Мебель для квартир. Совместно с архит. Л. М. Врангель. Проект. 1938
Мебель для театральных помещений. Совместно с архит. Л. М. Врангель. Проект. 1938 Бескаркасный крупнопанельный секционный жилой дом для Москвы. Совместно с архит. Б. Н. Блохи-ным. Инж. А. Н. Шкинев. Проект. 1949. Фрагмент фасада
Бескаркасный крупнопанельный 25-этажный жилой дом-башня для Москвы. Совместно с архит. Б. Н. Блохиным. Инж. А. Н. Шкинев. Проект. 1949. Фрагмент фасада. План
Архитектура дома отличалась предельной ясностью замысла и крупным масштабом, соответствующим масштабу одной из главных столичных магистралей. Весь объем этого здания разделен горизонтальными тягами на три равные части, и образ его создается четким ритмом пилонов и арочных проемов, с лоджиями, которые открываются на широкую зеленую магистраль. Дом сделан под очевидным влиянием палаццо Питти во Флоренции, но Буров и здесь, трактуя известную тему, проявил свое новаторское отношение к архитектуре. Перед нами совсем не дом-крепость Брунеллески, а открытое пластичное сооружение, все обращен- 1 ное не в себя, а наружу, к своему окружению. В доме применена рациональная и удобная внутренняя планировка: коридорная система с небольшими квартирами. Проектируя их, Буров предложил в этом доме нетрадиционный в то время прием решения Жилой дом на Ленинградском проспекте, 23 в Москве. Совместно с А. И. Криппой. Проект. 1951. Фасад. План дома. План квартиры. Перспектива
внутреннего пространства и интерьера квартиры, прием, который при относительно небольших абсолютных размерах помещений расширял пространство и обогащал интерьер. Жилые комнаты пространственно объединялись через столовую, выделенную как самостоятельное помещение в центре квартиры. Столовая объединялась с жилыми комнатами широкими остекленными дверями. Пространства этих трех помещений «переливаются» одно в другое и создают перспективу, уничтожающую замкнутость пространства небольшой квартиры. Столовая изолирована
Фонари для улиц Москвы. Совместно с В. Турчаниновым. Проект. 1937 от кухни и передней остекленными перегородками, что при входе в квартиру открывало перспективу через лоджию на открытое пространство улицы или двора. Так Буровым решалась труднейшая задача создания экономичного и в то же время комфортабельного и красивого жилища. Архитектурный совет единодушно дал положительную оценку архитектуре здания и отметил интерес, который представляет собой проект в целом. К сожалению проект не был осуществлен. * * * Главным итогом опыта предыдущих лет и изучения задач и проблем восстановления стала книга «В поисках единства» («Об архитектуре»). Чувства патриотизма заставляют Бурова в военные годы создавать проекты памятников, увековечивающих подвиг и славу советского народа, проекты зданий для разрушенных областей. Наиболее интересные и значительные работы в этот период — проекты музея «Храм Славы», монумента «Сталинградская эпопея», проект восстановления и реконструкции Ялты. Творчество А. К. Бурова в 40-е—50-е годы насыщено активной научной и проектной работой, теоретическими исследованиями в области физики и архитектуры.
НАУЧНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А. К. БУРОВА Теоретические работы в области архитектуры. Опыт проектировщика и строителя, изучение мирового классического зодчества и национальной русской архитектуры, познания в области естественных наук, позволили Бурову создать целостную систему взглядов в области теории архитектуры. Теоретические исследования Бурова отличались широтой охвата проблем, стремлением правильно поставить и сформулировать ряд сложнейших теоретических вопросов архитектуры, изучить общие закономерности искусства. В теоретических работах А. К. Бурова, как и в его архитектурных произведениях, отражались личность автора — патриота, гуманиста, художника. Главным в архитектуре и искусстве для него был комплекс проблем, связанных с человеком, с его потребностями, интересами, с его достоинством. Подход Бурова «Не архитектура для архитектора, а архитектура для человека» придавал идеям и теоретическим взглядам Бурова огромную ценность. Размышляя о направлении развития архитектуры, Буров позже писал: «Архитектура должна стать тем, чем она была в Греции, тем, что наследовали наши предки,— единством, пластическим синтезом, реальным воплощением и разрешением в себе, на благо человеку, самых современных представлений и знаний: синтезом, включающим в себя природу, скульптуру и живопись. Через это должно быть раскрыто ее идейное содержание, воплощенное в образе сооружения. Это и будет Архитектурой» [40, с. 136]. Буров никогда не создавал теории ради нее самой. Все его теоретические исследования являются началом, отражением и продолжением его архитектурной практики. Буров говорил, что нам нужны настоящие теоретики, специальная теоретическая и критическая литература по проблемам архитектуры, однако он считал, что нужна только такая теория архитектуры, которая прошла через опыт практики. Уже в зрелые свои годы он скажет: «Теоретики должны быть учеными и делать теорию в контакте с экспериментаторами, то есть практиками, иначе теория двигаться вперед не будет. Это будет абстрактная спекуляция, а если не будет развиваться теория, не будет развиваться и архитектура. Таким путем мы двигаться не можем». (Из стенограммы выступления А. К. Бурова, 1947 г.). Анализ деятельности Бурова показывает, что он не оставлял теоретические исследования на протяжении всей жизни, что глубокий аналитический подход и был его методом работы над архитектурными проектами.
Буров рано начал заниматься научной работой. Его дневники, записные книжки, доклады и выступления, статьи, насыщенные размышлениями об искусстве, свидетельствуют о настойчивых поисках решения теоретических проблем архитектуры. В архиве Бурова сохранилось много черновых набросков, содержащих изложение его теоретических взглядов. Часть этих мыслей нашла свое отражение в выступлениях и статьях, а часть работ так и не увидела света. Круг задач, их масштабность постепенно растут. От первых работ по вопросам связи материала и формы Буров переходит к более глубоким теоретическим обобщениям и формулирует свои взгляды на задачи, цели и средства архитектуры и искусства. Его взгляды менялись со временем, развивались, но главным в них оставалось стремление к гармоническому единству технических, социальных и эстетических сторон архитектуры, к правдивости и искренности в искусстве. Еще в 1926 г. А. К. Буров начал научное исследование «Влияние материала на конструкцию и форму». «Предметом избранной мной работы является: доказательство (на примерах исторических архитектурных сооружений) и выводы для теоретического обоснования современной архитектуры, которые из доказанного могут быть сделаны, что в основном формы являются следствием примененных материалов и, главным образом, степени качественного использования их технологических и пластических свойств. Причем значение климатических условий, назначение сооружения, специальные условия в каждом частном случае доказательства и в общем учитываются» [47]. Основные положения его первого научного труда можно свести к следующим: анализ архитектурной формы сводится к анализу раскрытия возможностей того или иного материала; форма сооружения определяется степенью использования свойств материала; эволюция архитектурной формы есть эволюция технологии производства материалов и строительной техники. Отсюда вывод — форма может быть совершенна только с точки зрения совершенства использования материала. Буров так характеризует круг вопросов, занимающих его в это время: проблема пропорций (эта проблема интересовала его все последующие годы); тема стены; связь между формой сооружения и материалом. Таков был первый этап его теоретических исследований. Однако уже здесь видно, что Буров умел не замыкаться на одной какой-либо стороне архитектуры, даже во времена «узких» группировок, влияния которых он, естественно, не мог избежать. Позднее интерес к этим темам объединяется и превращается в неутомимый «поиск единства» — архитектурной гармонии, который и привел к выработке Буровым постоянно совершенствующейся системы взглядов на задачи и роль архитектуры, так ярко излагавшейся и защищаемой им в последующие годы. Но пока это лишь первые попытки ответить на поставленные теоретические вопросы прямыми практическими действиями— проектами и тем самым проверить свои мысли, а затем теоретически обобщить накопленный опыт. В дальнейшем Буров часто прибегал к такой четкой и энергичной форме исследования: от первой гипотезы к экспериментам, от экспериментов — к обобщающей теории. Это — метод его научных работ.
Особенностью А. К. Бурова как архитектора-теоретика является его редкое литературное и полемическое дарование, позволявшее ему ярко и убедительно излагать и отстаивать свои взгляды. Благодаря многочисленным выступлениям, публикациям статей, книг, дневников, теоретические взгляды его приобрели широкую известность. Многие из высказываний не потеряли актуальности и остроты, и в настоящее время они могут представлять интерес для современного поколения архитекторов. Теоретические исследования, касающиеся общих вопросов функциональных и композиционных задач архитектуры, эстетической выразительности, традиций и новаторства, нашли отражение в работах разных лет. Этим вопросам посвящены статьи: «Правда материала» (1934), «Вторая производная золотого сечения» (1935), «Классика и барокко» (1935), «Архитектура и строительная индустрия» (1937), «Проблемы фасада жилого дома» (1938), «Архитектура и современность (1957). Наиболее четко свои развивающиеся, но вполне зрелые теоретические взгляды Буров изложил в замечательной книге «Об архитектуре». Книга как бы обобщила весь накопленный Буровым опыт, все понятое им в период освоения классики и индустриального строительства; его мысли о путях и судьбах, задачах и существе архитектуры. Книга отличается огромным гражданским пафосом, точностью формулировок и вместе с тем лиризмом и эмоциональностью. Круг вопросов, рассматриваемых Буровым, весьма широк. В теоретическом плане его интересовали основополагающие вопросы, касающиеся целей и сущности архитектуры, гармонии и единства художественного образа и тектонического существа сооружения, синтеза технических и пластических средств. Он стремился определить и рассмотреть такие сложные понятия архитектурной теории, как стиль, образ, форма; проанализировать средства архитектурной композиции — масштаб, пропорции, ритм, цвет. Общие теоретические вопросы рассматриваются им не абстрактно, но применительно к проблемам современной архитектуры, как, например, проблемам индустриализации строительства, взаимовлияния материала и формы, технического прогресса, взаимосвязи техники и искусства. Нужно сказать, что А. К. Буров придавал большое значение вопросу диалектического единства техники и искусства, считая связующим звеном этих двух сторон творческой деятельности человека — тектонику, которую он понимал, как «пластически разработанную, художественно осмысленную конструкцию» [40, с. 33]. Анализ в его теоретических работах построен таким образом, что взаимосвязанные группы вопросов рассматриваются от общих проблем к частным; теоретические положения иллюстрируются примерами, начиная от античных памятников до современной практики; развитие архитектуры рассматривается от древнего мира до общества будущего. Общим, основополагающим вопросом, имеющим важное значение как для теории, так и для архитектурной практики, Буров считал вопрос определения сущности архитектуры,ее роли в жизни общества и личности. Буров рассматривает архитектуру как явление, включающее в себя множество частей, находящихся в многообразных взаимосвязях, которые образуют определенное единство, гармонию. Основными факторами,
влияющими на формирование и развитие архитектуры как целостной системы, Буров считает социальные потребности, затем экономические возможности, уровень научно-технических знаний, эстетические взгляды, наконец,— и не в последнюю очередь — природные условия. Ставя вопрос — «Что такое архитектура?», Буров отвечает: «Это не стиль ренессанс или барокко, или какой-нибудь другой,— это не дом, и даже не города. Все это только части огромного явления, в которых она воплощается. Архитектура — среда, в которой человечество существует, \ которая противостоит природе и связывает человека с природой, среда, которую человечество создает, чтобы жить... Архитектура — и среда, и искусство» [40, с. 145]. Это абсолютно современное понимание проблемы. Здесь Буров оказался на два-три десятилетия впереди своего времени. Определяя архитектуру как искусственно созданную среду, в которой протекает жизнедеятельность человека, Буров утверждал, что эта среда в каждую эпоху создается по-своему, сообразно тем общественным потребностям и техническим возможностям, которые возникают в данную эпоху. Буров писал, что специфика архитектуры состоит в том, что она — искусство созидательное: «...архитектура — такое искусство, которое создает гармонический порядок, организующий материальный мир на благо человека (таким искусством архитектура и была в классические периоды)» [40, с. 20]. Надо признать этот тезис важнейшим из всех определений, дававшихся искусству архитектуры. Определение это, конечно, действенно и сейчас, и, вероятно, останется и далее. Архитектура, благодаря своему идейно-художественному воздействию, является одним из средств, формирующих сознание человека. Вместе с тем Буров отмечает, что архитектура всегда воплощает миропонимание своего времени, эстетические и философские представления, отражает потребности общества, прошлое и настоящее народа. «Все человеческие знания и открытия пересекаются, материализуются и воплощаются в архитектуре. Машины стареют, хлеб съедается, платье изнашивается, люди умирают,— остаются города и книги, написанные в этих городах и хранимые в зданиях библиотек» [40, с. 145]. Каждое положение Бурова точно, справедливо, афористично и, как всегда, остро и выразительно. Буров пишет, что во времена античности архитектура включала в себя все знания, которыми владело человечество, а архитектор был строителем, художником, философом и занимал ведущее место в науке и искусстве. Анализируя процесс дифференциации наук, включавшихся ранее в архитектуру и объединявшихся ею, Буров приходит к выводу, что именно в связи с этим разделением «впервые было нарушено тектоническое единство между материалом, конструкцией и формой, и тогда же случилось то, что искусство архитектуры не смогло найти средств для выражения нового содержания» [40, с. 15]. Буров утверждал, что специфическая цель архитектуры — гармоничная организация материального мира — может быть достигнута только целостностью, органическим единством всех отдельных элементов, формирующих архитектуру. В своей книге он пишет: «Мир, который создает
архитектура, должен быть гармоничным. Гармония есть равновесие между всеми элементами. Если не все элементы искусства и науки будут в нем учтены, он не будет гармоничным, он не будет прекрасным» [41, с. 467]. Определяя особенность архитектуры как искусства, Буров анализирует признаки, отличающие архитектурное сооружение от инженерной конструкции, от произведения скульптуры. Буров писал, что инженерная конструкция отличается от архитектурного сооружения тем, что в первом случае задача эмоционального воздействия какими-либо художественными средствами не ставится и не решается. В архитектурном же сооружении при решении функциональных и конструктивных задач преследуется цель эмоционального воздействия того или иного произведения пластическими средствами, формой и идейно-художественным образом. Произведением же скульптуры является только чисто пластическая форма, не строящая организм, а только изображающая его. Особенным свойством архитектуры является также, говорил Буров, то, что «архитектура это искусство не только пространственное, но и пространственно-временное. Можно сказать, что не существует мгновенных архитектурных восприятий — они всегда суммарны и разворачиваются во времени»1. В теоретических работах Бурова подробно рассматриваются такие важные средства архитектурной композиции, как масштаб и пропорции. Буров определяет масштаб как термин социальный и говорит, что архитектор устанавливает не масштаб здания, которое имеет только размеры, а «масштаб человека», т. е. то взаимоотношение между человеком и сооружением, которое отражает социальные условия, философские и эстетические взгляды архитектора и современного ему общества. Приводя образные примеры Парфенона, воплотившего в себе древнегреческую философию «богоравного человека», Храма Солнца в Баальбеке, подавлявшего зрителей гигантскими размерами и несшего в себе идею «человека-раба», и готических сооружений средневековья, выражавших масштаб «порабощенного смирения», Буров заключает: «Не существует абстрактного архитектурного понятия «масштаб» вообще. Масштаб является средством, определяющим и указывающим место человека» [40, с. 123]. В жилом доме, как и в любом другом сооружении, может содержаться три масштаба, которые подводят зрителя к восприятию сооружения. Один масштаб связывает сооружение с окружающим пространством (природа, улица). Он больше самого сооружения. Второй масштаб относится к самому объему сооружения (членения, моделировка тектонических деталей). Этот масштаб равен объему сооружения и соответствует его размерам. Третий масштаб соразмерен человеку (дверь, ступени). Этот масштаб меньше самого сооружения. «Все эти три масштаба, переплетаясь, дают жизнь и размер сооружению и определяют „место" человека» [40, с. 127]. Эти положения о мас- 1 Из неопубликованной рукописи.
штабе недостаточно разрабатывались в последующих теоретических работах, хотя в них заложена большая философская идея. В своей архитектурной практике А. Буров широко пользовался и мастерски владел приемами пропорционирования. Интересовался он этим вопросом и в теоретическом аспекте. Он писал, что при изучении памятников и в практических работах по пропорционированию сооружения архитекторы чаще всего пользовались отношениями золотого сечения, дающего отношение большого отрезка к меньшему, как 618:382. При вторичном делении отрезка, называемом Жолтовским функцией золотого сечения, получается отношение 528:472. В своей ранней статье «Вторая производная золотого сечения», опубликованной в 1935 г. [4], Буров предлагает применить третье деление отрезка в золотом сечении, которое дает отношение 507: 493. «Это членение, оставаясь в гармоническом ряде золотого сечения, позволяет расшифровать и получить при проектировании очень мягкую, убывающую или возрастающую пропорцию» [41, с. 478]. Эту пропорцию он использовал в проекте гаража, а позднее при работе над карнизом фасада Дома архитектора в Москве. Говоря о пропорционировании архитектурных сооружений, в годы, когда в пропорциях видели «панацею» от всех бед в архитектуре, Буров подчеркивает, что «пропорции — это далеко не все то, что нужно, пропорции— это очень небольшая часть от всей задачи архитектуры» [41, с. 477]. Развивая мысль И. В. Жолтовского о системе пропорций, Буров говорит, что «соотношение элементов между собой и их моделировка меняются в зависимости от их величины и среды... Изучение памятников архитектуры показывает, что чем крупнее сооружение, тем мельче моделированы его детали, причем тонкость моделировки возрастает снизу вверх от цоколя к карнизу. Наоборот, чем меньше сооружение, тем деталь его грубее и менее моделирована» [41, с. 476]. Такое же философское, социальное определение дает А. К. Буров и такому понятию, как стиль. Касаясь вопроса, как и чем определяется стиль и динамика его развития, Буров писал: «Стиль в каждую эпоху, подчиняясь основной социальной идее, определялся взаимосвязью и взаимозависимостью следующих основных факторов, формирующих архитектурное произведение: 1—назначение; 2 — материал; 3 — средства строительного производства; 4 — конструкция; 5 — художественное содержание; 6 — форма. Эти категории, конечно, видоизменялись соответственно изменению социально-экономических условий» [40, с. 99]. Научная деятельность. С начала сороковых годов А. К. Бурова все больше интересует проблема создания новых материалов и конструкций как для строительства, так и для других технических нужд. Он писал: «Разнообразие индустриальных строительных методов и материалов — от сборного железобетона до несущих панелей из анизотропных структур и дюралюминия — позволит создать разнообразные по архитектуре здания» [40, с. 83]. Столкнувшись при проектировании и строительстве крупноблочных зданий со сложными проблемами сборного домостроения, Буров понял необходимость радикального решения проблемы индустриализации жилищного строительства. Железобетонные элементы и конструкции, кото-
рые применялись в то время в сборном строительстве, при всех своих положительных качествах обладали чрезмерно большим весом и объемом. Решение важнейшей народнохозяйственной задачи, стоящей перед наукой и техникой в области строительства, Буров видел прежде всего в уменьшении массы здания и увеличении прочности сооружений, при сохранении теплотехнических качеств стены. Поэтому пути решения этой проблемы были намечены им в направлении поисков и создания новых эффективных строительных материалов — одновременно прочных, легких и дешевых. И в этой деятельности блестяще проявилась одна из сторон таланта Бурова — его дар ученого-изобретателя, дар научного предвидения. Хотя эта область творчества лишь частично связана с деятельностью Бурова как зодчего, она заняла большое место в его научных исследованиях последних лет. Работа началась еще в предвоенные годы с идеи замены стальной арматуры железобетонных конструкций другим материалом, не уступающим по прочности стали. Буров предложил и разработал новую бетонную конструкцию, армированную стеклянными жгутами и тросами. Экспериментальные работы и испытания конструкций проводились под его руководством в 1941 г. в лабораториях Академии архитектуры СССР при участии инженеров Ю. Б. Карманова и А. К. Мкртумяна. Предварительные испытания армированного стеклянным волокном бетона показали исключительные качества нового материала, особенно ценные для зданий, требующих применения напряженных армированных конструкций и не допускающих раскрытия трещин (нефтехранилища, элеваторы, силосные башни и др.). Экономичность нового вида арматуры из стеклянных волокон обеспечивалась дешевизной стекла, а физические свойства придавали конструкциям легкость, прочность, упругость и анти-коррозийность. Под руководством Бурова в Академии архитектуры СССР разрабатывалась новая методика расчета стеклобетонных конструкций, а также исследовалась возможность их применения в массовом строительстве. Началась война, и работа возобновилась лишь в 1942 г. уже в Академии наук СССР. Первые годы войны (1941—1942) были заняты напряженной работой Бурова в области технической физики. С начала 1942 г. Буров в созданной им лаборатории Института кристаллографии Академии наук СССР работает вместе с Г. Д. Андреевской и М. В. Классен-Неклюдовой над созданием новых строительных материалов. Буров поставил своей задачей создать легкие, сверхпрочные и дешевые конструкционные материалы, которые должны были быть устойчивыми к коррозии, поддаваться механической обработке и позволять придавать изделиям различную форму, создавать легкие и прочные строительные конструкции. Проблема создания материалов с заданными техническими свойствами потребовала огромной теоретической работы, проведения бесчисленных экспериментов, создания специального оборудования и разработки принципиально новых технологических процессов.
Шестиквартирный жилой дом из СВАМа. При участии С. А. Васина и Д. А. Метаньева. Проект. 1956. Фасад. План В эти годы Буров писал: «Сопротивление материалов — основа архитектуры— потрясающая картина борьбы человечества на пути постижения свойств материалов и управления этими свойствами» [47, с. 39]. Буров обладал редкой памятью и способностью соединять, по его образному выражению, «далеко лежащие вещи». На стыке различных областей знаний рождались новые идеи и решения. Задаче создания материалов с заданными техническими свойствами в наибольшей степени отвечали синтетические материалы и в первую очередь — армированные пластики. Замена бетона давала значительный выигрыш в прочности и весе. Процесс детального исследования физико-химических и прочностных свойств комплекса стеклянная нить — полимерное связующее (смола) начался уже во время войны. Андрея Константиновича Бурова увлекла возможность использования потенциальной прочности, присущей тонкой стеклянной нити с поверхностью, еще не разрушенной микротрещинами. Сохранить эту прочность и использовать ее полностью можно, «законсервировав» нить — покрыв ее слоем смолы сразу после вытягивания из фильерной печи. «Идея применить для изготовления технических материалов стеклянные волокна, определенным образом ориентированные в I связующей среде (смоле), принадлежит А. К. Бурову»,— пишет Г. Д. Андреевская в статье «В поисках новых синтетических материалов»1. Новый вид материалов, разработанный Буровым, получил название «стекловолокнистые анизотропные материалы» (СВАМ). Создание этого класса сверхпрочных технических материалов, разработка оригинальной промышленной технологии его производства явились итогом длительной работы Бурова в области технической физики. Об этом говорят его многочисленные авторские свидетельства и патенты на способы производства материалов из термопластических масс, научные статьи, брошюры и книги о синтетических стекловолокнистых материалах. За комплекс работ по СВАМу, явившихся большим вкладом в решение проблемы создания высокопрочных стеклопластиков, в 1953 г. архи-! 1
тектору А. К. Бурову была присуждена ученая степень доктора технических наук. В 1956 г. А. К. Буровым (совместно с архитекторами С. А. Васиным и Д. А. Метаньевым) была разработана серия типовых проектов экспериментальных жилых домов из СВАМа. По расчетным данным кубический метр такого здания весит в 20 с лишним раз меньше кубического метра здания из традиционных материалов. В проектах Бурова дома из СВАМа светлые, легкие, опирающиеся на сваи-столбы. Этими легчайшими домами будущего А. К. Буров продолжал поиск новой современной архитектуры из новых, разработанных им же материалов. Созданные в возглавляемой Андреем Константиновичем Буровым лаборатории Академии наук СССР стекловолокнистые анизотропные материалы по праву занимают видное место среди многих других синтетических материалов. СВАМ легок, водостоек, а по своим удельным прочностным характеристикам превосходит сталь и дюралюминий. Применение СВАМа в строительстве может открыть широкие возможности для снижения веса сооружений и повышения прочности конструкций. * • * В 50-е годы научная работа составляла основное содержание деятельности А. К. Бурова. В начале 1950 г. в лаборатории, руководимой Андреем Константиновичем, в которой уже велись широкие эксперименты и внедрение СВАМа в промышленность, были поставлены первые опыты по исследованию воздействия мощных ультразвуковых волн на злокачественные опухоли животных, а позднее и человека. Буров предполагал, что использование более мощного ультразвука чем тот, который применялся исследователями ранее, может привести к качественно новым эффектам воздействия на опухоль. Первые же опыты показали перспективность выбранного направления. Эта важная и сложная работа постепенно расширялась., К ней подключались специалисты из различных научных институтов и медицинских учреждений. Большое участие в работе принял коллектив онкологов, возглавляемый академиком Н. Н. Блохиным. Буровым и руководимым им коллективом разрабатывались мощные ультразвуковые излучатели («пушки»). В процессе этой работы А. К. Буровым было найдено множество блестящих решений. С повышением мощности ультразвука все ярче проявлялся положительный терапевтический эффект. Потребовалось создание целого комплекса специального оборудования для исследования физических свойств ультразвуковых волн невиданной для того времени мощности. В этих исследованиях, получивших позднее название нелинейной акустики, А. К. Буров был одним из первых. Из лабораторных журналов этого времени, пришедших на смену записным книжкам Бурова-архитектора, видно, какое внимание он уделял работам по физике и технике ультразвука, биофизике и онкологии. Они содержат рисунки и чертежи все более совершенных ультразвуковых излучателей, способных развивать большую мощность, анализ результатов опытов, планы дальнейших экспериментов. Результаты были обнадежи-
вающими, и разобраться в них было непросто. Помогали растущее понимание механизма воздействия ультразвука, удивительная свежесть видения, умение схватить главное во внешне противоречивых экспериментальных результатах. Появились первые научные публикации. Внезапная смерть Бурова замедлила дальнейшее развитие этих работ. Тем не менее в ряде медицинских и биологических организаций у нас и за рубежом работы в этом направлении продолжаются. Серьезность и важность результатов, полученных лабораторией при Институте кристаллографии АН СССР, как в области стекловолокнистых материалов, так и в новой области терапии злокачественных опухолей привели к тому, что в 1951 г. в Академии наук СССР была образована самостоятельная Лаборатория анизотропных структур (ЛАС), возглавляемая Буровым. Для лаборатории было выделено помещение церкви в Колобовском переулке, переоборудованное по проекту Бурова (он и тут остался подлинным зодчим). По этому поводу Андрей Константинович говорил: «У нас снаружи XVII век, а внутри — XXI». Действительно интерьеры новой лаборатории поражали продуманностью и изысканной скромностью оформления, сочетающейся с чрезвычайным удобством проведения научных исследований. В лаборатории были организованы все научные и технические службы, необходимые для проведения сложной и разносторонней работы. В этой лаборатории вокруг Бурова сплотился небольшой (около 70 сотрудников) работоспособный коллектив физиков, химиков и биологов, среди них были и крупные ученые и талантливая молодежь. Сотрудники и ученики А. К. Бурова, работавшие с ним в лаборатории над созданием СВАМа и в области акустической терапии рака, продолжают исследования, начатые ими под руководством А. К. Бурова, и в настоящее время. Педагогическая деятельность. Наряду с архитектурно-проектной практикой и теоретическими исследованиями Андрей Константинович Буров постоянно вел педагогическую работу, которая базировалась на отлично разработанной, цельной и постоянно совершенствовавшейся методике преподавания. Яркая творческая индивидуальность личности Андрея Константиновича, широкая эрудиция, аналитическое мышление, принципиальность, тонкий вкус, дружеское отношение к ученикам, профессиональная система преподавания привлекали к нему молодежь. «...Преподавание, как и вообще творческая деятельность Андрея Бурова, отличалось проникновенным пониманием архитектуры, новаторством и уж конечно хорошим вкусом. Это привлекало к нему студентов и отражалось в их работах» [43, с. 216]. Еще совсем молодым человеком, в 1922—1923 гг. он преподавал основы архитектурного проектирования на Политехнических курсах Цекуль-строя; в 1925—1927 гг. был ассистентом во ВХУТЕМАСе, в 1930—1933 гг. получил доцентуру на кафедре архитектурного проектирования промышленного строительства ВИСУ (Высшего инженерно-строительного училища), а в 1933—1934 гг. и в 1936—1947 гг. работал в качестве ведущего преподавателя на кафедре архитектурного проектирования Института аспирантуры Академии архитектуры СССР и профессора кафедры Московского архитектурного института.
|