индивидуализация обучения;

• оперирование большими объемами информации;

• комплексное мультисенсорное взаимодействие различных каналов восприятия информации;

• неограниченное количество обращений к заданиям;

• незамедлительная обратная связь;

• дистанционное обучение в синхронном и асинхронном режимах.

Компьютерные учебные материалы имеют целый ряд характеристик, присущих только этому средству обучения. Главными отличиями компьютерных средств обучения в целом и учебных компьютерных материалов в частности являются следующие:

• интерактивность;

• мультисенсорность;

• адаптивность;

• нелинейность представления материалов;

• индивидуальность дизайна;

• необходимость специальной подготовки пользователя для работы с программой.

Рассмотрим каждую из характеристик более подробно.

Интерактивность компьютерных учебных программ - это их способность вести «диалог» с пользователем, то есть реагировать на его запросы или команды. Интерактивность предполагает не только обмен информацией между участниками коммуникации, а также совместную деятельность. Современные компьютеры - это диалоговые устройства. Их неотъемлемой характеристикой является работа в диалоговом режиме.

Для компьютерных обучающих систем существует более узкое понятие «интерактивность». Оно предусматривает взаимодействие «компьютер - ученик» в процессе выполнения команд учебной программы и наличие задач и упражнений, которые требуют конкретных действий со стороны учащихся. Особое значение для реализации интерактивности в работе с компьютером предоставляется разработке интерфейса, который позволяет создавать наиболее удобную для пользователя форму ведения диалога. В современных персональных компьютерах используют интерфейс трех основных разновидностей:
• интерфейс командной строки (ввод определенной команды с клавиатуры);

• интерфейс на основе меню (горизонтальное, вертикальное, контекстное, контекстно-зависимое, многоуровневое меню, которое «спускается», которое «всплывает»);

• графический интерфейс (в виде изображений-объектов - значков, пиктограмм, иконок).

Принципиальным отличием компьютерного учебного пособия от печатного при работе в классе под руководством учителя является активная роль школьника в диалоге с компьютером. Если взаимодействие «ученик - учебник» направлено в одном направлении, а режим общения «ученик - учитель», хотя и является двусторонним, но все-таки ориентирован на ведущую роль учителя, то модель «ученик (пользователь) - компьютер» существенно отличается от них обоих. Даже если темп, объем и последовательность работы регламентированы учебной компьютерной программой, решение о необходимости пользования отдельными ее частями, возможные способы и продолжительность использования программы определяет пользователь. Пользователь также самостоятельно принимает решение о целесообразности использования программы и в случае недостаточной ее эффективности может отказаться от ее применения.

Мультисенсорность - использование комплекса средств для представления информации (текста, звука, графики, анимации, видео), которые позволяют решить следующие педагогические задачи:
• ориентация на различные каналы восприятия информации;

• варьировать режимы предоставления информации;

• показывать явления в динамике;

• включать в процесс обучения материалы и задания, которые могут быть
представлены только с помощью компьютерных средств.

Адаптивность в вычислительной технике предполагает способность системы автоматически изменять свое функционирование в зависимости от определенных аспектов работы, ее состояния или внешних факторов. Для компьютерного обучения адаптивные возможности системы определяют наличие средств индивидуализации обучения. Параметры индивидуализации/адаптивности могут быть разными и варьироваться очень широко, включая как интерфейсы, так и методические характеристики. Например:

• выбор уровней сложности изучаемого материала;

• количество задач;

• время выполнения задания;

• система оценивания;

• настройка цветовой гаммы экрана и т.п.

Нелинейность представления информации является принципиальным отличием компьютерных учебных материалов. Содержание традиционного учебника представлено как линейную последовательность разделов, в то время как содержание компьютерного пособия, вне зависимости от его типа, является скрытым от пользователя. Для того, чтобы познакомиться с содержанием учебных программ, гипертекстовых документов или образовательных веб-сайтов, необходимо последовательно их просмотреть, а если речь идет о работе с интерактивными учебными материалами, необходимо также выполнить основные операции. Если для действий ученика подобная «закрытость» содержания может быть мотивирующим стимулом для работы с компьютерными учебными материалами, для преподавателя эта особенность является фактором, который значительно увеличивает время на усвоение материала и его интеграцию в учебный процесс.

Индивидуальность дизайна - еще одна специфическая особенность компьютерных учебных материалов. Дизайн компьютерных учебных материалов определяет не только художественно-эстетическое решение, но и особенности проектирования и разработки компьютерного учебного пособия, и включает структуру, способы управления и навигации, организацию диалога «пользователь - компьютер», систему заданий и т.д.

Все описанные особенности компьютерных средств обучения нуждаются в дополнительных требованиях к учащимся и преподавателю. Это - необходимость их подготовки. Несмотря на существование требования простого в использовании интерфейса и навигации обучающих систем, для работы с которыми обычно не нужно иметь специальных навыков, учителю и ученику необходимо иметь определенную базу информационной и компьютерной культуры.

Различные виды интерфейса предусматривают разную степень активности пользователя и требуют от него разнообразных языковых и операционных навыков, которые обеспечивают общение с компьютером. Пользователь компьютера должен понимать сообщения, которые присылают компьютер, понимать, какие сообщения ожидаются от него во время работы, и знать, какие действия необходимо выполнить для получения результата.

Таким образом, успешность использования компьютерной техники в обучении тесно связана с общей компьютерной грамотностью ученика и учителя. Это требует не только их общей подготовки в этой области, но и определенной ориентации и умения применять знания и навыки, полученные ими в курсе информатики.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 1892. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия