Студопедия — ФЕНОМЕН КУЛЬТУРОЛОГИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ФЕНОМЕН КУЛЬТУРОЛОГИИ






А.Я.Флиер

(опыт новой интерпретации)

Понятие «культурология» – название направления в общественно-научном знании, предложенное в конце 1940-х гг. американским культур-антропологом Л.А. Уайтом, в 1960-х гг. появилось в отечественной научной литературе (преимущественно в интерпретации Э.С. Маркаряна), а в первой половине 1990-х было институционализировано в России как самостоятельная наука (уже преимущественно гуманитарного профиля) и специальность по образованию. Тогда же были сформулированы и основные атрибутивные характеристики культурологии – представления о ее цели и задачах, предмете и объекте, основных методологиях и методах, проблемных полях т.п.

Следует отметить, что за почти два десятилетия, прошедшие с тех пор, никаких значимых корректировок в определении базовых признаков культурологии, в обозначении того, «что» она изучает и «как», не производилось, хотя сама эта область знания прошла существенное развитие, как в своих объективных параметрах, так и в своем субъективном самоосмыслении. В профессиональных кругах дискуссия на этот счет, разумеется, не прекращалась, но она не нашла никакого отражения в официальных научных и образовательных нормативных документах. Представляется, что уже назрела необходимость подвергнуть некоторой модернизации основные атрибутивные признаки культурологии в целях их большего соответствия тем реалиям функционирования этой отрасли знания и процессам ее научного самоопределения, которые наблюдаются в последнее время. Ниже предлагается один из возможных вариантов такой модернизации.

* * *

Культурология – это знание о культуре. Но это не все возможное знание. Культура представляет собой слишком масштабный и многоаспектный объект для того, чтобы быть охваченным аналитическими возможностями одной науки. Она охватывает огромное число аспектов жизни человека и общества – личностно-обыденный, национально- и социально-идентификацион­ный, социально-интегративный, регулятивный и нормативный, смысловой и символический, лингво-коммуникативный, политико-идеологический, религиозный, художественно-образный и пр.[1] Она имеет множество ракурсов наблюдения, понимания и осмысления – мировоззренческий, аксиологический, эстетический, когнитивный, функциональный и т.п. Всего этого слишком много для того, чтобы силами одной науки можно было эффективно обобщить и систематизировать такое число проявлений изучаемого объекта и ракурсов его познания. Поэтому всю сумму знаний о культуре разрабатывают десятки наук, изучающих культуру непосредственно (как основной предмет), либо опосредованно (как значимый внешний фактор по отношению к тому, что они изучают). Их можно сгруппировать следующим образом:

• философские науки (в той или иной мере культуру осмысливают все области философии, касающиеся человека и общества, а непосредственно – этика и эстетика);

• общественные науки (в основном социология и политология, но в какой-то мере и правоведение, экономика и др.);

• специальные науки о человеке, человеческом сознании и поведении (психология, педагогика, этология);

• гуманитарные науки, которые в свою очередь разделяются на:

- науки о языке (лингвистика, филология, литературоведение/тек­стология и др.),

- исторические науки (собственно история, археология, этнография/антропология, религиоведение и др.),

- науки об искусстве (собственно искусствоведение, музыковедение, театроведение, киноведение, архитектуроведение и др.),

- науки об охране культурного наследия (музееведение, библиотековедение, архивоведение);

• науки о культуре в ее интегрированном смысле (философия культуры, история культуры, социология культуры, культурология) [2].

Таким образом, мы видим, что культурология – это сравнительно узкий ракурс познания как самой культуры, так и общества через его культурные проявления, объектная, предметно-проблемная и методологическая специфика которого будет рассмотрена ниже.

Но особенность культурологии заключается еще и в том, что это не только наука. Культурология может быть понята и охарактеризована в трех сферах (на трех уровнях) своего проявления:

• как интеллектуальная позиция (движение, платформа) в восприятии и рефлексии основных характерных социокультурных черт и признаков нашего времени (культурология, как особый ракурс осмысления истории современности). Предмет рефлексии – современность как культурно-исторический феномен;

• как специфическая научная парадигма (вектор исследований и концептуальная основа для обобщений) в исследовании общества посредством анализа его культурных черт и механизмов самоуправления (культурология, как способ описания и осмысления общества в его социокультурных проявлениях). Предмет познания – общество как культурно интегрированная система;

• как специализированная наука, изучающая культуру в ее ценностной, социально-нормативной, регулятивной и коммуникативной функции, а также в ее знаково-сим­волических проявлениях, находящаяся на стыке общественно-научного и гуманитарного знания (культурология, как способ описания и осмысления культуры как важнейшей составляющей социального бытия). Предмет познания – культура как социально-регулятивная подсистема общества.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 461. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия