А. К. Буров и Э. С. Зеленский. Лаборатория анизотропных структур. Москва. 1954
В это время аспирантура Академии архитектуры СССР была великолепной школой мастерства, где преподавали такие крупные архитекторы и теоретики, как А. К. Буров, Г. П. Гольц, М. П. Парусников, И. Н. Соболев и искусствоведы А. Г. Габричевский, И. Л. Маца и другие, захватывающие слушателей своим творческим темпераментом и глубокими знаниями. В статьях, дневниках и записных книжках Бурова, начиная с 1927 г., значительное место уделено осмыслению причин недостатков в постановке архитектурного образования — чрезмерному вниманию к увражам, изучению канонизированной ордерной системы, отвлеченному, теоретическому изучению конструкций и материалов и т. д. Многие его высказывания отмечены удивительной прозорливостью, ясным пониманием внутренней противоречивости системы традиционной академической подготовки архитекторов, оторванной от современной жизни, ее потребностей и технических возможностей. В его дневниках немало страниц, касающихся архитектурного преподавания, которое постоянно интересовало Бурова, он обсуждал эти вопросы со своими учениками, спорил с коллегами. Все его мысли были проникнуты заботой о будущих поколениях архитекторов. В своей педагогической деятельности Буров стремился найти такую форму общения с учениками, которая позволяла обучать методу и развивать индивидуальные способности учеников. Беседы, порой в форме диалога или размышлений, без нравоучений и навязчивой дидактики, были его методом занятий с аспирантами. Они учили самостоятельности мышления, последовательности в постановке и разрешении цепи задач, возникающих при проектировании. Поэтому особенно интересны конспекты «Бесед с аспирантами», записанные его учениками и отредактированные самим Буровым. Они были частично опубликованы в сборнике «Мастера архитектуры об архитектуре» [41] и полностью в серии «Мир художника» в книге «Андрей Константинович Буров. Письма. Дневники. Беседы с аспирантами. Суждения современников» [43]. А. К. Буров был превосходный педагог со своей, хорошо продуманной, научной методикой преподавания. Его отличала искренняя заинтересованность в максимальном развитии всех творческих возможностей студентов, аспирантов и помощников по работе. Его эрудиция никогда не подавляла, а проявлялась в таких формах, что побуждала учеников работать с полной отдачей и удовлетворением. В нем прекрасным образом сочетались требовательность педагога с участливой внимательностью старшего товарища. Он обучал их прежде всего методу творческого поиска, начиная с четкой постановки и осмысления задачи. При этом он подчеркивал необходимость использовать на этом этапе весь накопленный опыт и все научные достижения современной науки и архитектуры. Основной задачей педагогики Бурова было стремление научить студента мыслить, направить его работу так, чтобы ему казалось, что он самостоятельно пришел к решению, а не предлагать ему готовых рецептов, не передавать ему набор приемов, а давать философию, понимание процесса создания и принципов построения архитектурного организма. В этом его система педагогики была развитием метода преподавания И. В. Жотовского. Буров был ярым противником всякой «невнятицы» в работах студентов. Каждой учебной работе предшествовал внимательный анализ существа задачи, всего сделанного уже в данной области, а после выполнения работы следовали творческие выводы и обобщения, выходившие подчас за узкие рамки частной задачи, приводившие к творческому обогащению и самосовершенствованию личности. Большое значение Буров придавал методу и последовательности процесса проектирования. «Поиск архитектурного решения,— говорил он,— начинается с пространственной компоновки сооружения. В компоновке плана нужно стремиться к «плотнейшей упаковке» всех помещений. Не растягивать и не размазывать. Смотрите на Парфенон. Больше рациональности. Мирозданием управляют два принципа: экономия энергии и принцип «плотнейшей упаковки» частиц с минимумом пустот» [43, с. 180]. И далее: «Независимо от того, плотно или неплотно скомпоновано здание, каждый из его объемов должен быть совершенно четко отделяем от других, не должно быть неясных мест, неизвестно к какому объему принадлежащих. Должна быть полная ясность и четкая разделимость конструктивной схемы; при этом объемы не должны быть притиснуты один к другому впритык, без промежуточных помещений. Наилучший пример такой свободной компоновки (в пределе) — вилла Адриана» [43, с. 185]. На этом этапе он рекомендовал применять объемные модели, помогающие быстро найти наиболее рациональное пространственное решение и добиться максимальной организованности всех объемов.
Он подчеркивал: «При компоновке схем очень полезны объемные модели («кубики»). Карандаш обычно сразу уводит в сторону красивости, фасадничества, сковывает подчас навязчивой схемой и мешает глядеть широко на проблему. Трудно оторваться от получившегося красивого эскиза. «Кубики» же упрощают форму и дают возможность хладнокровно и быстро испробовать все возможные варианты схем. Тем самым Ваше время будет сэкономлено и на драгоценное творчество останется гораздо больше времени. И при этом Вы будете объективным архитектором. А время экономить надо — жизнь так коротка и задач так много!» [43, с. 187]. Эту часть работы он называл научной подготовкой проекта. Только после ее успешного завершения начинается вторая — творческая часть работы над проектом. «Не беритесь за карандаш—делать эскизы, пока у вас нет жгучей потребности зарисовать отчетливо видимую Вами идею. Видимую не то чтобы в натуре, но в виде объемной модели, с полным представлением о внутренности (но не как о «фасаде», «разрезе», «плане»). До тех пор карандаш — не помощник. Думайте терпеливо» [43, с. 178]. Найденная на первом этапе удачная компоновка должна воплотиться в тектонически разработанном, художественно осмысленном сооружении. Эта творческая часть работы относится к области искусства, она не может быть подменена наукой и целиком определяется вкусом и талан-
том архитектора. При этом Буров говорил: «Масштаб сооружения, характер его деталей, пропорции и все прочее, что определяет форму,— все слито воедино с идеей, все подчинено идее в большом смысле слова» [43, с. 182]. Однако он особо отмечал: «Не старайтесь в одном проекте показать все, что вы знаете. Не вкладывайте в него весь арсенал своих средств» [50, с. 177]. Он понимал, что это — естественное желание каждого молодого зодчего, но он также хорошо знал, как такой «арсенал всех средств» может перегрузить архитектуру. Большое внимание Буров уделял настроению и атмосфере, в которой проходило проектирование, и советовал в связи с этим «Не работать с наморщенным лбом, работать в веселом состоянии духа, чтобы сооружение не было узким, сжатым, сдавленным, чтобы, глядя на эскиз, не чувствовать тошноты» [43, с. 177], «Я противник ночных бдений... Относитесь к стоящей перед вами задаче весело, просто, как игрок в теннис к своему партнеру; уважайте партнера, но не бойтесь» [43, с. 187]. Занятия проходили непринужденно, весело, чему немало способствовало блестящее остроумие Бурова. Буров был решительным врагом «серой» уравниловки, при которой ученики начинают терять свою творческую индивидуальность и свежесть мышления: «У каждого ученика должна быть индивидуальность — ее нельзя смазывать. Плохо, когда все ученики «дерут» друг с друга. Каждый должен усвоить метод... Работая над эскизом, делать маленькие геометризованные схемки для более острого ощущения тектонической выразительности: должно ясно чувствоваться что-либо одно — либо нагружать сильно сверху (но не задавливать), либо последовательно разгружать снизу вверх — как русские церкви» [43, с. 177]. Проекты его учеников отличались разнообразием замыслов, идей и приемов. Каждая выставка работ учеников Бурова Архитектурного института и Академии архитектуры с интересом встречалась всеми архитекторами Москвы. В 1943 г. говоря о методике преподавания в архитектурных школах нашей страны, Буров утверждал: «Нужно изменить центр тяжести в понятии архитектуры и в практике и в школах. Преподавание канонических, замаскированных под имманентно присущие архитектуре, законов, выведенных из изобразительного Ренессанса, в тектонические закономерности, присущие якобы всем архитектурам, разбивается вдребезги при соприкосновении с легкими материалами. В сторону исторически обусловленной эволюции. От понимания уникального к пониманию массового» [43, с. 107]. В этом же, 1943 г. он записывает в дневнике: «Как бы я учил архитектуре? Начиная с народной архитектуры показал бы, как меняется архитектурная форма от изменения представлений о прочности материала, от изменения средств производства» [43, с. 137]. Буров утверждал, что во всей его многообразной деятельности самым интересным является эксперимент: «Хорошо поставленный и проведенный эксперимент. А впрочем, архитектурный проект тоже ведь эксперимент... Только надо, чтобы он был хорошо поставлен» [43, с. 221]. Эту свою идею Буров проводил всюду, в том числе и в педагогической деятельности.
|