Политико-правовая концепция Н. Макиавелли
Первым среди тех мыслителей, которые стали смотреть на государство человеческими глазами и выводить его законы и политику не из теологии, а из разума и опыта, считается флорентиец Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Именно он ввел в научный оборот термин «государство» для определения политически организованного общества и перестал отождествлять государство с обществом. Некоторые исследователи считают, что он же впервые употребил слово «республика» в его современном понимании, как государственную форму, противоположную монархии. Главное в исследовании Макиавелли – государственная власть, анализ её завоевания, отправления, сохранения, приумножения и утраты. При этом он в противоположность средневековой схоластике исследовал не абстрактные идеи, не субъективные логические конструкции, а живую социально-политическую реальность. Макиавелли широко прибегал к сравнительному методу, сопоставляя формы государственности, особенности управления, способы ведения войны в разных странах. Это позволило ему прийти к обобщающим выводам относительно принципов государственного строительства, политического искусства властителей, условий достижения политических целей. Основной его вывод гласит: для сохранения и упрочения власти в государстве должны быть использованы все средства. Какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними, Макиавелли подробно описал в знаменитом труде «Государь». Основой власти во всех государствах, полагал он, служат «хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и, наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы». Поэтому главным помыслом, заботой и делом правителя должны стать армия, вооруженные силы. Но законодательство и право, по Макиавелли, также должны быть предметом внимания правителя. «Когда народ увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнет жить жизнью спокойной и довольной». Непременным условием эффективного осуществления власти Макиавелли считал согласие с ней подданных. «Презрение и ненависть подданных, – пишет он, – это то самое, чего государь должен более всего опасаться». Добиться согласия и безусловного повиновения подданных государю можно, как считал Макиавелли, двумя способами. Первый – любовь к государю. Второй – страх перед ним. Что эффективнее и надежнее? С точки зрения Макиавелли лучше всего, разумеется, «когда боятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому, если уж приходится выбирать, то надежнее выбирать «страх» и поддерживать его «угрозой наказания», которой невозможно пренебречь». Чтобы добиться блага государства, советовал Макиавелли, правитель обязан использовать не только закон, силу, умение, но и хитрость, обман, лицемерие, тактику лисицы и одновременно льва. А чтобы сохранить престиж власти, следует любые действия прикрывать нравственными и религиозными добродетелями. Как видим, и догматы христианства, считал он, также следует оценивать, исходя из их земной полезности. Государство должно использовать религию для руководства подданными. Вероломство и жестокость в управлении Макиавелли обосновывал асоциальной сущностью человека, исконной его порочностью как существа эгоистичного и злобного. О людях в целом, писал автор «Государя», «можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива». При этом Макиавелли советовал все жестокости учинять разом: «ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое – не может», а благодеяния же оказывать мало-помалу, «чтобы их распробовали как можно лучше». В конечном счете, исходя из того, что политику определяет не Бог и мораль, а сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология, Макиавелли сформулировал принцип политического реализма,который предполагает учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам и оставление без внимания того, что должно быть согласно априорным схемам или предписаниям религиозной морали. В политике, подчеркивал он, действуют особые правила, не тождественные, а подчас противоположные требованиям морали. Действия, конкретные поступки властителя, по мнению Макиавелли, должны оцениваться не в соответствии с моралью, а в соответствии с их конечным результатом. «Пусть обвиняют его поступки, – считает он, – лишь бы оправдывали результаты». Макиавелли и макиавеллизм как синоним постулата «цель оправдывает средства» по-разному оценивались в последующей истории. Чаще всего Макиавелли упрекали в том, что он освободил политику от морали, проповедовал и оправдывал обман и коварство. В известной мере это так. Но не следует забывать, что его рекомендации не носят абсолютного характера, а лишь выступают злом против большего зла во имя блага государства. Его установки были обусловлены исторической ситуацией, реакцией на обстановку, сложившуюся тогда в Италии. В этом контексте вряд ли есть основание упрекать Макиавелли в цинизме и коварстве, в том, что гуманистический дух едва обозначился в «Государе». Он не превозносил высокое достоинство человеческой личности и не испытывал радости от предлагаемых им методов управления людьми и государством, но он не мог в тех условиях предложить ничего другого для благой цели объединения своей страны, обеспечения её независимости. Жизнь делала иные методы нереальными, не эффективными. Во всяком случае и много позже все централизованные государства (Англия, Франция, Россия) создавались именно в соответствии с его рекомендациями и методами, а его «Государь» до сих пор является настольной книгой многих политиков и правителей. То же можно сказать о его идее политического республиканизма, которую он предлагал для будущих времен. Современная Макиавелли итальянская действительность требовала установления единовластия, что он и доказывал в «Государе». Но его тезис о том, что демократическая республика – идеал государства, оказал глубокое влияние на развитие европейской и американской политической мысли и впоследствии был реализован во многих странах.
|