Студопедия — Крупноблочный дом на Ленинградском про­спекте, 27 в Москве. 1941. Схема разрезки блоков
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Крупноблочный дом на Ленинградском про­спекте, 27 в Москве. 1941. Схема разрезки блоков






 

ния все дело будет в сокращении веса монтируемых элементов. Он счи­тал примитивной идею возить и поднимать кранами небольшие (относи­тельно) по размерам, но тяжелые блоки. Так, говорил он, никогда не создать новой архитектуры.

Именно таким пониманием своей задачи можно объяснить переход Бурова в, казалось бы, далекую ему сферу поисков нового материала. И не просто нового, а легкого.

Но пока таких материалов не существовало, а строить надо было из! тех тяжелых блоков, которые тогда выпускала наша строительная инду­стрия. Буров их принял как одно из реальных условий художественных решений. Отсюда его чисто архитектурные эксперименты с трехтонными блоками на Полянке, а затем на Ленинградском проспекте.

В первом проекте — блок зрительно утяжелен. Эффект, естественно, не достиг цели. Во втором проекте дано остроумнейшее решение блока и всей стены зрительно максимально облегченное. И хотя вес блока тот же, что и в первом проекте, декоративный бриллиантовый руст решил задачу изобразительно. Но именно изобразительно, а не архитектурно.

И, наконец, верх Буровского архитектурно-художественного (кон­структивного и функционального) мастерства — дом на Ленинградском проспекте, 27. Здесь из блоков по сути дела Буров сделал «каркас», в максимально возможной степени зрительно облегчил всю структуру до­ма. Кроме вертикальных столбов, чередуясь с ними, идут вертикальные орнаментальные решетки. Они стали главной отличительной чертой все­го проекта. Это в превосходной степени решило поставленную архитек-

 

 

тором перед собой творческую проблему. Он сохранил всю конструк­тивную логику и создал новый образ жилого дома.

Война прервала развитие массового индустриального строительства. Жилой дом на Ленинградском проспекте был завершен уже во время войны. Обслуживающие помещения и заселение дома не соответство­вали проекту. Однако ясное тектоническое решение, выразительный художественный образ жилого дома позволяют считать это здание одним из лучших примеров жилых домов современного строительства.

30-е и 40-е годы — годы формирования новых направлений и взгля­дов, переломные в советской архитектуре — необычайно плодотворный период в творчестве А. К. Бурова. Для него, уже ранее отошедшего от конструктивизма, новая направленность, включавшая как изучение клас­сического наследия, так и дальнейшие творческие поиски, была естест­венной.

Этот период ознаменовался созданием самых значительных в его творчестве произведений, в которых органически сплавился талант архи­тектора-новатора и его высокая культура, основанная на фундаменталь­ных знаниях закономерностей классического искусства.

Разнообразные творческие задачи, поставленные перед ним, Буров решал каждый раз с особой, лишь ему свойственной остротой, доводя результаты работы до совершенства.

Важнейшим вкладом Бурова в решение актуальной задачи — инду­стриализации массового жилищного строительства — явилось строитель­ство трех серий сборных домов из крупных блоков. Постройкой дома на Ленинградском проспекте Буров убедительно доказал свои теоретиче­ские положения о возможности гармоничной связи техники и искусства.

Венцом творчества мастера стал фасад Дома архитектора — произве­дение, отмеченное ясностью творческой мысли, тонким вкусом, худо­жественной выразительностью и силой эмоционального воздействия.

В своих теоретических работах, относящихся к этому периоду, Буров во многом предугадал направление развития советской архитектуры, по­лучившее подтверждение в последующие годы.

 

РАБОТЫ А. К. БУРОВА

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

(40-е —50-е ГОДЫ)

В 1941—1942 гг. Буров всецело отдается работе в области техниче­ской физики. Но ощущение нравственной ответственности, чувство граж­данского долга архитектора требовало от Бурова постоянной профес­сиональной отдачи. Он считал, что главная задача архитекторов в это время — готовить себя к огромному послевоенному строительству и прежде всего жилищному. Уже в феврале 1943 г. он пишет в своем днев­нике: «Я надеюсь, что смогу заняться по настоящему архитектурой и го­товиться к проекту восстановления города, который мне дадут. Архитек­тура снова, и как никогда, увлекает меня — для подготовки к большой работе надо себя настроить, ввести в систему архитектурного мышления. Короче — надо начать заготовку мыслей впрок. Пора, а то будет поздно. Нельзя приступать к проектированию, не имея «задела». Красная Армия предложила такие темпы, что у нас остается очень мало времени для подготовки к восстановлению городов» [43, с. 96, 103].

Дневники этого времени насыщены мыслями о послевоенном строи­тельстве, которое, по его словам, должно быть дешевым, быстрым, ин­дустриальным, красивым, удобным. Долг архитектора, считал он, дать много полноценного жилища, а сделать это старыми методами, на осно­ве старых взглядов невозможно.

«У нас, у архитекторов — пишет он в дневнике 24/И 1943 г.—есть долг, священная обязанность перед страной и народами нашей страны, испытавшими невиданные в истории муки вражеского нашествия и разру­шения и проявившими невиданный героизм — восстановить эти разруше­ния так, чтобы иметь право именоваться врачами человеческих душ. На­чать это восстановление на другой день после разгрома врага. Вести его с огромной скоростью и готовиться к нему сейчас. Материал, конструк­ция, целесообразность решения, экономия, взятые вместе, дадут реше­ние, за которое скажут «благодарю». Все это должно быть самым луч­шим, наиболее целесообразным, современным и передовым... Нужно, чтобы мы, архитекторы, восстановили страну так, чтобы люди, потеряв­шие все, получили бы не «жилплощадь», а то, что они потеряли,— до­машний очаг,и лучший, чем они имели. Для этого нужна индустрия» [43, с. 113]. Подготовку к послевоенному строительству, настраивание на «си­стему архитектурного мышления» А. К. Буров видит в создании большой теоретической работы, подводящей итог опыта предыдущих лет и рас­крывающей новые проблемы послевоенного строительства и будущего архитектуры.

В дневнике 14/11 1943 г. он пишет: «Для того, чтобы написать книгу, нужно

поставить и решить вопрос во всей сложности и просто изложить

 

самое сложное» [43, с. 96]. Книга была написана в 1943—1944 гг. 15/Х 1944 г. в дневнике запись: «Сегодня мне исполнилось 44 года. Сделал за год: 1) проект монумента Сталинградской эпопеи (пирамиду); 2) проект «Храма Славы» для Сталинграда (складчато-параболический); 3) написал книжку «В поисках единства»; 4) изобрел и построил машину для получе­ния бесконечной плоско-параллельной ленты и получил премию по фи­зике в физико-математическом отделении Академии наук; 5) разобрался, насколько мне кажется, в основной причине явления дрожания нитей и написал об этом предварительные заметки; 6) сделал эскиз и решил в ос­нове идею реконструкции Ялты... Не так уж мало!» [43, с. 150].

В книге А. К. Бурова «Об архитектуре» — впечатления первых поездок в Грецию, Италию и Америку, опыт практической работы и связанные с ней теоретические обоснования принятых решений, размышления о развитии послевоенного строительства, об эстетической направленности архитектуры. Один из важных аспектов книги составляет отношение к классическому наследию и критика «академизма» в архитектуре — на­правление, которое он считал чуждым мироощущению современников. Свойственный Бурову критический дух помог ему осознать и переосмыс­лить классическое наследие и верно оценить его. В книге А. К. Бурова большое место занимали наряду с научными чисто эмоциональные до­воды, в которых раскрывался характер автора, его собственное видение мира.

Отличительная черта книги, как и всего творчества А. К. Бурова,— устремленность в будущее. Изучение прошлого архитектуры, анализ ее настоящего — все направлено на созидание гармоничного окружающего мира. Идеал — гармония — не казалась Бурову недостижимой, он рас­сматривал это как норму, к которой нужно стремиться. Претворение идеала в жизнь казалось ему возможным даже в его время. Описывая восстановленные, преображенные и новые города, как они ему пред­ставлялись в будущем, он пишет в своей книге: «И я думаю, что увижу все это не в идее, а выстроенным, потому что в этом есть и логика, и здравый смысл, и экономия, и здоровье, и масштаб, и человечность, и, наконец, это будет красиво, очень красиво, потому что это — искусство» [40, с. 144].

Гражданственный и художественный пафос книги Бурова, написанной в тяжелые военные годы, отражал гуманистическую, в высшей степени действенную жизненную позицию автора.

В 1943—1944 гг. задача скорейшего восстановления разрушенных вой­ной городов была жизненно важной. Особенно остро стояла в то время проблема строительных материалов. Предлагалось и широкое исполь­зование дешевых материалов, а также новых, созданных на их основе конструкций. Над созданием новых эффективных строительных материа­лов А. К. Буров начал работать в Академии архитектуры СССР еще в 1940 г. в связи с постройкой крупноблочных домов. Эксперименты, на­чатые перед войной, были возобновлены в 1943 г. в связи с необходи­мостью замены дефицитных строительных материалов.

В 1943—1944 гг. А. К. Буров совместно с архитектором Л. М. Вран­гель разрабатывает серию проектов сборных малоэтажных жилых домов из армированного высокопрочного гипса и армированного расширяюще-

 

гося цемента для южных районов СССР. Эта серия одно-двухэтажных до­мов интересна и современна. Особенно рационально и вместе с тем ар­хитектурно выразительно решены двухэтажные блокированные жилые дома.

В 1943—1944 гг., когда война еще продолжалась и только началось восстановление страны А. К. Буров с архит. С. X. Сатунцем выполнил про­ект музея обороны Сталинграда — «Храм Славы». Проект не был заказ­ным, он не имел и конкретного участка, за разработку проекта авторы взялись по собственной инициативе. В то время это было естественным стремлением архитекторов выразить в памятниках и мемориальных со­оружениях ожидание грядущей победы, патриотические чувства гордости и чувства скорби, памяти о прошлом и мечты о будущем.

Прямоугольное здание, имеющее размер в плане 100X150 м, венчает­ся величественным куполом. Сооружение предполагалось выполнить в современных конструкциях с применением тонких железобетонных складчатых сводов параболической формы, которые смыкаются на «ус». Это и определило образ здания. Все наружные поверхности его получили уходящие криволинейные очертания, придающие зданию пластику и мо­нументальный характер.

Экспозиция музея располагалась в сводчатых галереях — обходах по периметру здания, а в купольных переходах из главного зала в галереи размещались зрительные залы и выставочные помещения. В центре рас­полагается главный зал, перекрытый куполом, также имеющим парабо­лическое очертание и состоящим из складчатых элементов. Внутреннее пространство главного зала высотой около 30 м величественно и тор­жественно.

Традиционное для русской архитектуры сочетание цветов — белого с золотым усиливает впечатление приподнятости, торжественности и лег­кости. В «Храме Славы» с особой силой выражены национальные черты русской архитектуры, так определяемые Буровым: «Тектоничность, плас­тичность формы, изобразительное богатство, насыщенность цветом, че­ловечность масштаба и современность — это и есть стиль русских в архи­тектуре» [40, с. 50].

В целом этот проект знаменует новый этап в творчестве А. К. Бурова, поиски образа современной архитектуры на основе синтеза лучших тен­денций 20-х годов (конструктивизм) и опыта освоения классического на­следия и национальной архитектуры.

В 1944 г. Андрей Константинович Буров разрабатывает проект мону­мента «Сталинградская эпопея», которому придает мощную и лаконич­ную форму пирамиды или кургана как памятнику вечной славы и памяти павшим'.

Высота монумента 150 м, длина стороны основания 236 м. Центрич-ность композиции и разработка пирамиды были рассчитаны на размеще­ние ее в широких просторах приволжских степей Сталинграда и сооб­щали зданию величие, значительность и монументальность. Несмотря на грандиозные размеры, пирамида не подавляла бы смотрящего. Ступен-

1 В конкурсном проекте «Сталинградская эпопея» принимали участие архитекторы Д. И. Бурдин, Л. И. Баталов и Л. М. Врангель.

 

чатость объема, пространственное развитие композиции с лестницами и подходами помогали бы идущим воспринимать памятник во времени и в пространстве. Крупные уступы, покрытые скульптурными изображе­ниями геральдики различных родов войск, с ритмом многократно повто­ряющихся изображений рук, держащих автоматы, сообщали сооружению необычайную силу. Пирамида должна была быть увенчана горящим фа­келом Вечного огня. Центральный шатер основного объема возвышался над Могилой Неизвестного Гражданина Советского Союза. На первом уровне сооружения размещался Зал трофеев. В Зал реликвий, находив­шийся на втором уровне, и в Зал документов на третьем уровне вели эскалаторы. Внутреннее пространство пирамиды и залы подсвечивались через стеклянные блоки. Прозрачные блоки кораллового стекла с орна­ментальным рельефом опирались на пояса вороненой стали. Шатер предполагалось обработать золотыми карнизами. Для каркаса сооруже­ния задумано было использовать металл, перелитый из трофеев. Для об­лицовки внутренних и наружных поверхностей должна была применяться листовая вороненая сталь.

Каждая из деталей композиции—материал, масштаб, силуэт, внут­ренний объем подчинялись главной идее сооружения — увековечиванию героического подвига советского народа, величию принесенной жертвы и стремлению к великому будущему.

В этом проекте снова выступает отличительная черта творчества Бу­рова— умение самую сложную идею выразить простыми лаконичными средствами. Это та простота, добиться которой стремится каждый, но которая дается с огромным трудом. У Бурова это умение — основная черта его таланта.

* * *

Проектам и постройкам Бурова всегда присущи характерные особен­ности, определяющие творческий почерк зодчего, всегда ощущается яс­ная архитектурная идея. Архитектурное сооружение или ансамбль рас­сматриваются им в связи с природным окружением, они сливаются или, наоборот, контрастируют с ним.

Ярче всего новые градостроительные идеи сказались в его проекте восстановления и реконструкции центра Ялты, который он разработал в 1944—1946 гг. Город, сильно разрушенный во время войны, в мае 1944 г. был освобожден советскими войсками. Уже в июле А. К. Буров вместе с М. Я. Гинзбургом (который с 1932 г. возглавлял проектирование район­ной планировки Южного берега Крыма) был в разрушенном городе.

Проектирование Ялты занимало в творчестве Бурова особое место. Он думал об этом проекте постоянно и в нем ему удалось воплотить не­которые свои градостроительные концепции. Он говорил, что сама при­рода Крыма, в которой сохранился характер античного пейзажа, требует особого архитектурного решения, тщательного сохранения ее своеобра­зия и характера '.

1 В начальной стадии проектирования Ялты принимал участие архит. А. А. Овчинников.

 

 

В основу проекта была положена идея создания современного ком­фортабельного города-курорта: с приморской набережной, освобож­денной от транспорта, с удобным морским портом, с транзитной автомо­бильной магистралью, не мешающей курортной жизни города. Из-за сложности рельефа примыкающих к городу с севера холмов и предго­рий транспортные магистрали города в их существующем виде не имели перспектив развития. Единственной значительной транспортной маги­стралью продолжала оставаться набережная.

Буров предложил провести участок приморского шоссе, идущий по территории курорта, в двух уровнях. Нижний уровень отводился для транспорта и эта часть шоссе заключалась в тоннель. Тоннель имел вы­ходы на основные магистрали, на пляж и к морскому вокзалу. В стене тоннеля, обращенной к морю, предусматривались большие иллюмина­торы, через которые открывалось бы море. Верхний уровень — набереж-

 

Сборный двухэтажный дом из армированного высокопрочного гипса для южных районов СССР. Сов­местно с архит. Л. М. Врангель. Проект. 1943—1944. Аксонометрия. Планы первого и второго этажей. Главный и дворовый фасады. Разрезы

ная, освобожденная от транспорта, превращалась в приморский бульвар. Движение по остальным внутригородским и транзитным транспортным магистралям А К. Буров также предлагал организовать в нескольких уровнях с современными развязками транспортных узлов, учитывающих сложный естественный рельеф Ялты. Сберегая зелень и экономно рас­ходуя территорию курорта, Буров предложил разместить часть гостиниц и санаториев в многоэтажных башнях. При сложном естественном релье­фе Ялты эти здания создавали бы живописную современную компози- I цию. Органичная связь архитектурных ансамблей с природным окруже­нием, особый человеческий масштаб, богатая пластика аркад и силуэтов зданий придавали композиции художественную выразительность.

Проектируя город, Буров со всей убежденностью утверждал: «Нужно использовать все, что нам дают современные знания, искусство, передо­вая техника и строить города не для площадей и ансамблей, магистралей или автомобилей, а для людей» [50].

Стремясь снять и показать на экране весь берег Ялты, Буров прихо­дит к идее создания панорамного кино. Он предлагал произвести син­хронную съемку и проекцию при демонстрации батареей из пяти аппара­тов, сблокированных так, как это было сделано спустя 10 лет создате­лями панорамного кино.

При проектировании Ялты им были найдены решения многих задач современного градостроительства, транспорта, архитектуры — удачные в художественном отношении и технически прогрессивные. Завершить этот масштабный и интересный эксперимент А. К. Бурову не удалось.

 

Quot;Храм Славы» в Сталинграде. Совместно с архнт. С. X. Са-тунцем. Проект. 1943—1544. Фа­сад. Разрез. План

 







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 450. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия