Политико-правовые идеи в Древнерусском государстве
В древнерусском государстве с центром в Киеве политико-правовая мысль ставила задачу обосновать и утвердить в общественном сознании законное происхождение государства, правомерность господства правящей династии, пути укрепления княжеской власти. Предметом внимания мыслителей были отношения между князьями, светской и духовной властями, проблемы внешней политики. В правовых документах и памятниках письменности этого времени выделялись такие понятия, как «истина», «правда», «закон», «благодать», что свидетельствует о серьезных достижениях в области политико-правовой мысли. Следует, однако, отметить, что выражениям юридических категорий была свойственна определенная особенность. Так, термин «закон» обычно употреблялся для обозначения форм реализации божественной воли. Термином «правда» обозначались нормы, установленные властью. Причем в этом понятии соединялись юридические и нравственные характеристики, ибо «правда» – не только «право карать и миловать», но и высшая справедливость. Эти термины в таком значении использовались в России и в последующее время. В истории политической и правовой мысли, первым политическим трактатом принято считать «Слово о законе и благодати», написанное в XI в. киевским митрополитом Илларионом. В нем утверждается мысль о политической и духовной (религиозной) независимости киевского князя от других государств (прежде всего Византии), показано международное значение Русского государства как равноправного среди других западных и восточных стран, подчеркивается законность происхождения и реализации властных полномочий князей. Особо высокую оценку дает он политической деятельности князя Владимира (крестителя), Ярослава Мудрого, которые владычествовали не в «слабой и безвестной земле», а в той, которая «ведома и слышима есть всеми четырьми концы земли». В «Слове...» обосновывается главенство киевского князя над всеми остальными русскими князьями. Идеализируя деяния киевских князей, Илларион первым на Руси пытался создать идеальный образ русского христианского государя. Важным источником древнерусской политической мысли являются сочинения Владимира Мономаха (1053-1125гг.), известного государственного деятеля Киевской Руси, внука Ярослава Мудрого. Он рассмотрел широкий круг политических и юридических проблем: объем полномочий великого князя, его юридическую и нравственную ответственность за их реализацию, принципы осуществления правосудия, взаимоотношения государства и церкви, правовой статус последней. Наиболее полно политико-правовые воззрения Мономаха представлены в «Поучении детям». Мономах советует будущим великим князьям все дела решать совместно с советом, который в этот период состоял из бояр, высшего духовенства и знатных горожан, не допускать в стране «беззакония» и «неправды», предлагал суд вершить скорый, но правый, всякому обращающемуся к государю «дата правду», т.е. судить по закону. Он настаивал также и на равном для всех категорий населения суде, особо выделяя лиц, нуждающихся в повышенной защите: сирот, вдовиц, убогих. Он отрицал кровную месть, наказание в качестве мести, смертную казнь. Принцип «не мстить» рассматривался им не только как правовая норма, но и как основа межкняжеских отношений, что имело большое значение в условиях обозначившейся на Руси раздробленности. Вскоре после смерти Мономаха (1125 г.) и его сына Мстислава (1132 г.) начался процесс феодальной раздробленности. Мыслители пытались предотвратить распад единого Русского государства на отдельные государства-княжества. В политической литературе усиливаются призывы к единению всех сил Русской земли, идеи борьбы против боярского самоуправства, ослаблявшего Русское государство, идеи укрепления великокняжеской власти, способной преодолеть внутренние распри и подготовить страну к отпору завоевательным устремлениям монгольского государства. С особой убедительностью и последовательностью эти идеи проведены в знаменитом «Слове о полку Игореве», написанном неизвестным автором после похода князя Игоря на половцев (1185 г.). Поход, как известно, закончился трагически. Почти все войско русское было уничтожено, сам князь попал в плен. Размышляя над происшедшим, автор видит главную причину всех бед Русского государства в княжеских усобицах, призывает