Студопедия — МУСЙЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, см. 9 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МУСЙЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, см. 9 страница






Идеи Н. вновь приобрели актуальность в 1890—1900-х гг. в контексте культуры т. н. серебряного века, обратившейся к антич. философии, классич. темам, сюжетам и худож. формам. Распространению идей Н. способствовала оказавшая влияние на культурную жизнь того времени концепция грядущего слав. Возрождения, обогащённого европ. опытом и несущего своё особое содержание. Один из популяризаторов этой концепции, филолог-классик, проф. Моск. ун-та Ф. Ф. Зелинский считал, что ср. и высш. школа призвана подготовить такое будущее. Проникнутая бодрым настроением «трудорадостности» и уважительной требовательности к учащемуся, школа, по его мысли, должна быть ориентирована на творческое восприятие антич. традиции не как «нормы», но как «семени». Многие учёные, педагоги, публицисты, в т. ч. Я. К. Грот, П. И. Капнист, указывали на необходимость сохранения классич. основы общего образования, однако в гимназич. практике возобладали противоположные тенденции.

Лит.: Капнист П. А., Классицизм как необходимая основа гимназич. образования, в. 1—2, М., 1891—1900; Грот Я. К., По поводу шк. реформы. О необходимых элементах общего образования и воспитания, СПБ, 1901; Зелинский Ф. Ф., Древний мир и мы, СПБ, 1903; Жирмунский В. М., Гёте в рус. лит-ре, Избр. труды, Л., 1981;

Лотман Ю. М., Успенский Б. А., «Письма рус. путешественника» Карамзина и их место в развитии рус. культуры, в кн.:

Карамзин H. M., Письма рус. путешественника, Л., 1984. А. О. Толстихина.

 

НЕОТОМИЗМ (от греч. neos — новый и имени Thomas — Фома), наиболее авторитетное течение в совр. католич. философии, базирующееся на учении Фомы Лквинского; получило статус офиц. филос. доктрины Ватикана после опубликования в 1879 энциклики папы Льва XIII «Aeterni Patris». К числу крупных центров, ориентированных на разработку и популяризацию Н., относятся Академия Св. Фомы в Ватикане, Като-лич. ин-т в Париже, Пуллахский ин-т (близ Мюнхена), ун-т Нотр-Дам (США) и др. Ведущие представители: Э. Жильсон, Ж. Маритен (Франция), Э. Корет, И. Месснер (Австрия), Ю. М. Бохеньский, А. Демпф, М. Мюллер, К. Ранер (ФРГ), А. Дондейн (Бельгия), М. Кромпец (Польша), Б. Мондин, Ф. Ольджати (Италия) и др. Идеи Н. активно проповедует в выступлениях и книгах папа Римский Иоанн Павел II (К. Войтыла). Ещё в 1-й пол. 20 в. наряду с тенденциями к сохранению в неприкосновенности основоположений Аквината наблюдались попытки её модернизации путём обращения к наследию И. Канта, новейших школ зап. философии. После 2-го Ватиканского собора (1962—65), санкционировавшего курс католич. «обновления» — «аджорнаменто», отчётливо обозначились антропоцентрич. переориентация Н., ассимиляция им инструментария и категориальных средств феноменологии, экзистенциальной герменевтики, нем. филос. антропологии, персонализма и иных направлений. Подобный «ассимилирующий Н.» ориентируется на рассмотрение и обоснование положений «вечной философии» сквозь призму человеческого существования.

Философия образования и педагогика Н. опираются на осн. положения антропологии и этики этого учения. Человек, согласно Аквинату, является неотъемлемым звеном иерархии форм бытия, сотворённой Богом. Он рисуется сопричастным чистому Божественному бытию с его надкатегориальными определениями Единства, Истины, Красоты и Блага. Вслед за Аквинатом представители Н. определяют человека как сложную субстанцию, состоящую из двух простых — души и тела. Душа — формообразующий по отношению к телу принцип — предстаёт основой личности. Телесное начало связывается с индивидуальностью. Личность в Н. имеет универсальной целью и смыслом своего существования созерцание Божественного блага. Она направляема в своих деяниях «естественным законом», призывающим творить добро и избегать зла. Стремясь к благу, личность, согласно доктрине Н., обретает совокупность интеллектуальных, моральных и теологич. добродетелей, на культивирование к-рых и должна быть ориентирована обществ, жизнь. Уже в экзистенциальном варианте неотомизма Маритена формировался тезис о творческой способности человека, коренящейся в его сопричастности тотальности Божественного бытия и направленной на созидание мира культуры. Впоследствии эта тема становится центральной в произведениях теоретиков трансцендентального Н. (Войтыла, Корет, Мондин, Мюллер, Ранер и др.), сочетающих положения, традиционные для томистской антропологии, с видением человеческого бытия, сложившимся в экзистенциальной герменевтике М. Хайдеггера и X. Г. Гадамера, в филос. антропологии М. Шелера, Г. Плесснера, А. Гелена, в персонализме П. Рикера и др. Постоянное самопревосхо-ждение личности — трансценденция на пути к Абсолюту — оказывается неиссякаемым источником творения культурно-ист, мира.

Перспективы образования теоретики Н. связывают с возрождением религ.-нравств. ценностей в контексте совр. культуры. Популярность приобрела концепция интегрального гуманизма Маритена. Он полагал необходимым преображение духовных основ находящейся в состоянии кризиса гуманистам, культуры на принципах персоналистич. демократии, коммунитарного стремления к общему благу, плюрализма и христ. теизма, связанного с экуменич. диалогом представителей разл. конфессий. Критикуя тоталитаризм, Маритен одновременно порицал демократию зап. типа как лишённую духовных оснований, поражённую культом наживы и либеральным прогрессизмом. Внедрению ре лиг. мировоззрения во все сферы культуры призвано служить, по Маритену, тщательное воспитание личности, наделённой интеллектуальными, нравств. и теологич. добродетелями, способной преобразовать совр. общество и культуру на основе высш. ценностей Истины, Красоты и Блага. Единение разума и веры, науки и религ.-теологич. мудрости обнаруживает ограниченность сциентистско-технократич. взгляда на мир, не принижая знания. Без религ. образования, согласно Маритену, нельзя гармонично освоить и традицию гуманитарной культуры, понять значение Данте, Сервантеса, Ш. Бодлера и даже К. Маркса. Хотя в финале 20 в. социокультурный идеал Маритена неск. утратил былую популярность на фоне общего критич. отношения к конструированию глобальных моделей будущего, сам пафос христ. -гуманистич. подхода к реалиям современности сохранил свою значимость и в сочинениях сторонников трансцендентального Н. Философия образования, педагогика, согласно его сторонникам, должны в первую очередь исходить из понимания антропология, «неспециализированное™» личности как основы для освоения знания, её предрасположенности к диалогу, а также из присутствия высш. жизненной цели. Философии образования и педагогике надлежит синтезировать данные биологии, психологии, социологии и др. социально-гуманитарных дисциплин в свете нравств. ценностей. Одновременно декларируется отличие философии образования от педагогики, обладающей собственными критериями и методами. Мондин говорит о свершившейся в 20 в. «коперниканской

революции» в образовании, приведшей к осознанию, что именно обучающийся, а не преподаватель, является гл. героем в процессе научения. Само по себе постоянство потребности учиться вытекает из непрерывной самореализации личности в её открытости будущему. Образование, по Мондину, обладает тремя аспектами: личностным, социальным и культурным. Обучение личности, радикально отличной невещностью её бытия, идёт в социальной среде и связано с освоением культурных ценностей. Постигая мир самостоятельно и при помощи творческих, постоянно обновляющихся средств, найденных педагогом, совр. человек призван низвергнуть идеология, фантомы и строить собств. жизнь в универсальной ценностной перспективе.

Б. Л. Губман.

Пед. секции и группы, функционирующие при исследоват. и университетских центрах Н., претендуют на осмысление и решение проблем образования молодёжи от имени всего христианства. Их установками руководствуются десятки тысяч конфессиональных школ во мн. регионах мира. Влияние Н. испытывают и педагоги, не связанные с клерикальными кругами. Н. выступает против гос. монополии на организацию системы образования. Согласно доктрине Н., гос-ва носят преходящий характер, тогда как задачи воспитания определяются вечными требованиями, поэтому его направление может дать только церковь как наиб, устойчивый социальный институт. Только опираясь на христ. этику, можно воспитать в ребёнке добродетели, такие как честность, великодушие, терпимость, способность к самопожертвованию. Теоретики Н. отвергают индивидуализм и коллективизм как ложные крайности, пропагандируя т. н. солидаризм, осн. на христ. принципах любви к ближнему. Неотомисты критикуют «светские» лед. теории за неспособность определить высшие цели воспитания. Н. развивает идеи гармонич. сочетания в шк. образовании науч. знаний и религ. веры при разграничении «истин разума» и «истин веры», непротиворечащих друг другу.

Самой теологии придаётся сходство с науч. системами, в к-рых роль исходных аксиом выполняют догматы веры. Вместе с тем неотомисты не отрицают необходимости основат. изучения естеств.-науч. и гуманитарного циклов, объявляют себя сторонниками широкого общего образования и противниками ранней проф. специализации, подчёркивают руководящую роль учителя в уч.-воспитат. процессе. Пед. теория Н. своеобразно отражает требования общеяело-веч. морали и стремится противостоять нравств. нигилизму и антикультурным тенденциям, получившим распространение в среде молодёжи. Б. Л. Вульфсон.

Лит.: Maritain J., Education at the Crossroads, New Haven-L., 1943; M a r i t a i n J., Humanismeintegral, P., 1968; MondinB., Introduzione alla filosofia, Mil., 1990; M o n d i n B., Una nuova cultura per una nuova societa,

Mil, 1981, W o j t у 1 a K Tymieniecka A — T, Personne et acte, P, 1983

НЕПАЛ,Королевство Непал, гос-во в Юж Азии, в центр части Гималаев Пл 147,2 тыс км2 Нас ев 19 млн чел (1993) Офиц яз непальский (непали) Столица — Катманду

До сер 19 в в Непале существовали лишь школы при буддийских монастырях и храмах, к-рые содержались на пожертвования прихожан (см Буддистские школы, Ламаистские школы) Обучение велось на санскрите В 1853 в Катманду открылась первая гос школа («Дарбар скул»), в 1890 — вторая («Санскритский колледж»), доступные гл обр детям высш чиновников и родовой знати В 1919 оси «Три чандра колледж», ставший филиалом ун-та Патны (Индия) После 1918 стали основываться индийские, т и трудовые, школы в духе идей M Ганди, где наряду с общеобразоват предметами обучали также ремеслам, основам с -х труда и др

После установления конституц монархии (1951) в стране оформилась следующая система образования низшая нач школа (2 года), нач школа (2 года), высшая нач (3 года), неполная средняя (3 года), средняя школа (2 года) Школы подразделялись на 3 типа английские, санскритские и буддистские В англ школы принимались дети независимо от пола, религии, касты и имуществ положения Обучение было совместное В течение 10 лет учащимся давали общие знания по оси общеобразоват предметам В санскритские школы принимались сторонники индуизма, гл обр члены высш каст, осн время посвящалось изучению санскрита и санскритской лит-ры Буддистские школы распространены преим на С страны В 1965—66 введено обязательное 5-летнее обучение (с 6 до 11 лет), однако до кон 80-х гг охват детей нач обучением не превышал 80% В 1982—83 введена новая система образования 5-летние нач, 5-летние ср школы, проф и высш уч заведения В системе дошк воспитания имеется небольшое число дет садов, часть к-рых дает пред-школьную подготовку

Руководство образованием осуществляет Мин-во образования В 1988 на нужды образования было выделено ок 3% всех гос расходов Св 60% нас в 1990 считалось неграмотным

5-летнюю нач школу посещают дети с 6 лет В ее программу входят санскрит, арифметика, география, история, гра-ждановедение, труд, физкультура В англ и санскритских школах обучение идет на непальском яз, англ яз изучается с 3-го кл В буддистских школах обучение ведется на родном языке, значит внимание уделяется также изучению санскрита В 1991 в нач школах обучалось ев 2,8 млн чел

На базе нач школы работают неполные средние и средние общеобразоват учреждения Срок обучения — 5 лет (неполная ср школа — 2 года, полная — 3 года) Гл предметы математика, химия,

география, история, языки (непали, невари, санскрит, английский), предметы по иск-ву, худож деятельности, для девочек — домоводство Имеются повышенные ср уч заведения (т и промежуточные колледжи) со сроком обучения 7 лет, к-рые дают образование на уровне базового курса высшего Основные из них — «Три чандра колледж», «Дарбар колледж», «Падма Канья колледж» (все в Катманду) Нач проф образование дают ремесл, с -х и др школы (2 г. после нач обучения) В 1991 в ср и проф уч заведениях насчитывалось ев 700 тыс учащихся

В 1959 в Катманду открыт Ун-т им Трибхувана на базе «Три чандра колледжа» (5 ф-тов, 4 ин-та) В 1986 осн санскритский ун-т им Махендры Имеется колледж права в Катманду Учителей нач и неполных ср школ готовит пед колледж в Катманду (осн в 1956), учителей ср школ — ун-т

Для подготовки специалистов пр-во широко использует помощь междунар орг-ций и отд стран, предоставляющих стипендии непальским студентам (ок 1 тыс в нач 90-х гг) для обучения за границей

Лит Совр Непал Справочник, M, 1967, Непал история, этнография, экономика, M 1974 А А Парфенова.

 

НЕПОЛНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА,тип общеобразоват уч заведения В преемственных шк системах — промежуточное звено между начальной и полной ср школой

В дорев России к типу Н с III относились прогимназии (с 1864, имели 4—6 кл), реальные училища (в 1864- 88), высшие начальные училища (с 1912)

Единая трудовая школа, созданная в РСФСР в 1918, делилась на 2 ступени первую — для детей 8—13 лет (5 лет обучения) и вторую — для детей 13- 17 лет (4 года) По содержанию образования к Н с III в этой структуре относились 6-й и 7-й года обучения, но как самостоят тип школы они не были выделены В 1921 вместо школы-девятилетки введена 7-летняя школа с двумя концентрами первый — 4 года обучения, второй — 3 года, старшую ступень прежней школы, т с восьмые и девятые годы, предполагалось организовать по типу техникума Это была временная мера, вызванная тяжелым экон положением страны после Гражд войны, она была осуществлена лишь частично из-за нехватки пед кадров и материальных средств В 1923 восстановлена школа с 9-летним сроком обучения для детей 8- 17 лет, вторая ступень к рой состояла из 2 концентров первый — 5—7 лет обучения, второй — 8 и 9 лет Уставом единой трудовой школы предусматривалась возможность расширения школы 1 ступени до 56- и 7-летнего курса

Сов семилетняя Н с III развивалась в органич связи с начальной и 9-летней школой, с системой проф -тех и ср спец образования Между ними обеспечивалась последоват преемственность Окончившие 7 лет обучения могли поступать во 2-й концентр школы II ступени или в техникумы.

Разработанные в 1923 уч план и программы ГУСа для Н с III предполагали разностороннее обучение учащихся В Н с III преподавались родной язык и лит-ра, математика, природоведение, география, химия, физика, обществоведение, иностр яз, рисование и лепка, музыка, физич воспитание и труд В 20-е гг уч план Н с III неоднократно видоизменялся В зависимости от производств окружения Н с III получали разл проф уклоны В пром районах создавались фабрично-заводские семилетки (ФЗС), к-рые наряду с изучением основ наук знакомили учащихся с процессами и приемами индустр труда, прививали навыки обращения с ручными инструментами В сел местности на базе школ I ступени создавались школы крестьянской (позже колхозной) молодежи (ШКМ) со сроком обучения 3 года.

В пром городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках Н с III принадлежала заметная роль в осуществлении всеобщего обучения. Начиная с 1929/30 уч г. устанавливалась обязательность обучения в гор школе-семилетке всех детей, окончивших нач школу.

В нач 30-х гг в ходе шк реформ, проводившихся под лозунгом приведения шк жизни в соответствие с задачами социалистич строительства, в управлении Н с III и уч -воспитат процессом утвердился жесткий централизов контроль за содержанием и методами преподавания В 1932 после пост ЦК ВКП(б) о школе было произведено перераспределение уч материала первого и второго концентров ср школы по математике, физике, химии, биологии и труду, на преподавание по стабильным учебникам переведено обучение по предметам обществоведч цикла и по родному языку Содержание естеств -науч предметов курса Н с III неоднократно обновлялось сов дидактами с учетом хоз преобразований в стране Предметы обществоведч цикла подвергались жесткой идеологиза-ции и политизации, что особенно негативно сказалось на учащихся возрастной группы Н с III В возрастающей степени политизированной становилась работа шк пионерских и коме орг-ций Как осн форма уч работы утвердился урок с группой учащихся постоянного состава, со строго определенным расписанием занятий

В 1934 пост СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре нач и ср школы» были введены единые для всей страны типы общеобразоват школ При этом Н с III объединила в своем составе 1—7-е кл и впервые получила офиц наименование Окончившим Н с III предоставлялось право преимуществ поступления в техникумы

Были определены нормы уч нагрузки, в частности с 5-го кл — ежедневно 5 уроков (2 дня в неделю 6 уроков), в школах с обучением на нерус яз с 5-го кл разрешалея один урок в неделю для доп. изучения рус. языка.

В 1952/53 уч. г. в гор. Н. с. ш. обучалось ок. 30%, в сельских — ок. 40% всех учащихся 1—7-х кл. В 1952 по осн. предметам уч. плана введены переводные экзамены в 5-х и 6-х кл. и выпускные — в

7-х кл. В 1954/55 уч. г. введены практич. занятия на уч.-опытном участке или в шк. столярных и слесарных мастерских для 5—7-х кл. Н. с. ш.

По закону «Об укреплении связи школы с жизнью» 1958 Н. с. ш. стала

8-летней. Предусматривалось обучение детей с 7 до 15—16 лет включительно. В течение 60-х гг. содержание образования в Н. с. ш. пересматривалось и стало меняться в структурном отношении. Изучение элементарных курсов лит-ры, физики, химии заканчивалось в 7-м кл., а с 8-го кл. начинались систематич. курсы. Было введено производств, обучение учащихся, однако практич. реализация этого направления уч. работы столкнулась со мн. организац. и пед. трудностями. Макс, кол-во уч. часов в неделю для учащихся 5—8-х кл. составило 30; в нерус. школах авт. республик РСФСР (и др. союзных республик) дополнительно выделялось на изучение рус. языка 2—3 ч в неделю в каждом классе. В 1966 в 7—8-х кл. введены факультативные занятия.

С переходом ко всеобщему ср. образованию молодёжи в 70-е — сер. 80-х гг. Н. с. ш. стала органич. частью ср. обще-образоват. школы. Хотя в 70-е гг. продолжалось обновление содержания образования в Н. с. ш., введение новых программ и учебников, к нач. 80-х гг. выявилась необходимость более радикального пересмотра практики всей системы шк. образования.

В 1984 введена новая структура обще-образоват. школы, в к-рой Н. с. ш. объединила 5—9-е кл. Курс обучения в Н. с. ш. продолжался 5 лет, завершение неполного ср. образования приходилось на возраст 15 лет.

С целью проф. ориентации и развития индивидуальных склонностей учащимся 8—9-х кл. на факультативных занятиях предоставлялась возможность углублённого изучения (по выбору) отд. предметов по разл. профилям. Предполагалось, что учащиеся 5—9-х кл. будут получать общетрудовую подготовку и приобретать допрофессионаленую подготовку в межшкольных УПК, уч. цехах и участках базовых предприятий.

Уч. план Н. с. ш. предусматривает следующие уч. предметы: родной язык и лит-ра, математика, основы информатики и вычислит, техники (введены в 1985/86 уч. г., 9-й кл.), основы права, история, природоведение, география, биология, физика, химия, черчение, иностр. яз., изобразит, иск-во, физкультура, основы производства и выбор профессии.

К кон. 80-х гг. ряд крупных вопросов обучения в Н. с. ш. оставался нерешенным, в т. ч. обеспечение общекультурных базовых знаний по лит-ре, истории и нек-рых др. уч. предметам, осн. содержание к-рых изучалось в полной ср. школе. Лозунговая «обязательность» всеобщего ср. образования молодёжи их не снимала. Критика со стороны учительства (ставшая особенно острой на Все, с. съезде работников нар. образования 1988) привела к отмене обязательности обучения учащихся, не желавших продолжать образование в 10—11-х кл., но не к радикальному пересмотру подходов к содержанию образования в Н. с. ш. В рамках единой модели отеч. общеобразоват. школы это оказалось невозможным.

Законом Рос. Федерации Об образовании (1992) Н. с. ш. отнесена к учреждениям осн. общего образования. Обучение в ней (срок 9 лет; гл. обр. до 15-летнего возраста) признано обязательным. Уч. курс призван обеспечить учащимся базовое образование, к-рое включает федеральный (40% уч. времени), региональный (40%) и шк. компоненты. Стало возможным создание неполных ср. уч. заведений разл. форм собственности и адм. подчинённости, разл. профилей обучения с учётом интересов учащихся, их родителей, а также потребностей производств, окружения.

В системе осн. общего образования Н. с. ш. (офиц. назв. с 1992 — основные) представляют II ступень, составляющую с нач. школой единое учреждение. Они ведут обучение по разл. вариантам уч. планов в зависимости от возраста поступления учащихся в нач. школу (6 или 7 лет) и выбранной длительности обучения (Шили И лет).

Предусмотрено в 5—8-х кл. 30 уч. ч в неделю, а в 9-м классе — 31 ч. На факультативные занятия в 7—8-х кл. отводится 2 ч в неделю сверх типового уч. плана. В соответствии с региональным уч. планом в школах с обучением на нерус. яз. выделяется дополнительно 2 ч на изучение рус. языка.

В целях улучшения организации уч.-воспитат. процесса установлена предельная наполняемость классов Н. с. ш. до 30 чел., а в школах-интернатах для детей, оставшихся без попечения родителей, — 25 чел. Вводится деление классов на группы на уроках трудового обучения, рус. яз. в нерусских школах, иностр. языка (в 5—9-х кл. при численности 25 чел. в гор. школах и 20 чел. в сел. школах).

Переход к Н. с. ш. как осн. типу массовой общеобразоват. школы начался в индустриально развитых странах во 2-й пол. 19 в. (Германия, США). Во 2-й пол. 20 в. с распространением идеи непрерывного образования в пед. концепциях и законодательных актах Н. с. ш. этих стран стала трактоваться как осн. учреждение, реализующее обязательное обучение; срок от 9 (Япония) до 11 (США, Германия) лет. Родителям и учащимся Н. с. ш. предоставлены возможности выбора разл. путей получения общего образования и его сочетания с нач. проф. подготовкой, вариантов компоновки уч. курсов в соответствии с индивидуальными пожеланиями. В разл. шк. систе-

мах Н. с. ш. относятся к посленачаль-ному или к общему среднему (т. н. младшая ср. школа) образованию. См. также статьи об отд. странах.

Лит.: Нар. образование в СССР. Общеобразоват. школа. Сб. док-тов 1917—1973, М., 1974; Нар. образование в СССР, под ред. М. А. Прокофьева, М., 1985; Джуринский А. Н., Заруб, школа. Совр. состояние и тенденции развития, М., 1993. О: Н. Никитин.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ,философско-пед. концепция, согласно к-рой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека; аспект образовательной практики, представляющий её как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образоват. системы; принцип организации образования, образоват. политики. В теории и практике Н. о. особо акцентируется образование взрослых за пределами базовою образования — приобретение и повышение проф. квалификации, переподготовка в процессе смены профессий, образование в ходе адаптации к меняющимся социальным условиям, досуговое образование и т. д. В совр. обществе идея Н. о. приобретает характер парадигмы науч.-пед. мышления.

В мировой педагогике понятие Н. о. выражается рядом терминов, среди к-рых: «продолжающееся образование» (continuing education, continuous educa-tion), «пожизненное образование» (life-long education), «пожизненное учение» (lifelong learning), «перманентное образование» (permanent education, l'education permanente), «дальнейшее образование» (further education, Weiterbildung), «образование взрослых» (adult education, l'education des adultes, Erwachsenenbildung) и др. К понятию Н. о. тесно примыкает «возобновляющееся образование» (recur-rent education), означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длит, образования в уч. заведении, оторванной от трудовой деятельности, чередование образования с др. видами деятельности, гл. обр. с работой.

В истории филос.-пед. мысли идеи Н. о. восходят к представлениям мыслителей древности, религ.-филос. учениям о непрерывном духовном совершенствовании человека. В европ. пед. традиции идеи Н. о. связаны с представлениями о воспитании человека как члена общества и гражданина гос-ва, выдвигавшимися Платоном и Аристотелем. Глубоко разработанную филос.-пед. концепцию Н. о. выдвинул Я. А. Каменский, к-рый видел «всеобщее воспитание», приобщение всех без исключения людей к культуре («пампедию») как средство достижения социальной гармонии, «всеобщего исправления дел человеческих». Комен-ский представил всеохватывающую целостную картину воспитания и самосовершенствования человека на протяжении всей его жизни — от «школы рождения» до «школы смерти».

Обращение совр. филос.-пед. мысли, а затем и поворот специальных пед. исследований к проблематике Н. о. связан с образоват. последствиями науч.-техн. революции. После 2-й мировой войны в индустриально развитых странах образоват. политика ориентировалась на задачи подготовки и совершенствования рабочей силы, средством решения этих задач выступало продолжение образования за пределами общеобразоват. школы. В развивающихся странах Н. о. выступало как функциональное дополнение к деятельности недостаточно развитых шк. систем. В социально-образоват. практике и одновременно с ней в пед. теории отправной областью для развития Н. о. в 20 в. стало образование взрослых, Н. о. преим. концентрируется в этой сфере. Пед. проблемы Н. о. нередко сосредоточиваются в области андрагогики. В социально-образоват. практике Н. о. часто сводится к дополнительному и продолженному образованию взрослых (за пределами полученного ранее). Острота проблем Н. о. применительно к образованию взрослых связана с его высоким социокультурным потенциалом, особой значимостью для гос. образовательной и социальной политики в условиях социально-экон. изменений в совр. мире, в к-рые непосредственно вовлекается взрослое население. Особенно интенсивно развивается Н. о. в после-среднем звене (профессиональное, высшее, повышение квалификации и др.), где с акцентом на гибкие образоват. услуги совмещаются возможности общеобразовательной и проф. подготовки: уч. центры, центры образования взрослых, открытые ун-ты, региональные (общинные) колледжи. Важным механизмом интеграции образоват. учреждений в действующую систему формального образования является их аккредитация со стороны гос-ва либо конкретных институционализиров. уч. заведений (колледжей, ун-тов).

Проблематику Н. о. можно условно разделить на две осн. области. Первая связана с построением системы Н. о. как части социальной практики (социально-образоват. аспект Н. о.); вторая — с самим процессом освоения человеком нового жизненного, социального, проф. опыта (психолого-пед. аспект Н. о.). В социально-образоват. практике ключевое значение для осуществления Н. о. имеет преемственность звеньев образоват. системы и разветвлённость каналов неформального образования за пределами базового образования. Реализация Н. о. в образоват. системе опирается на её «вертикальную интеграцию», т.е. преемственность ступеней формального образования — дошкольного, начального, среднего и послесреднего, при к-рой каждый уровень образования предполагает возможность перехода на последующий. Важный содержательный признак Н. о. — «горизонтальная интеграция», т.е. соотнесённость образования, получаемого вне формальной образоват.

системы (в т. ч. спонтанно приобретаемых знаний и жизненного опыта), с образованием в рамках уч. заведений и специально организованных образоват. программ.

Среди функций Н. о. условно выделяют компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образовании), адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся производств, и социальной ситуации) и развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста). В развитых странах распространены вспомогательные, компенсирующие уч. программы для выпускников ср. школ с пробелами в общеобразоват. подготовке, продолжающих образование или проходящих производств, обучение; в развивающихся странах — образовательные программы по формированию основ грамотности. Широкое распространение получают программы, дающие «второй шанс» при перемене места работы или смене профессии. В ряде стран развиваются программы, обеспечивающие преемственность образования в ср. школе и послесреднем звене (ср. специальное, высшее, последиплом-ное образование, производств, обучение и повышение квалификации). В индустриально развитых странах распространены уч. центры для взрослых, обычно сотрудничающие с традиционными высшими и ср. специальными уч. заведениями (ун-тами, колледжами и др.) и предлагающие широкий спектр образоват. услуг — от одноразовых краткосрочных курсов для лиц, желающих приобрести конкретный набор умений или подготовку по к.-л. специальности, до развёрнутой образоват. программы, включающей подготовку к продолжению образования в ун-те. Значит, усилия гос., деловых и обществ, орг-ций направлены на развитие программ Н. о. в контексте обновления проф. опыта, повышения квалификации и переобучения. Особое внимание уделяется нетрадиц. областям Н. о. — образованию инвалидов, женщин, включающихся в производств, сферу, досуговому образованию по интересам для ушедших на пенсию (лиц «третьего возраста»).







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 364. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия