Крупноблочный дом на Б. Полянке, 4 в Москве. Совместно с архит. Б. Н. Блохиным. 1939. Фасад, фрагменты фасада
ношен.ию к конструктивным размерам самого блока. Фактура мелких камней выполнялась при формовке в три цвета, сочетание которых дало иллюзию рельефности. Фасады здания решены без горизонтальных тяг и поясков. Единый объем дома без горизонтальных членений разработан с чуть западающими вертикальными вставками, отличающимися от остальной части дома цветом, фактурой и разрезкой блоков. Швы между блоками скрывались таким образом в общем рисунке кладки стены. Это позволило, сохранив тот же технологически предельно крупный размер конструктивных блоков, привести его в соответствие с масштабом жилья и человека. Этой же цели служат и другие элементы композиции дома: цвет блоков — светло-серый и розовый, красивые кованые балконные ограждения с цветочницами, декоративные рельефные и живописные обрамления окон и витрин, тонко орнаментированные порталы входов. Жилые дома второй очереди строительства с очевидностью показали, что индустриальные методы строительства не только не противоречат проявлению авторской индивидуальности, не препятствуют созданию архитектурных сооружений высокого художественного вкуса, но, наоборот, открывают новые возможности создания полноценной архитектуры. Буров доказывал, что сборное индустриальное строительство, в частности крупноблочное, должно рассматриваться только как способ возведения зданий, а не как какая-то особая архитектурная категория. Огромная энергия и настойчивость Бурова позволили сломить сопротивление производственников, технологов и работников заводов и добиться более совершенного архитектурного решения индустриальных жилых домов. В результате дом второй серии на Полянке до сих пор — один из удачных в довоенной архитектуре, показывающий творческий метод Бурова в освоении и переработке принципов классики как вечно нового явления. Однако авторы впоследствии отказались от декоративного приема и в третьей серии пришли к использованию новой системы разрезки стен — двухрядной кладки с вертикально поставленными простеночными элементами. Третью серию — шестиэтажный дом коридорного типа на Ленинградском проспекте, 27 Буров решает принципиально новым способом, начиная от планировки квартир до разрезки стен и технологии изготовления блоков. В основу решения положены следующие принципы: дом должен быть тектоничным, органичным, отвечающим по своим архитектурным членениям внутреннему содержанию расположенных по вертикали одинаковых квартир, дом принципиально индустриален, с присущим индустриальному методу повтором одинаковых серийных элементов как по горизонтали, так и по вертикали; и наконец, дом должен быть комфортабельным. Предполагалось осуществить широкий эксперимент по созданию нового типа городского жилого дома, возведенного индустриальными методами, экономичного и комфортабельного, с квартирами минимальных площадей, с магазинами и общественным обслуживанием жильцов. Последнее обстоятельство Буров считал особенно важным. Однако намеченная система обслуживания в силу ряда причин не была осуществлена.
|