Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

России во второй половине ХVII в





 

Вторая половина XVII сто­летия в России – время перехода от сословно-представительнои монархии к абсолютизму. Провозглашенная в XVI в. неограниченная власть самодержца не выдержала испытаний Смутного времени. От­ставание России от западноевропейских стран в социально-эко­номическом отношении, постоянное напряжение на границах в условиях ограниченных материальных возможностей обще­ства компенсировались сосредоточением всей полноты государ­ственной власти – законодательной, исполнительной, судебной, а также духовной (религиозной) – в руках монарха.

Утверждение подобной модели стимулировалось целым ря­дом факторов: особенностями национального сознания с пре­обладанием монархических, консервативных черт, отсутствием ограничений монаршей власти, ослаблением роли земских соборов, низким уровнем социально-правовой зрелости насе­ления, мощными антикрепостническими выступлениями, пере­ходившими в городские восстания и крестьянские войны, кри­зисом средневековой религиозно-феодальной идеологии, нара­ставшим противостоянием между царем и патриархом, светской и духовной властями и др. Эти факторы инициировали разра­ботку политических учений о «просвещенной» абсолютной монархии. Абсолютистское направление возникло как реакция на падение авторитета царской власти в народной среде, на са­мозванство, на неспособность власти должным образом осу­ществлять свои функции.

Одним из первых известных идеологов просвещенного аб­солютизма в России был Симеон Полоцкий (1629-1680 гг.). Аргу­ментируя необходимость установления просвещенной монар­хии, он рассматривает царя и Бога как равные величины, отож­дествляет царя и государство, вводит в русскую политическую литературу формулу «царь – солнце», являющуюся характер­ным атрибутом абсолютной монархии.

Полоцкий дает подробную характеристику образа царя, ко­торый должен быть непременно образованным человеком, стре­мящимся к приобретению знаний из книг и бесед с «премудры­ми людьми». Особенно полезно ему, полагал Симеон, читать книги по истории и усваивать опыт других стран и народов. Царю необходимо не только просвещаться самому, но и про­свещать свой народ, поэтому он обращался к царю с просьбой открывать училища, приглашать «благоискусных» учителей и всех «честьми поощрять на трудолюбие».

Просвещенная монархия, в понимании Симеона, должна быть государством, деятельность которого основывается только на законах. Традиционно употребляя в значении «закон» тер­мин «правда», он просит царя «хранить правду» и утверждать её во всем царстве. Все люди в гражданстве обязаны бояться закона, подчинение которому укрепляет государство.

Значительный вклад в развитие политико-правовых идей второй половины XVII в. внес Юрий Крижанич (1617-1683 гг.), хорват по национальности, священник-миссионер, энциклопе­дически образованный человек. Крижанич мечтал о миссионер­ской деятельности в России в целях достижения содружества славянских народов во главе с Россией в целях противостояния османскому наступлению на Европу. В 1659 г. он приехал в Москву и поступил на службу к царю Алексею Михайловичу. Самое известное его произведение – «Политика». Здесь впер­вые в русской мысли политика представлена как наука, более того, как самая благородная из всех мирских наук – всем на­укам «госпожа», по выражению Крижанича.

В «Политике» Крижанич, рассмотрев широкий спектр рос­сийских социально-экономических, политико-юридических и внешнеполитических проблем, рисует ужасающую картину от­сталости русского общества в сравнении с западноевропейски­ми странами. Но его анализ состоит не только из критических замечаний, но и позитивной программы, намечающей необхо­димые преобразования, прогноз дальнейшего развития России с учетом уже накопленного другими народами опыта государ­ственного и правового строительства.

Особое внимание Крижанич уделяет исследованию вопро­са о происхождении государства, его целях и задачах. Он от­стаивает положение о божественной сущности верховной влас­ти, полагая, что «все законные короли поставлены не сами со­бой, а Богом», а король «подобен Богу на земле». Цель же госу­дарства Крижанич видит в «общей пользе». Долг короля – «обеспечить благочестие, справедливость, покой и изобилие... веру, суд, мир и дешевизну. Эти четыре вещи каждый король должен обеспечить народу, и для этого Бог поставил его коро­лем».

Крижанич апологет неограниченной наследственной мо­нархии («совершенного самовладства», по его терминологии) как наилучшего правления, полностью превосходящего любое иное: при «самовладстве» легко исправить все ошибки, недо­статки и извращения, ибо «все, что вправе приказать самовладец, исполняется без проволочки».

Наследование предпочтительнее выборов, от которых бы­вает много смут, злодеяний и обманов, поскольку многие недо­стойные люди хитростями добиваются власти. Но монархия чревата тиранией, от которой происходят все «беззаконные за­коны». Чтобы этого не случилось, Крижанич предлагает опре­деленные гарантии, посредством которых можно предотвратить тиранию.

Прежде всего это наличие на троне монарха-философа, за­тем ограничение законами всевластия «слуг царя», «чтобы на царских чиновников всегда была надета узда», установление в государстве в целом хороших законов и контроль за их испол­нением. Если в государстве действуют такие законы и люди зна­ют свои права и обязанности, то все подвластные довольны, а если «законы жестокие, там свои подданные жаждут перемены правления и часто изменяют... Каковы законы – таков и поря­док вещей в государстве».

Но своего монарха-философа Крижанич ставит над зако­ном. «Король не подвластен никаким людским законам, и никто не может осудить его или наказать... Две узды связывают ко­роля и напоминают ему об его долге: это правда, или заповедь Божия, и стыд перед людьми». Король сам «живой закон», и «он не подвержен иным законам, кроме Божественного».

Крижаничем были выдвинуты оригинальные предложения по организации правосудия в России, которое, по его мнению, лишь «продает правду». «Нигде на всем широком свете короли не получают ни корысти никакой, ни доходов от судов, только здесь на Руси возник этот безбожный, людоедский и уничтожа­ющий справедливость закон». Все это создает русской монар­хии «худую славу жестокости или тирании и отпугивает людей нашим правлением». Крижанич предлагает ввести коллегиаль­ные суды, решающие все дела большинством голосов, выбор­ных судей на местах. Судей следует назначать царю или прави­тельству, а на местах судебные полномочия передавать выбран­ным горожанами судьям.

Крижанич сформулировал немало выводов и суждений, предвосхитивших многие политико-правовые идеи западноев­ропейских просветителей. Но в России они не были своевре­менно востребованы.

Такая же участь постигла многие прогрессивные идеи А.Л. Ордина-Нащокша (1605-1680 гг.), предложившего первую мо­дель меркантилизма в России. Составленный им Новоторговый устав стал крупнейшим правовым памятником второй полови­ны XVII в. В нем содержались правовые нормы, регулирующие внутреннюю и внешнюю торговлю. Устав написан в духе госу­дарственного протекционизма национальной торговли.

Исторически прогрессивными были внешнеполитические взгляды Нащокина, многие годы возглавлявшего Посольский приказ. Хорошо понимая необходимость усиления роли Рос­сийского государства в европейских делах, он выступал за установление добрососедских отношений с окружающими страна­ми, которые в то время складывались трагически, ратовал за развитие светских традиций, считал необходимым заимствова­ние опыта развитых западноевропейских государств, усиление взаимодействия с европейской культурой. Но российское об­щество еще не было готово к осуществлению программы На­щокина, так как формирование абсолютной власти монарха было не завершено. Этому серьезное сопротивление оказывала прежде всего церковь, возглавлявшая оппозицию абсолютиз­му.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 534. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия