Студопедия — Г. Гроций – один из основателей доктрины естественного права
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Г. Гроций – один из основателей доктрины естественного права






 

Одним из первых творцов нового пра­ва, «отвечающего законам разума», был голландский юрист Гуго Граций (1583-1645гг.). Всю социальную пробле­матику он исследовал с позиций есте­ственного права, сквозь призму идей и требований правовой справедливости, которые должны господствовать в. отношени­ях между индивидами, народами и государствами.

Справедливость, по Грецию, это необходимый признак пра­ва. При этом справедливость трактуется им как требование ра­зума, веление природы разумного существа. «...Право есть то, что не противоречит справедливости», – писал он. «Противо­речит же справедливости то, что противно природе существ, обладающих разумом».

Вслед за Аристотелем Гроций делит право на естествен­ное и волеустановленное. Естественное право, согласно Гроцию, – это «предписание здравого разума, право в собствен­ном смысле слова». Его источником является не чья-либо вы­года, интерес или воля, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к обще­нию.

Волеустановленное право, имея своим источником волю (человеческую или божественную), соответственно делится на право человеческое и право божественное. Волеустановленное право, считает Гроций, должно соответствовать предписани­ям естественного права: «Ведь так как естественное право веч­но и незыблемо, то Бог, которому чужда неправда, не мог пред­писать чего-либо, противного этому праву».

Человеческое право в свою очередь подразделяется Гроцием на внутригосударственное право и человеческое право в уз­ком и широком смыслах. Внутригосударственное право исхо­дит от гражданской власти. Это так называемое позитивное право (гражданские законы). Государство при этом определя­ется как «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Речь, следовательно, идет о договорной концепции государства.

Догосударственный период жизни людей Гроций характе­ризует как «естественное состояние». Люди жили крайне не­притязательно. Отсутствовала частная собственность. Имуще­ство было общим, люди доброжелательно относились друг к другу. Но по мере развития ремесел и искусств возрастали по­требности людей, появились и развились человеческие пороки. Каждый стал считать себя собственником всего, что он произ­вел, добыл или чем успел завладеть. В результате в отношениях между людьми ослабли справедливость, доброжелательность, исчезло равенство. Возникли конфликты. Стремление же лю­дей к спокойному и руководимому собственным разумом об­щению с себе подобными, их способность к знанию и деятельности, согласно общим правилам, побудили их заключить до­говор о создании государства.

Начиная с Гроция, почти все концепции XVII-XVIII вв., трактующие сущность, причины, способы создания государ­ства, исходили из этой посылки. Теория договорного проис­хождения государства резко противостояла феодальным тео­софским концепциям «богоустановленности» власти.

Специальное внимание Гроций уделяет вопросу о праве подданных на сопротивление верховной власти или подчинен­ным органам. Но его позиция в этом вопросе явно противоре­чива. С одной стороны, он признает, что «все по природе име­ют право противиться причинению им насилия», с другой – на­род, заключив соглашение об учреждении государства и граж­данской власти, добровольно передал свой суверенитет избран­ным им лицам, т.е. тем, кто юридически осуществляет верхо­венство. Поэтому государство «может наложить запрет на это всеобщее право сопротивления ради сохранения общественно­го мира и государственного порядка... Ибо если сохранить та­кое всеобщее право сопротивления, то будет уже не государ­ство, но беспорядочная толпа, как у циклопов».

Гроция считают основоположником науки международно­го права. В своих «Трех книгах о праве войны и мира» он кри­тикует распространенное мнение, что в международных отно­шениях все решает сила, что война несовместима с правом и справедливостью. Гроций отмечает, что война как таковая не противоречит естественному праву: «по природе каждый явля­ется защитником своего права, для чего нам и даны руки». Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Источниками последнего, по Гроцию, являются при­рода и соглашение народов.

Гроций различает войны справедливые и несправедливые. Справедливой причиной войны «может быть не что иное, как правонарушение». К справедливым Гроций относил войны обо­ронительные, войны для сохранения целостного государства, защиты территории, населения, имущества от агрессии.

Несправедливые войны – это войны захватнические, вой­ны в целях овладения чужим имуществом, покорения других народов. Их зачинщики должны нести ответственность. Если же война началась, то она, по мнению Греция, должна вестись ради заключения мира и так, чтобы не страдало мирное население. Он подчеркивал необходимость гуманного поведения во­юющих сторон в отношении женщин, детей и стариков, плен­ных, а также лиц, сдавшихся неприятелю.

Идеи Греция способствовали формированию нового типа международного правопорядка, основанного на принципах равенства, сотрудничества и взаимопонимания в отношениях между людьми, народами и государствами.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 556. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.046 сек.) русская версия | украинская версия