Развитие каменной индустрии
Еще один важный для палеоантропологов вид находок – это орудия труда. Орудия труда, конечно, не используются непосредственно для идентификации соседних с ними костных останков (хотя и могут очертить какие-то грубые ориентиры в помощь такой идентификации), но зато они дают немало информации о возможностях и способностях тех видов предшественников человека, которые их изготовили и использовали. Труд создал из обезьяны человека – гласит тезис Энгельса, одного из столпов марксизма-ленинизма. И как показывают исследования, тенденция к возникновению каменной индустрии – важного атрибута Homo – действительно зародилась глубоко в недрах отряда приматов. Так, американские антропологи провели интересные эксперименты с карликовым шимпанзе бонобо по имени Кэнзи. Ему показали камень с острым краем и каким образом можно перерезать веревку, чтобы открыть ящик с фруктами. Этого оказалось достаточно, чтобы шимпанзе начал самостоятельно раскалывать камни и получать «орудия» с таким же острым, режущим краем. Обезьяна проявила способность выполнить операцию, являющуюся первой ступенью в технологии создании каменных орудий труда, хотя изготовленные Кэнзи «орудия» и были намного примитивнее даже самых древних творений человеческих рук. Еще один эксперимент с обезьянами подтвердил вывод о том, что «фундамент» производства каменных орудий имелся не только у высокоразвитых человекообразных обезьян, но возник гораздо раньше. Американские антропологи Г.Уэстергаард и С.Суоми поставили ряд опытов с низшими «хвостатыми» обезьянами – капуцинами. В первом эксперименте 6 из 11 подопытных животных смогли сделать отщепы с острым режущим краем путем ударов камня о твердую поверхность. Во втором эксперименте 3 из 15 обезьян употребили полученные изделия как режущие орудия, а одна даже проявила инициативу, пытаясь видоизменить орудие, придав ему более удобную форму.
Рис. 95. Карликовые шимпанзе бонобо и капуцин
В ходе эфиопской экспедиции в 2008 году нам совершенно случайно тоже удалось провести небольшой эксперимент. В один из вечеров, когда мы уже ехали в сторону отеля, мы остановились на небольшой перекур и вышли из машины на дорогу, которую незадолго до этого «подлатали» – на нее высыпали грунт и разровняли грейдером. В грунте, использованном для ремонта дороги, оказалось много обсидиана – вулканического стекла – в том числе и кусков довольно приличного размера. Обсидиан с древнейших времен широко используется для изготовления различных орудий труда. И мы, пользуясь случаем, решили проверить, насколько сложно изготовить из него какое-нибудь простейшее орудие. Процесс «изготовления» мы избрали самый простой – поднимали один кусок обсидиана и с силой ударяли им по другому куску на земле. Буквально после двух-трех попыток среди полученных осколков оказались пластины неправильной формы с очень острыми краями, которые вполне можно было использовать в качестве режущих орудий. И это при том, что мы совершенно не стремились заранее получить какую-то конкретную форму – режущие «орудия» получились у нас абсолютно случайным образом. И если в американских исследованиях обезьяны изготавливали даже каменные орудия труда, то уж из обсидиана им это сделать было куда легче. При этом режущие орудия они также могли бы получить абсолютно случайно. Это, как показал наш случайный эксперимент, проще простого (сложнее было не порезаться об образующиеся при этом осколки)…
Рис. 96. «Режущие орудия», полученные в ходе эфиопского эксперимента
Но потенциальные возможности – это одно, а реализация этих возможностей – совершенно другое. Что же говорят находки об изготовлении и использовании орудий труда древними предшественниками людей?.. Упоминавшийся ранее профессор Йоханнесбургского университета Раймонд Дарт, который обнаружил останки австралопитека (Бэби из Таунга), высказал идею, что первыми природными материалами, использованными людьми, были кость, зубы и рог. Среди находок из пещеры Макапансгат он обнаружил такие кости, которые теоретически удобно было употребить в качестве орудий. Из этого Дарт сделал вывод, что уже австралопитек пользовался природными предметами для своих хозяйственных целей, и выдвинул гипотезу остеодонтокератической («костно-зубо-роговой») культуры. Однако позднее исследования показали, что большинство следов износа на этих костях появилось в результате того, что их погрызли гиены и других хищники. Обнаружены, правда, черепа древних павианов, имеющие следы ударов тяжелой длинной костью антилопы. Предполагают, что это – дело рук австралопитеков, которые использовали кости как дубины. Но даже если это и так, то данный факт лишь отчасти подтверждает гипотезу Дарта… На текущий момент принята точка зрения, что австралопитеки хотя и использовали в качестве орудий труда подручные предметы, вряд ли умели изготовлять их. В 2000 году в северо-восточной Эфиопии, в местности Хадар, на участке Дикика палеоантрополог из Калифорнийской Академии наук Зересеней Алемседжед обнаружил скелет маленького австралопитека – трехлетней девочки, которую прозвали Селам или «Дочка Люси». А в 2009 году в двухстах метрах от места обнаружения Селам были найдены четыре кости возрастом 3,4 миллиона лет с подозрительного вида следами. Исследования привели ученых к выводу, что метки на двух из этих костей – ни что иное, как результаты обработки каменными орудиями. И оставили их, вероятно, афарские австралопитеки, останки которых найдены в данном регионе в немалом количестве. Эти следы на костях ныне считаются древнейшими следами каменных орудий, хотя сами орудия так и не найдены. Правда, ряд ученых сомневается, что эти надрезы на кости были сделаны именно орудиями…
Рис. 97. «Дочка Люси» и кости со следами обработки орудиями
На текущий момент самые древние орудия найдены в Эфиопии на участках Гона, Омо (Шунгура) и Хадар – 2,5-2,7 миллиона лет, Канжера в Кении – 2,2 миллиона лет, Сенга и Семлики (Ишанго) в Заире – 2 миллиона лет, Олдувай в Танзании – 1,5-2 миллиона лет. Свидетельством преднамеренности создания сколов на этих древнейших орудиях является повторяемость их основных типов и характерные черты обработки – наличие ударного бугорка, оббивка с одного или двух краев при отсутствии ее на большей части камня и т.п., а также концентрация орудий в местах, где такие артефакты не могли образоваться и скопиться естественным путем. Сначала это были просто расколотые гальки, желваки или обломки твердых каменных пород, позднее от камней стали отбивать по нескольку сколов, оформляя острый режущий край. Техника выполнения древнейших изделий свидетельствует о неопытности «мастеров», еще плохо знавших материал и не умевших целесообразно раскалывать камни. Такие примитивнейшие орудия называются олдованскими – по месту первых находок в ущелье Олдувай в Танзании. Соответствующая культура получила название олдован (обозначается также – Mode 1).
Рис. 98. Олдованский чоппер
При всей своей примитивности технология Mode 1 явно уже заключала в себе опыт многих поколений. Она просуществовала целую эпоху нижнего палеолита и завершилась радикальной сменой приемов обработки камня, выразившейся в создании двусторонне обработанных ручных рубил (так называемая технология Mode 2), которые использовались в качестве эффективного оружия. Эти орудия также служили для различных хозяйственных целей, в частности для обработки дерева, кости, рога. Так, скажем, в результате микроскопического исследования поверхности каменных рубил из Танзании были обнаружены частицы, которые свидетельствовали об использовании этих орудий для обработки дерева. Каменные орудия стали применяться для изготовления изделий из других материалов. На смену технологии олдован пришла технология ашель (по названию места раскопок во Франции – Сент-Ашель), зародившаяся около 1,7 миллиона лет назад. Принципиальным отличием ашельской технологии от олдованской является развитие способов получения крупных сколов-заготовок, появление группы специализированных макро-орудий – ручные рубила, кливеры и пики, а также более разнообразного набора мелких орудий – скребла, скребки, острия и т.п. Наиболее наглядным признаком ашельской индустрии являются ручные рубила, или бифасы – крупные удлиненные орудия, изготовленные из уплощенных кусков породы или сколов-заготовок посредством полной или частичной двусторонней оббивки заготовки таким образом, что ее края на большей части периметра превращаются в лезвия, а один конец в той или иной мере заостряется. В итоге бифас приобретает примерно каплеобразную форму (если смотреть на него «в анфас»).
Рис. 99. Бифас из Франции
Появление ашельской культуры более-менее совпадает во времени с появлением видов Homo ergaster и Homo erectus, объединяемых под условным названием «архантропы». Хотя ашельская культура постепенно вытесняет олдованскую, архантропы изготовляли и орудия олдованского типа, которые встречаются на стоянках и во все последующие эпохи, местами почти до современности. Впрочем, это вполне понятно – если более простой инструмент в чем-то удобен, то нет никакого смысла полностью от него отказываться в пользу более сложного. Мы же, например, имея электродрели и перфораторы, не отказываемся полностью от обычного молотка и зубила… Любопытно, что примерно на то же самое время приходится и знакомство людей с огнем. Наиболее древние случаи использования огня известны по находкам на восточноафриканских стоянках Чесованжа, Мелка-Контуре, Гомборе I, Кооби Фора и южноафриканской пещеры Сварткранс. Возраст их оценивается примерно в 1,5 миллиона лет (хотя есть вероятность увеличения датировок до значений 1,6-1,7 миллионов лет). Так, скажем, в Чесованже (Северная Кения, северо-восточный берег озера Баринго), в слое возрастом 1,38-1,46 миллиона лет найден обложенный камнями очаг с почвой, прокаленной до температуры 400-600oC, как в обычном костре, причем огонь горел долго, чего не бывает при случайном природном пожаре.
Рис. 100. Деформированный череп человека, уже пользовавшегося огнем (Чесованжа)
Ашельская культура распространяется по всей Африке и начинает расширяться за ее пределы примерно 1,4 миллиона лет назад – почти сразу после появления ашельской индустрии. Но после этого «всплеска технологий» наступает длительный период «стазиса», который до сих пор составляет загадку для ученых, – ашельская культура почти не изменяется на протяжении более миллиона лет… Однако использование каменных орудий для обработки других материалов создавало основу для осуществления предками человека весьма важного шага – освоения создания искусственных жилищ. Именно в ашеле появляются первые такие жилища – их остатки найдены в целом ряде мест. Например, искусственное жилище возрастом около 380 тысяч лет обнаружено во Франции на стоянке Терра-Амата. Причем это не просто улучшенный вариант «гнезда» (гнезда строят и птицы, и некоторые обезьяны), а именно жилище – пусть и в виде всего лишь шалаша или даже простого навеса у стены. Это свидетельствует о громадном пути, который уже прошло мышление предшественников человека по пути своего развития. Ведь даже до простого шалаша или навеса еще надо было додуматься. Эта идея должна была созреть в голове. Нужно было и придумать конструкцию, и воплотить ее в жизнь… «Интересным явлением в некоторых африканских и европейских местонахождениях с датировками около полумиллиона лет является наличие так называемых «камней в форме обезьяньей головы». Они обычно не имеют следов обработки и могли быть собраны исключительно в качестве «диковинок» или естественных «портретов». Эти и некоторые другие находки свидетельствуют о зарождении символического поведения, не связанного с насущными потребностями выживания, о появлении эстетических чувств у архантропов. Эти чувства, как полагают, отразились также в изготовлении избыточно тщательно обработанных бифасов исключительно симметричной формы и гармоничных пропорций, что явно выходит за границы их чисто утилитарных функций» (С.Дробышевский, Е.Беляева, «Достающее звено»).
Рис. 101. Древнейшее жилище (Дарвиновский музей)
Следующий «всплеск технологий» ознаменовал переход от раннего палеолита к среднему. Обычно его связывают с культурой мустье (выявлена еще в 60-х годах XIX века), которая названа так по месту находок в пещере Ле-Мустье на юго-западе Франции. Культура мустье появилась около 200 тысяч лет назад (по другим оценкам на 100 тысяч лет раньше) и существовала примерно до времени 35-40 тысяч лет назад, а местами – до 28 тысяч лет назад. Создателями мустьерской культуры были поздние Homo heidelbergensis и Homo neanderthalensis. Собственно, именно с неандертальцами и связывают прежде всего эту культуру, хотя схожие с ней элементы технологии работы с камнем прослеживаются и в других культурах (например, в Африке). «Культура мустье, пришедшая на смену древней ашельской и господствовавшая в Европе и Передней Азии в течение нескольких десятков тысяч лет (35-100 тысяч лет назад), развивалась и совершенствовалась именно в эпоху неандертальского человека. Достаточно сказать, что на территории Франции археологи насчитывают 60 типов мустьерских каменных орудий, в том числе остроконечники, скребла. Особо следует выделить введенное неандертальцами новшество – зубчатые орудия («пилки»), свидетельствующие, что описываемые представители рода Гомо были в русле прогресса технической мысли своего времени. Разнообразие каменного инвентаря неандертальского человека говорит о сложности его хозяйственной деятельности. В распоряжении неандертальцев были не только кремневые, но также деревянные и костяные орудия. Последние, хоть и в незначительном количестве, встречаются на мустьерских стоянках…» (А.Зубов, «Колумбы каменного века. Как заселялась наша планета»). Основной прогрессивной особенностью мустьерской культуры по сравнению с ашелем было изготовление каменных орудий с использованием так называемой техники леваллуа. Эта техника предполагала скалывание качественных отщепов кремня со специально подготовленной предварительными сколами заготовки. Подготовка производилась путем радиальных сколов по краям и создания одной или двух ударных площадок. В результате образовывался дисковидный «пренуклеус», напоминающий панцирь черепахи. Затем из средней части отщеплялось несколько орудий. Далее можно было снова подправить полученное ядрище или «нуклеус» и произвести следующие скалывания орудий. В результате получались округлые или остроконечные отщепы, которые могли использоваться как орудия сразу или после минимальной доводки. Эти отщепы применялись как скребла или ножи, но могли быть также доработаны для использования в качестве наконечников.
Рис. 102. Остроконечник леваллуа
Средний палеолит закончился так называемой «революцией позднего палеолита», которую обычно датируют временем примерно 50 тысяч лет назад (хотя можно встретить даты 40 или даже всего 30 тысяч лет назад). В результате этой революции появилось множество разнообразных культур. Все эти культуры – культуры так называемого верхнего палеолита – ученые связывают уже непосредственно с Гомо сапиенс. Тех Гомо сапиенс, кто в это время обитал в Европе и был носителем соответствующих культур, принято называть кроманьонцами. Технологические инновации этой эпохи включали существенное изменение в производстве каменных инструментов, которое заключались в переходе на скалывание длинных пластин с призматических и пирамидальных нуклеусов. Такая техника позволяла более экономно расходовать материал, а также изготавливать куда более изящные и разнообразные орудия, чем мустьерские остроконечники и скребла: ножи, наконечники, скребки, резцы, проколки и многие другие. Широко используются в это время и другие материалы. Важным отличием от предыдущей – мустьерской – эпохи является то, что во множестве появляются составные орудия, в том числе с использованием в качестве вкладышей микролитов – мелких каменных изделий. Чаще всего микролиты изготавливались из кремня и представляли собой различные сечения призматических пластинок и имели размеры от нескольких миллиметров до 3 сантиметров. Преимущество использования микролитов заключалось не только в значительной экономии каменного сырья, но и в возможности создавать из мелких взаимозаменяемых элементов лезвия любой длины для копий, гарпунов, кинжалов, стрел и серпов.
Рис. 103. Микролит в руке
Как ныне считается, технологии, предусматривающие изготовление и использование микролитов, пришли вместе с Гомо сапиенс из Африки, поскольку именно здесь обнаруживаются самые древние подобные изделия из камня. Так, микролиты, найденные в кенийской пещере Энкапуне-я-Муто датируются возрастом более 45 тысяч лет, в формации Наисиусиу в Олдувайском ущелье – 59-62 тысяч лет, в южноафриканской пещере Бордер Кейв – 60-65 тысяч лет, а в Пинакл Пойнт на самом юге Южной Африки микролиты производились 71 тысячу лет назад.
|