Двигательный навык (стереотип) – это автоматизированный способ управления движениями в целостном двигательном акте, формирующийся в результате обучения, при котором двигательная часть выполняется спортсменом без сознательного контроля Важность формирования двигательных навыков у спортсмена связана с тем, что при управлении движениями центральная нервная система осуществляет очень сложную деятельность, координируя участие десятков различных мышц, обеспечивая комплексный контроль за обстановкой и соперниками. Физиологическим механизмом, благодаря которому формируются новые, приобретенные виды двигательной деятельности являются временные связи, являющиеся основой условно-рефлекторной деятельности ЦНС. Управление новыми, непривычными, движениями имеет характерные черты, отличающие его от управления теми же движениями после обучения. По мере обучения вырабатывается такая структура двигательного акта, при которой немышечные силы включаются в его динамику, становятся составной частью двигательной программы. Двигательный навык позволяет направить всю сознательную деятельность на решение определенной двигательной задачи без постоянного контроля за деталями двигательного действия.
Двигательные навыки являются теми произвольными специализированными приемами и действиями, которые в теории спорта определяются как техника движений. То естьформирование двигательных навыков является основой технической подготовки спортсменов. Тренировка не только в спортивных играх и единоборствах, но и в циклических движениях должна проводиться с различной скоростью и длительностью передвижений, с разным весом отягощений и т. д.
Стадии (фазы) формирования двигательного навыка. Становление двигательного навыка проходит через несколько стадий, или фаз. В первой стадии отмечается иррадиация нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу лишних мышц. На этой стадии начинается объединение отдельных частных действий в целостный акт. Во второй стадии наблюдаются концентрация нервных процессов, улучшение координации, устранение излишнего мышечного напряжения и более высокая степень совершенства внешнего проявления стереотипности движений. В третьей стадии навык стабилизируется и еще более совершенствуются координация и автоматизация движений. В ряде случаев некоторые из стадий могут отсутствовать. Это связано со многими факторами: степенью сложности и мощности мышечной работы, исходным состоянием двигательного аппарата, квалификацией спортсмена и др. Новые сложные движения всегда формируются на фоне сложившихся координации. Вследствие этого обучение, например, гимнастическим упражнениям будет проходить совершенно различно у новичков, спортсменов средней квалификации и у мастеров спорта. Так, у высококвалифицированных спортсменов благодаря приобретенным ранее навыкам и способности к экстраполяции обучение упражнениям может протекать без первой и даже второй стадии.