русских князей объединиться для защиты родины от «поганых» иноплеменников, напоминает князьям об их обязанности обеспечить пахарю мирную жизнь. Во второй половине XII в. значение Киевского княжества резко упало. К началу XIII в. центр русской общественно-политической жизни перемещается из Киева во Владимир – столицу нового великого княжества – Владимиро-Суздальского. Но и оно, став наиболее сильным на Руси, раздираемое усобицами, не могло претендовать на политическую гегемонию над всеми древнерусскими землями. Тем не менее здесь появляется «Моление Даниила Заточника» (1229 г.), произведение, где предпринята попытка наметить пути укрепления сильной княжеской власти, способной преодолеть внутренние раздоры и подготовиться к обороне от нашествия татаро-монгольских полчищ Батыя. «Моление...» примечательно тем, что в нем автор не только рисует образ идеального князя (милосердного, справедливого, храброго, заботящегося о своих подданных), но ставит и разрабатывает новую проблему – взаимоотношения великого князя с боярами. С властью князя Заточник связывает процветание государства. Князь должен быть «кораблю глава». Но в своей деятельности ему, по мысли автора, необходимо опираться на советников – «думцев». Последние в свою очередь обязаны быть ему верными и послушными. Боярское самоуправство Даниил осуждает, считая его беззаконным, несправедливым, порождающим в державе неурядицы. Князь должен быть грозным, но справедливым. В княжеской грозе – защита подданных от всех творящих беззаконие, в том числе и от внешних врагов, для чего он советует князю иметь хорошее войско. Поддержка сильной великокняжеской власти, осуждение своеволия боярства призваны были способствовать объединению русских земель в единое государство. Но центробежные силы еще долго раздирали Русь. И для их объединения потребовалось пережить трагедию татаро-монгольского нашествия и разорения, когда в результате походов Батыя в 1237-1238 гг. и в 1239-1240 гг. поодиночке были разгромлены крупнейшие русские княжества. Русь впервые оказалась в состоянии катастрофы. Тему трагедии, обрушившейся на русские земли, отразили «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и др. Примечательно содержание «Повести...», где нарисована ужасающая картина рязанского разорения батыевскими ордами: «И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего – ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые». В «Повести...» определена главная причина трагедии Рязани – нежелание владимирского князя помочь рязанскому, в раздробленности земли Русской. В «Повести...» содержится известное повествование о воинском подвиге рязанского боярина Евпатия Коловрата и его дружины, подвига, которым восхищался даже Батый. «Если бы такой вот служил у меня, – сказал якобы он о Коловрате, – держал бы я его у самого сердца своего». Но самое важное – в «Повести...» впервые определился мотив морального превосходства русского духа над чужеземной враждебной силой. Этот мотив, как и тема единения русских земель, национального возрождения, в полный голос зазвучали в XIV в. и были связаны с объединительной политикой великих князей московских. Эта политика подготовила первую крупную победу русского войска над татаро-монголами в Куликовской битве (1380 г.), положившую начало освобождению Руси, обретению статуса суверенности Московского государства. Вопрос о взаимоотношениях светской и духовной властей Мономах разрешал определенно в пользу приоритета государственной власти. Церкви он отводил почетное, но подчиненное место. «Поучения...» Мономаха нашли отклик в последующем развитии политической и правовой мысли. Но не следует переоценивать их влияние на общественное, государственное устройство и право Киевской Руси. «Русская Правда» – древнейший памятник права восточных славян, в котором наиболее полно представлен уровень юридического мышления в древнерусском государстве; он с очевидностью свидетельствует о неравенстве в правовом положении различных категорий населения. Здесь выделяется привилегированное положение князя, княжеского окружения. Так, за убийство княжеского чиновника либо дружинника необходимо было заплатить 80 гривен, сельского старосты – 12, в то время как за убийство смерда плата составляла всего 5 гривен. Личность же холопа не защищалась законом вообще.
|