Теория цикла. Различия в подходах
1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. В 2 т. Т 11. М.-Л., 1935. С. 48. 2Там же. С. 61. 3Там же. С. 32, 33. 4Там же; С. 33. 5 Рчкардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения//Соч. в 3 т. Т. 1. М., 1955. С. 117.
6Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения//Соч В 3 т. Т. 1. М„ 1955. С. 117, 118. 7 Там же. С. 116. 8 Портер М. Международная конкуренция. М., 1993. С. 29, 30. 9 Линдерт П. X. Экономика мирохозяйственных связей. М., 1992. 10Там же. С. 95, 96. 11Эклунд К. Эффективная экономика: Шведская модель. М., 1991.С. 144. 12 Портер М. Международная конкуренция. М., 1993. С. 621. 13Там же. С. 622. 14 Там же. С. 623. 15Там же. С. 625. 16Там же. С. 628, 629. 17Там же. С. 670.
Глава 17. Экономический цикл и длинные волны Н. Кондратьева Теория цикла. Различия в подходах Проблема цикла — исследование причин возникновения и устойчивости циклического развития, взаимодействия факторов, определяющих характер, глубину колебаний; выработка критериев и подходов к изучению волнообразного движения экономических параметров — одна из самых сложных и запутанных проблем. Как в никакой иной сфере, здесь отсутствует единство взглядов, существует огромное количество различных теорий. Интерес к изучению проблемы циклического развития находится в прямой зависимости от периодичности, глубины кризисных спадов. В периоды относительно спокойных циклов проявляется стремление “закрыть” проблему, поставив на место теории циклов теорию конъюнктуры. С обострением колебаний и спадов усиливается внимание к выяснению их причин, разработке основ антициклической политики. После периода “затухания циклических колебаний” (50—60-е гг.) произошли два резких спада в сочетании с инфляцией (1974—1975 гг. и 1980— 1982 гг.), что вновь стимулировало теоретическую активность аналитиков и экспертов. Наиболее авторитетные исследователи считают, что вести речь об “устойчивом смягчении конъюнктуры” пока еще рано. Но характер циклического развития не остается неизменным. Меняются глубина и продолжительность кризисов, основных фаз и параметров цикла. Современный рынок стал регулируемым, в то же время он сохраняет специфику своенравного и стихийного товарно-денежного механизма. Макрорегулирование на уровне национальных экономик в целях сглаживания циклических колебаний становится важной предпосылкой сохранения равновесия, устойчивого экономического роста. Диспропорции и напряжения имеют место в экономике практически любого государства. Они могут существовать (и существуют, как правило) и без заметных колебаний. Но почему нарушения проявляются с особой силой в одни периоды и остаются скрытыми или малозаметными в другие — этот вопрос остается дискуссионным. При всех вариациях и уточнениях существуют три основные теории, объясняющие причины циклических колебаний.
Одна из известных теорий связывает причины экономических взлетов и падений с влиянием цикла капиталовложений, которые с трудом поддаются регулированию. За основу берется кумулятивное вложение инвестиций, при котором процесс сам себя усиливает. Растущий сбыт побуждает предпринимателей увеличивать объем инвестиций. Производство расширяется, занятость увеличивается. “Стремление продлить тот или иной достигнутый уровень стимулированных инвестиций, — отмечает Э. Хансен, — покоится на весьма ненадежной основе — на расчете, что будут сохраняться прежние темпы возрастания конечного реального спроса”1. Между тем вложения достигают предела, инвестиционный бум сменяется падением производства. В основе второй концепции — толчки нововведений, неравномерный характер инновационного процесса. Изменения в промышленности, связанные с внедрением новых методов производства, как пишет И. Шумпетер, “порождают колебания, задающие общий тон деловой жизни: в начале этих перемен происходит оживление инвестиций и наступает “процветание”, которое, конечно, прерывается спадом более короткого цикла, накладывающегося на фоновые долгосрочные колебания. Когда процесс изменений подходит к концу, а их результаты широким потоком поступают на рынок, устаревшие элементы промышленной структуры устраняются и господствует “депрессия”2. Еще одна теория отводит главную роль денежным колебаниям. По мнению монетаристов, причину циклического, волнообразного развития экономики следует искать в неравномерности кредитных поступлений, периодическом расширении и сжатии кредита. Это внешний фактор, тормозящий процесс саморегулирования и выравнивания рыночной экономики. На определенном этапе “уменьшение количества денег, находящихся в обращении, снижает совокупный спрос”. Возникшие затруднения неизбежно ведут к снижению производства. Причина — несогласованность и нарушения в сфере денежно-кредитной политики. Описывая ситуацию экономического спада, вызванного уменьшением количества денег, находящихся в обращении, Э. Долан рисует такую картину: “Использование производственных мощностей предприятий падает ниже нормального уровня, часть наемных рабочих увольняют, а те, кто ищет работу, занимается этим дольше обычного. Реальный объем производства падает ниже своего естественного уровня, а уровень безработицы растет. Короче говоря, экономическая система ввергается в период спада”3.
Экономисты подробно исследовали роль мультипликатора (отношение инвестиций к доходу), поскольку он вызывает изменение спроса. Исследователи пришли к выводу, что действие мультипликатора не обязательно порождает неравновесное движение производства; он способен и дестабилизировать, и стабилизировать рост. Изучалось также функционирование механизма акселерации (влияние изменения дохода на уровень капиталовложений) и взаимодействие мультипликатора и акселератора, поскольку они функционируют не отдельно, а одновременно, во взаимосвязи друг с другом. Были построены соответствующие модели, продемонстрировавшие, что в зависимости от ряда конкретных условий действие мультипликатора и акселератора способно породить колебания различной силы (включая затухание амплитуды колебаний) и вызвать “взрывы” в динамике национального дохода4. Дискуссионной проблемой остается выяснение причин устойчивости циклических колебаний. Определенную известность приобрела теория экономических циклов Дж. Хикса (“Вклад в теорию торгового цикла”, 1950). хотя это не столько новая, сколько синтезированная теория, суммировавшая выводы ряда исследователей. Основную роль в концепции Хикса играет положение о существовании двух барьеров (ограничителей) на пути равновесного движения: “потолка” и “пола”. Движение дохода наталкивается на верхний барьер (“потолок”), когда достигается полная занятость. Рост реальных доходов останавливается. Но если реальный доход не может возрастать, то производные капиталовложения резко сокращаются, поскольку их размеры зависят от прироста дохода, а не от его уровня. Соответственно тормозится рост производства. Второй барьер обусловлен тем, что существует предел сокращения инвестиций. Они не могут упасть до нуля, часть валовых инвестиций должна пойти на возмещение изношенного капитала. Когда сокращающиеся инвестиции достигают “пола”, то в дальнейшем их снижение приостанавливается, замедляется и снижение дохода. Затем доход начнет расти и движение возобновится в обратном направлении. Чередование периодов снижения и увеличения дохода приводит к циклическим колебаниям5. Аналогичную теорию выдвинул и П. Самуэльсон. Она получила название теории “бильярдного стола”. Согласно этой теории поворотные этапы цикла наступают тогда, когда заполнены все лузы, и экономика, исчерпав все возможности, откатывается назад6.
При всем различии позиций “исследователи экономических циклов отличаются друг от друга не столько принципиально, сколько тем, на что они обращают преимущественное внимание”7. Это замечание,, принадлежащее У. Митчеллу, остается справедливым и сегодня. Каждый из исследователей выделяет какой-то один фактор, рассматривая его в качестве определяющего. Теоретики, разделяющие кейнсианские взгляды, акцентируют внимание на колебаниях платежеспособного спроса (конечных доходов), сторонники неоклассической школы — на факторах предложения. Если первые анализируют динамику инвестиций, то вторые — движение заработной платы. Практически и те и другие рассматривают соотношения между объемом производства (потоком) и накоплением (капиталом). “Фактически в обоих случаях речь идет о взаимодействии потоков и запасов в результате нарушения равновесной пропорции между ними, — заключают авторы "Всемирной истории экономической мысли". — Для неокейнсианцев это означает в первую очередь неравновесие в накопленных запасах основного капитала, для неоклассиков — неравновесие в потоке используемого живого труда”8. Рассматривая проблему циклического развития и циклических кризисов, следует уделить внимание не только выяснению “традиционных” вопросов (причины кризисов, их периодичность), но и новым, дискуссионным проблемам, например оценке особенностей современных циклов, причин их модификации, взаимосвязи цикла и роста9.
|