А. К. Буров. 1955
Он не допускал мысли, что преподавание, учеба или научные исследования могут быть оторваны от практической работы, от эксперимента. Поэтому, стремясь приблизить процесс обучения к реальной проектной практике, он постоянно привлекал к участию в разработке проектов и осуществлении их в натуре своих учеников: студентов, аспирантов и молодых архитекторов. В 1945 г. Буров предложил студентам Архитектурного института, которые работали его помощниками при выполнении проекта реконструкции центра Ялты (Р. Блашкевич, 3. Зубаревой и В. Тарасовой), в качестве темы для дипломного проекта взять «Городок отдыха Академии наук СССР» близ Ялты. В этом же году по теме, предложенной А. К. Буровым, аспирантом Академии архитектуры А. Овчинниковым, был выполнен курсовой проект «Морской вокзал в Ялте». Весной 1947 г. он пригласил своих аспирантов (В. С. Алимова, Н. Е. Иванова, М. В. Лебову, А. А. Немлихера, 3. Н. Нестерову, О. И. Ржехину, В. А. Свирского и И. Н. Черницыну) принять участие в проведении проектного эксперимента по решению комплексной проблемы застройки Ялты, выделив для каждого из них самостоятельные темы: жилье, пансионаты,
гостиницы, оздоровительные комплексы, торговый центр, спортивные сооружения, зрелищные здания курортного города и др. Комплексная тема утверждалась на кафедре аспирантуры Академии архитектуры СССР, и летом 1947 г. вся группа под руководством ассистента Бурова Е. Б. Новиковой была командирована в Ялту, где изучала локальные условия, связанные с темой каждого диссертанта. К сожалению, этот эксперимент не удалось довести до конца. Впоследствии на основе этого материала аспирант Бурова О. И. Рже-хина разработала серию проектов жилых домов блочно-усадебного типа для Южного берега Крыма и защитила диссертацию «Архитектура малоэтажного жилища для условий южных районов (блочно-усадебный тип для Южного берега Крыма)». Материалы по застройке курортных зон Ялты были использованы в диссертационной работе его аспиранта В. А. Свирского. Практические и теоретические труды А. К. Бурова в области архитектуры сборных жилых домов нашли отражение в диссертации его аспиранта и помощника архитектора К. В. Жукова «Основные этапы развития архитектуры крупноблочных и крупнопанельных жилых зданий» (1953) и были продолжены в научных, проектных и публицистических работах Жукова. Занятия, консультации Бурова с учениками, общая проектная работа (как обязательная часть учебного процесса) приводили в большинстве случаев к единству взглядов и принципов. Многие ученики Андрея Константиновича сейчас имеют ученые степени, профессорские звания, преподают и ведут большую творческую работу, претворяя на практике принципы творчества, воспринятые ими от Бурова. * * * Научная и педагогическая деятельность — органическая составная часть творчества А. К. Бурова. На протяжении всей жизни он в своих работах проводил и соблюдал принцип тесной связи научной деятельности с практикой. Исследования А. К. Бурова в области архитектуры, физики, биологии и медицины объединялись единой методологической системой: практические задачи — обоснование (гипотезы) — эксперименты (проекты)— теоретические обобщения — практическая реализация. Этот же принцип лежал в основе стройной системы его преподавания. Энциклопедичность знаний, универсальность интересов, многогранность творческой деятельности сочетались у А. К. Бурова с исключительной работоспособностью, методичностью, стремлением довести каждую начатую работу до практического результата. Научные исследования в области физики завершились крупным техническим открытием и созданием нового класса материалов; работы в области медицины — разработкой метода и аппаратуры для терапевтического лечения опухолей; теоретические исследования в области архитектуры были завершены созданием книги, ставшей заметным явлением в теории архитектуры. Результатом педагогической работы, которую А. К. Буров вел на высоком профессиональном уровне, было создание школы, воспитание архитектурной и научной молодежи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Творчество А. К. Бурова представляло подлинно современное направление в советской архитектуре. Он участвовал в решении всех важнейших практических задач, которые стояли перед страной: промышленное строительство, индустриальное жилищное строительство; создание памятников, увековечивающих народный подвиг во время Великой Отечественной войны; участие в восстановлении разрушенных городов; создание новых материалов и на их основе — нового образа жилого дома и города. Решая практические задачи, А. К. Буров никогда не переставал думать о великом искусстве архитектуры, о путях ее дальнейшего развития и предугадывал эти пути в своих теоретических работах. Изучая и анализируя прошлое архитектуры, думая о закономерностях ее развития, А. К. Буров неизбежно приходил к мыслям о ее будущем, о будущем наших городов. Его размышления никогда не были академически отвлеченными, он мыслил зримыми живыми образами, видел будущее глазами гражданина и архитектора. Еще в 1944 г. он писал: «В будущем мы будем строить города, в которых найдут свое место и автострады сквозного движения... и высокие дома (если мало места на земле), и четырех — шестиэтажные жилые дома, и маленькие одноэтажные домики, и внутриквартальные дороги, на которые не страшно выпустить ребенка... Здесь будет и выстланный мрамором пол центральной площади, перекрытой небом и вписанной в зелень жилых районов; и памятники старины и монументы героических современников, и торжественный общественный центр, современный, такой же красивый и современный, как был красив и современен Акрополь для его создателя... Человечество, двигавшееся вперед, не вернулось «назад к природе», вообще никуда назад, а пришло и к природе, и к счастью, и к красоте, двигаясь вперед, используя всю сумму человеческого знания не в противоречии, а в гармонии и единстве. И нашло это единство. Это — единство многообразия, и это только один из его возможных образов» [42, с. 144]. По сути это творческое завещание Андрея Константиновича Бурова, хотя оно было написано во время войны, за 13 лет до того, как он ушел из жизни. Всю свою короткую жизнь искал Буров «магическое единство». Потому и были так широки творческие устремления этого выдающегося советского архитектора, такой насыщенной творческими свершениями была его жизнь — поразительный пример разносторонней одаренности, позволившей ему вести на высоком профессиональном уровне работы в таких отдаленных областях человеческой деятельности, как архитектурная практика и теория, техническая физика и биофизика, медицина и био-
логия. В этой широте интересов и разносторонности таланта — секрет той огромной притягательности творчества и личности Бурова, которая сохранилась до настоящего времени. Архитекторы, знавшие и любившие Бурова, его ученики и товарищи вспоминают: М. И. Синявский. «Глубина проникновения и тонкость у него сочетались с математической ясностью. И это становилось все более и более видимым с течением времени. Он шел впереди. И это проявлялось в его трудах, от общих замыслов до прекрасно прорисованных деталей, осмысленных в своем назначении. Его творчество не стареет и по-прежнему вызывает восхищение». К. Н. Афанасьев: «Творчество Бурова было в высокой степени профессиональным, талант — ярким, новаторским. Но он никогда не отрывался от традиций, стоял на пьедестале большой архитектурной культуры. Он был классиком в конструктивизме и остался конструктивистом в классике». Е. Б. Новикова: «Умение мастера выразить себя в каждой детали, подчинив ее целому, создать героический величественный масштаб, ощущение строгости и современности со всей убедительностью раскрывается в его постройках. Находясь около них, смотря, удивляясь и восхищаясь, вы переживаете встречу с Буровым. Он присутствует, говорит с вами ярким убедительным языком архитектуры». Л. Н. Павлов: «Красивый, мудрый, озорной талант Андрея Бурова осветил своим ярким огнем несколько десятилетий нашей советской архитектуры и, самое удивительное, что многие построенные им здания выдержали натиск времени, показали свою непреходящую ценность, так же как выдержали время его книга и его философия». Н. П. Былинкин: «Его замечательная книга и дневники — это частички его живой души, которой он делится с нами, как бы одаряет нас своим присутствием и оставляет нам навсегда. Его книга — высочайший образец книги о зодчестве. Его книга и дневники, безусловно, заслуживают мирового признания, приходящего к мастеру, творчество которого подлинно национально». Идеи и взгляды А. К. Бурова — гуманиста, теоретика, зодчего, обращенные в будущее, были всегда смелыми, истинно новаторскими, во многом предвосхищавшими важнейшие направления развития советской архитектуры и науки. Андрей Константинович Буров являет собой пример высокой принципиальности и гражданственности, своими произведениями— постройками, открытиями, книгами продолжающий служить современности [43, с. 215].
ПОСТРОЙКИ И ПРОЕКТЫ А. К. БУРОВА Генеральный план Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Совместно с архит. С. Ридманом. Конкурсный проект, Отдельные павильоны на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве. 1923 Партер между зданиями Правительства и Арсенала в Кремле. 1923 Театр массовых действ. Проект, 1924 Центральный вокзал в Москве. Дипломный проект, 1925 Декорации к спектаклю по пьесе В. Плетнева «Над обрывом». 1-й Рабочий театр Пролеткульта. Режиссер Т. Амтман. 1925 Интерьеры теплоходов на линии Ленинград — Лондон, 1925 Дом для рабочих в Иванове-Вознесенске. Совместно с архит. М. П. Парусниковым. Конкурсный проект, премирован, 1926 Государственный Белорусский университет в Минске. Совместно с архитекторами Г. П. Гольцем и М. П. Парусниковым. Конкурсный проект, премирован, 1926 Совхоз для фильма «Старое и Новое». Режиссеры С. Эйзенштейн и Г. Александров. 1926 Декорации к спектаклю по пьесе А. Афиногенова «Гляди в оба». 1-й Рабочий театр Пролеткульта. Режиссер А. Грипич. 1926 Типовые клубы на 300 чел., на 500 чел. и на 1000 чел. для различных районов СССР Проекты, 1927 Центральная электростанция в Киеве «Парострой». Совместно с М. П. Парусниковым. Проект 1927—1928 Котельная КиевГРЭС. Совместно с архитекторами Г. П. Гольцем и М. П Парусниковым. 1927—1929 Дом промышленности в Свердловске. Совместно с архитекторами М. И. Синявским и М. О. Барщем. Проект, 1927 Декорации к спектаклю по пьесе Д. Чижевского «Голгофа». Театр Революции. Режиссер М. Терешкович. 1928 Рабочий клуб на 380 чел. Союза пищевиков в Твери. 1928 Рабочий клуб на 700 чел. Союза пищевиков в Минске. 1928 Рабочий клуб на 1000 чел. Союза пищевиков в Москве. 1928 Дом рыбака для Дальнего Востока Союза пищевиков в Хабаровске. Проект, 1928 Опытный завод Института удобрений в Москве. Частично осуществлен, 1929 Опытная станция Института удобрений в Москве. 1929 Институт удобрений в Москве. Проект, 1929 Общежитие для студентов Горного института на Калужской улице в Москве. Совместно с архит. Г. С. Кирилловым. Проект, 1930 Дворец искусства в Москве. Совместно с Г. С. Кирилловым. Проект, 1930 Планировка социалистического города при тракторном заводе в Челябинске. Совместно с Г. С. Кирилловым. Частично осуществлен. 1930 Клуб Челябинского тракторного завода совместно с Г. С. Кирилловым. Частично осуществлен. 1930 Заводоуправление Челябинского тракторного завода. Совместно с Г. С. Кирилловым. Проект, 1930 Жилой район на Юго-Востоке Москвы. Проект, 1931 Жилой дом Военно-инженерной академии на Покровском бульваре в Москве
Театр Всеволода Мейерхольда на площади Маяковского в Москве. Совместно с архит. А. В. Власовым. Проект, 1933 Летний театр массовых действ на 5000 мест в ПКиО в Москве. Проект. 1933 Реконструкция улицы Ленина от площади Дзержинского до Дворца Советов в Москве. Проект, 1933 Жилой дом для сотрудников Института имени Карпова на Яузском бульваре в Москве. Проект, 1934 Реконструкция площади Пушкина в Москве. Совместно с архит. Ю. Н. Емельяновым. Проект, 1934 Жилой дом для архитекторов в Москве. Проект, 1934 Гараж на 600 машин на Ленинградском шоссе (1-й вариант). Совместно с Ю. Н. Емельяновым. Проект, 1934 Гараж Авторемснаба на 650 машин на Пресненском валу в Москве. Технолог Ю. С. Фельзер, инженер М. П. Крымский. Проект, 1934 Жилой дом специалистов Наркомлеса на улице Горького, 25 (1-я очередь). Росписи художника В. А. Фаворского. 1935. Удостоен премии Моссовета Школа в Трехпрудном переулке в Москве. Совместно с Ю. Н. Емельяновым. 1935 Универмаг на Комсомольской площади в Москве. Проект, 1936 Жилые дома на 1000 квартир для АН СССР в Юго-Западном районе Москвы. Совместно с архит. В. В. Корчагиным. Проект, 1937 Загородный дом для заслуженной артистки РСФСР Л. П. Орловой. Проект, 1937 Окраска самолетов экспедиции И. Д. Папанина на Северный полюс. 1937 Интерьеры девяти залов Государственного Исторического музея в Москве. 1937 Павильон Наркомлеса на Сельскохозяйственной выставке в Москве. Проект, 1937 Реконструкция театра народного творчества в Москве. Совместно с В. А. Фаворским. Проект, 1937 Типовой театр на 1200 чел. Проект, 1937 Фонари для улиц Москвы. Совместно с архит. В. Турчаниновым. Проект, 1937 Памятник Ф. Э. Дзержинскому в Москве. Совместно со скульптором С. Д. Лебедевой. Проект, 1937 Колхозный дом для Южного Крыма. Проект, 1938 Служебные постройки для усадьбы колхозного дома Южного Крыма. Проект, 1938 Мебель для Дома писателей в Москве. 1938 Фасад Центрального Дома архитектора в Москве. 1938—1941 Жилой дом на Можайском шоссе. Проект, 1938 Стандарты санитарно-технического оборудования и кухонь жилых домов. 1938 Детские ясли для городов и рабочих поселков. Типовой проект, 1938 Аэровокзал в Москве. При участии Л. Баталова, Б. Мезенцева и Л. Павлова. Конкурсный проект, 3-я премия. 1939 Мебель для театральных помещений. Совместно с архит. Л. М. Врангель. Проект, 1938 Мебель для квартир. Совместно с архит. Л. М. Врангель. Проект, 1938 Жилой дом из крупных блоков на Большой Полянке, 4 в Москве. Совместно с архит. Б. Н. Блохиным. 1939 Жилой дом из крупных блоков на Бережковской набережной в Москве. Совместно с архит. Б. Н. Блохиным. 1939 Жилой дом из крупных блоков на Велозаводской улице в Москве. Совместно с архит. Б. Н. Блохиным. 1939 Жилой дом из крупных блоков на Валовой улице в Москве. Совместно с архит. Б. Н. Блохиным. 1939 Жилой дом из крупных блоков со стеновым решением. Совместно с архит. Б. Н. Блохиным. 1939 Жилой дом из крупных блоков с каркасным решением. Совместно с архит. Б. Н. Блохиным. Проект, 1939 Новоарбатский мост в Москве. Проект, 1939 Зал советского отдела Третьяковской галереи в Москве. Проект, 1939 Театр в Орджоникидзе. При участии архит. М. Н. Круглова. Проект, 1940 Жилой дом на ул. Горького, 95—99. Проект, 1940 Эскиз росписи плафона зала Большого театра в Москве. Совместно с художником Л. А. Бруни. 1940 Панорама «Штурм Перекопа» в Москве (1-й вариант). Конкурсный проект, 1940
Жилой дом из крупных блоков на Большой Полянке, 3 в Москве. Совместно с архит. Б. Н. Блохиным. 1940 Небоскреб апартмент-хаус. Проект, 1940 Памятник в ознаменование 20-летия разгрома деникинских банд под Орлом. Совместно со скульптором Л. Рабиновичем. Проект, 1940 Памятник Н. А. Щорсу в Куйбышеве. Совместно со скульптором Г. И. Кепиновым. Проект, 1940 Панорама «Штурм Перекопа» (2-й тур). Проект, 1941 Ремесленное училище для южных районов СССР. Совместно с архит. Л. М. Врангель. Проект, 1941 Жилой дом из крупных блоков на Ленинградском проспекте в Москве. Совместно с архит. Б. Н. Блохиным. 1941 Жилой дом из крупных блоков на Зацепском валу в Москве. (2-й вариант). Проект, 1941 Одноэтажный сборный жилой дом из армированного высокопрочного гипса для южных районов СССР. Совместно с архит. Л. М. Врангель. Проект, 1943—1944 Двухэтажный сборный жилой дом из армированного высокопрочного гипса для южных районов СССР. Совместно с архит. Л. М. Врангель. Проект. 1943—1944 «Храм Славы» в Сталинграде. Совместно с архит. С. X. Сатунцем. Проект, 1943—1944 Монумент «Сталинградская эпопея». Проект, 1943—1944 Железнодорожные вокзалы для разрушенных областей по линии Москва — Прохладная (1-й вариант). Конкурсные проекты, 1943—1944 Реконструкция и восстановление центра города Ялты. Проект, 1944—1945 Жилой дом на ул. Горького, 25 (2-я очередь). Художник В. А. Фаворский, скульптор Л. М. Кардашев. 1946—1950 Памятник народному артисту СССР В. И. Немировичу-Данченко в Москве. Совместно со скульптором И. Л. Слонимом. Проект, 1946 Железнодорожные вокзалы для разрушенных областей (2-й вариант). Конкурсные проекты, 1946 Институт кристаллографии АН СССР в Москве. При участии архит. Р. Н. Блашкевич. Проект, 1947 Памятник дважды Герою Советского Союза гвардии полковнику М. В. Кузнецову. Совместно со скульптором И. Л. Слонимом. Проект, 1947 Одноэтажный сборный жилой дом из высокопрочного гипса для южных районов СССР. Два варианта. Проект, 1947 Одноэтажный трехквартирный жилой дом из высокопрочного гипса для южных районов СССР. Проект, 1947 Морской вокзал в Сочи. Совместно с архит. С. X. Сатунцем. Конкурсный проект, 1948 Станция метрополитена «Площадь Восстания». Проект, 1948 Педагогический институт в Великих Луках. Проект, 1949 Театр в Елгаве. Проект, 1949 Театр в Сталиногорске. Проект, 1949 Оформление автомагистрали Москва — Симферополь (дорожные знаки). Совместно с В. А. Фаворским и скульптором Л. М. Кардашевым при участии архит. Т. И. Милеши-ной. Проект, 1950 Бескаркасный жилой дом-башня из крупных панелей для Москвы. Совместно с архит. Б. Н. Блохиным, инж. А. Н. Шкинев. Проект, 1949 Бескаркасный секционный жилой дом из крупных панелей для Москвы. Совместно с архит. Б. Н. Блохиным, инж. А. Н. Шкинев. Проект, 1949 Надгробие кинорежиссеру С. Эйзенштейну. Проект, 1950 Жилой дом на Ленинградском проспекте, 23 в Москве. Совместно с архит. А. И. Криппой. Проект, 1951 Административное здание на улице Радио в Москве. Совместно с архит. А. И. Криппой, 1953 Санаторий в Гагре. Совместно с архит. А. И. Криппой. Проект, 1954 5- и 9-этажные жилые дома на Петровско-Разумовском проезде в Москве. Совместно с архит. А. И. Криппой, 1955 Серия жилых домов из СВАМа. При участии архитекторов С. А. Васина и Д. А. Ме-таньева. Проект, 1956
|