Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно
Затроньте вопросы, которые снимают или могут снять личностное напряжение у слушателей, помочь им решить какую-либо из их повседневных проблем. Вот что писал на эту тему Д. Карне-ги: “Нас не интересует беседа на тему "Как составляются завещания в Перу", но мы заинтересовались бы беседой "Как составлять наши собственные завещания"”. П. Сопер дал любопытную классификацию интересов людей, затронув которые, мы обеспечим себе их внимание. Он выделил основные, групповые, злободневные и конкретные интересы людей. К основным интересам П. Сопер отнес вопросы жизни и смерти, здоровье, деньги, профессию, социальный престиж, опасность, безотлагательные мероприятия. Кроме них, он включил в число вызывающих общий интерес такие проблемы, как патриотизм, честь, чувство справедливости, желание исправить зло, сострадание к бессловесным страдальцам. Групповые интересы, по П.Соперу, - это подкуп в местном самоуправлении, налоги, воздух, проблема преступности по месту жительства. Злободневные интересы - эпидемии, избирательная кампания, новый закон, положение в мире. Конкретные интересы - автомобиль, дом, пища, вещи обихода, т.е. то, с чем мы ежедневно соприкасаемся. Нетрудно заметить, что интересы, выделяемые П.Сопером, в основном американские, но важно понять принцип выделения таких интересов. Для русской аудитории основными интересами являются вопросы воспитания детей, будущего молодежи, вопрос справедливости распределения материальных благ, уровня жизни, мораль нашего общества, его будущее. Можно указать и на некоторые неправильные приемы в начальной части выступления (случаи “коммуникативного самоубийства”): Не говорите, что вы не оратор. Не начинайте выступление с извинений. Не начинайте выступление с шутки. Однажды оратор, который должен был выступить перед аудиторией преподавателей вузов на тему экологии (а лекцию об экологии аудиторию заставили слушать), чтобы завоевать внимание и расположение аудитории, начал свою лекцию так: “Все мы любим выпить (?!)...Но чтобы выпить, надо ведь иметь, чем закусить (!). А чтобы иметь чем закусить, надо чтобы это выросло... А чтобы выросло, нужна хорошая экологическая обстановка... Вот мы и поговорим сегодня о значении экологии в жизни человеческого общества!”. Такое начало вызвало недоумение и смешки в аудитории, и оратор был воспринят как несерьезный. “Фигляр”, - сказала о нем одна из слушательниц. Слушать его аудитория не захотела. Так что с юмором в начальной стадии выступления надо быть очень осторожным.Не думайте, что вы должны быть обязательно остроумны с момента своего появления перед людьми. Юмор лучше приберечь на потом, на следующие стадии вашего выступления. В статье “Советы лекторам” А. Ф. Кони приводит несколько примеров необычных, оригинальных вступлений и дает соответствующие пояснения к ним. Знакомство с этими примерами и комментариями представляет интерес для всех, кто учится выступать публично. Надо говорить о Ломоносове, - пишет автор. - Во вступлении можно нарисовать (кратко - непременно кратко, но сильно!) картину бегства в Москву мальчика-ребенка, а потом: прошло много лет, в Петербурге, в одном из старинных домов времен Петра Великого, в кабинете, уставленном физическими приборами и заваленном книгами, чертежами и рукописями, стоял у стола человек в белом парике и придворном мундире и рассказывал Екатерине II о новых опытах по электричеству. Человек этот был тот самый мальчик, который когда-то бежал из родного дома темной ночью. Здесь действует на внимание простое начало, как будто не относящееся к Ломоносову, и резкий контраст двух картин. Внимание непременно будет завоевано, а дальше можно вести речь о Ломоносове: поэт, физик, химик... Затем А. Ф. Кони приводит пример, как можно было бы начать лекцию о законе всемирного тяготения: В рождественскую ночь 1642 года в Англии в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке”. Дальше несколько слов о жизни и учении этого мальчика, о студенческих годах, об избрании в члены королевского общества и, наконец, имя самого Ньютона. После этого можно приступить к изложению сущности закона всемирного тяготения. Роль этой “пивной кружки” - только в привлечении внимания. А откуда о ней узнать? Надо читать, готовиться, взять биографию Ньютона... Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. Это процесс творческий, он требует немало усилий. Следует иметь в виду, что каждая тема требует своего, особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивают успеха выступления. Бывает, что оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их внимание ослабевает, а затем и пропадает. Перед выступающим стоит очень важная задача - не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. : “Композиция есть логика развития темы”. Поэтому в главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции - логическую последовательность и стройность изложения материала. Тщательно продуманная композиция вызывает у слушателей чувство удовлетворения, эстетическое ощущение слаженности, внутренней гармонии всей речи. Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтоб одна мысль содержала в себе зачаток следующей. Другое правило в расположении мыслей, по его мнению, состоит в том, чтобы все они были подчинены одной главной. Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, во-первых, каким методом он будет излагать материал, во-вторых, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует для поддержания внимания слушателей.
|