В период становления Московского государства
Объединение русских земель вокруг Москвы происходило в первую очередь под влиянием внешнеполитических, военно-политических факторов – необходимости обретения национальной независимости от Золотой Орды и освобождения части русской территории из-под власти Великого княжества Литовского. Эти факторы в органической связи с внутриполитической тематикой определяли и содержание политико-правовой мысли. Но с превращением Московского княжества в Российское государство на первый план выходят внутриполитические проблемы: проблемы происхождения Русского государства, легитимности для всей Русской земли царской власти, формы организации верховной власти, нравственные и юридические нормы, которыми она должна руководствоваться, и традиционная тема – взаимоотношения между светской и духовной властями. Дискуссии по этим вопросам обнаружили у их участников глубокое понимание перспектив развития Русского государства, широкую осведомленность в содержании её культурных, политических, правовых проблем. Это позволило выдвинуть, обосновать и сформулировать ряд идей и концепций, определяющих основные направления политико-правовой мысли эпохи образования Московского царства как единого суверенного государства. В их числе: идея исторической исключительности, богоизбранности Московского государства (теория «Москва – Третий Рим»), идея самодержавия Ивана Грозного, тираноборческие идеи А. Курбского, экономическое положение церкви и её владыческие права («нестяжатели» и «иосифляне»), идеология «служивых людей» И. Пересветова, еретические концепции и др. Автором теории, вошедшей в историю политико-правовой мысли под формулой «Москва – Третий Рим», считают псковского монаха Филофея (ок. 1465-1542 гг.). По своему наиболее общему содержанию эта теория представляет собой религиозно-политическую концепцию с мессианской идеей особой роли в мире православной «богоизбранной» России как нового (после первого Рима и второго Рима – Византии), истинного и последнего центра христианства и его защитницы. По этой теории история человечества представляет собой историю трех великих всемирных государств, чье возникновение, развитие и дальнейшая судьба направлялись волей Бога. Первое их них – Рим –пало из-за ереси, из-за своего язычества. Второе – Византия – погибло из-за унии с католической церковью, было завоевано турками. Третий Рим – Москва – восприемница и хранительница православия, а московский государь, следовательно, богоизбранный «браздодержатель святых божьих престолов», который «вместо римского и константинопольского владык воссиял». Он – «царь и владыка всех». Так Филофей обосновывает историческую миссию России и законность происхождения царской власти, получения царем высших властных полномочий. Он многократно повторяет, что царь «поставлен от Бога», чем и определяются, в представлении Филофея, непререкаемость царского авторитета и обширность его полномочий. Но осуществлять их он обязан только на основании правды (закона). Царь должен заботиться о своих подданных, наказывать отступающих от «правды» и творящих зло, содержать царство в страхе Божьем. Право на оказание сопротивления государю Филофей отвергает. Недопустим даже и «хулен помысел». Обязанностью государя Филофей считает и заботу о церкви, представляя её как одно из ведомств государства. Царь должен бороться с ересями, назначать епископов, обеспечивать экономический статус церквей и монастырей, т.е. церковь полностью подчиняется светской власти. Но за духовными пастырями Филофей считал необходимым сохранять право «говорить правду» царям. Судьбу православной христианской религии Филофей не отделял от судьбы своей родины, перспектив её исторического развития, объединительной политики, считая, что Россия в силу своей независимости и могущества способна оказать защиту всем православным. Некоторые исследователи и политики склонны трактовать это положение так, будто Московское государство не только великое и сильное, но и государство, которое может претендовать на объединение под своей властью всех народов, исповедующих православную веру. В XVI в., когда Европе угрожала могущественная Османская империя, некоторые западноевропейские государственные деятели пытались склонить Московию к войне с турками, создать общий христианский фронт против мусульманства. А идея создания панславянского государства живет и поныне. В мессианской идее Филофея объективно просматривается определенный внешнеполитический аспект, но из нее отнюдь не вытекает идея агрессивности, имперских устремлений, захвата других государств с целью обращения их в православие. Теория Филофея «Москва – Третий Рим» получила широкое распространение, стала составной частью русского общественного сознания, «русской идеи», и в этом контексте можно сказать, что она стала доктриной, получившей официальное признание. Иван Грозный (1530-1584 гг.), воспроизводя некоторые формулы теории Филофея, стал именоваться царем. Этот титул должен был уравнять его и наследников с императором и турецким султаном и возвысить над правителями соседних государств-соперников – шведским и польским монархами. Пересмотрел Иван IV и высокое предназначение московского государя. Во всех своих произведениях (прежде всего в переписке с бывшим членом его правительства А. Курбским) он отстаивает принцип единовластия, отрицает коллегиальные начала в устройстве высшей власти в государстве. Более того, он настаивает на надзаконности статуса царя, утверждая, что царская воля не должна быть ограничена никакими законами и установлениями. Русские властители, подчеркивает Грозный, «до сих пор ни перед кем не отчитывались, но вольны были жаловать и казнить своих подданных, а не судились с ними ни перед кем». Царь как высший судья определяет вид и меру наказания, равно как и степень вины наказуемого и не только за дела, но и за мысли, ибо «лукавые замыслы еще опаснее». Сам же он не несет никакой ответственности ни перед людьми, ни перед законом, но только перед Богом. Иначе говоря, царь не может быть преступником, а только лишь грешником. Политико-правовые воззрения Грозного были подчинены утверждению правомерности жестоких форм политического террора, выражавшегося в опричнине. Как известно, объективно назревшую политику ограничения боярской вольницы, преодоления удельной раздробленности, обеспечения перевеса общегосударственного начала над удельной стариной Грозный осуществлял актами бесчеловечного произвола, в том числе массовыми казнями. Но и с помощью самых жестоких мер Грозный не смог изменить форму правления в русском государстве – время абсолютной монархии еще не наступило. Напротив, в 1549 г. на первом Земском соборе, названном Собором примирения, царь и бояре пришли к согласию установить сословно-представительный вариант монархии. На следующий год был принят новый Судебник для улучшения отправления правосудия. Наличие общегосударственного действующего законодательства, возникшая в результате реформ 50-х гг. комплексная система центральных и местных органов власти, построенных на принципиально новых, централизующих началах, стирали разнообразные региональные различия, унаследованные от прошлого, закрепляли юридически и организационно структурно-политическое объединение русских земель под властью московского царя, стали важным этапом в длительном процессе формирования русского централизованного государства. Реализация Иваном IV властных полномочий через систему опричных мероприятий, неограниченный царский произвол в государственной и правоприменительной деятельности осуждали многие мыслители и государственные деятели. Наиболее видным оппонентом Ивана IV стал Андрей Михайлович Курбский (1528-1583 гг.), принимавший непосредственное участие в работе правительства – Избранной рады, а затем бежавший из России, боясь царской расправы. Как политический деятель, Курбский – одна из наиболее спорных фигур отечественной истории. В свое время его представляли как идеолога «реакционного боярства», противодействовавшего объединению русских земель под эгидой Москвы. Но постепенно многие историки стали усматривать в Курбском выразителя интересов наиболее дальновидных кругов русского боярства XVI в., прогрессивного политика. Политическая концепция Курбского не была направлена против монархии и самодержавия, не преследовала целей восстановления феодальной раздробленности. Преимущества централизации государства были очевидны даже для наиболее одиозных бояр. Его концепция была рассчитана на ограничение самодержавия, власти царя, разделение её между царем и боярством. Лучшим вариантом организации государственной власти Курбский считал сословно-представительную монархию, в которой выборный орган привлекался бы для разрешения всех 195 наиважнейших дел. Он полагал, что царь в реализации своих полномочий должен опираться на «Совет всенародных человек» и различные «синклиты» – органы по управлению страной, состоящие «из мужей разумных и совершенных», не униженных, не превращенных в рабов и холопов, но сохраняющих свое «свободное естество человеческое» и способных противопоставлять «царскому прегордому величеству» свою свободную волю. Характеризуя произвол и беззаконие, творимые Иваном IV, Курбский, ссылаясь на Цицерона, подчеркивал, что нет государства, если не действуют законы, нет правосудия, не соблюдаются старые обычаи. Он критикует организацию суда и судопроизводства в опричный период и содержание законодательных предписаний. Оперируя традиционными категориями «правды», «справедливости», «закона», он показывает, что закон, принятый государственной властью, не всегда следует воспринимать как право и исполнять его, поскольку он по своему содержанию может не соответствовать тем критериям, которые должны определять справедливые установления высшей власти. Только справедливое может быть названо правовым. Насилие – источник беззакония, а не права. Курбский здесь почти дословно повторяет тезис Аристотеля о тождественности справедливости и права. Закон по содержанию предполагает прежде всего реальные возможности его исполнения, так как беззаконие – не только не соблюдение законов, но и издание жестоких и невыполнимых норм права. Анализируя судебную практику, Курбский обращает внимание на то, что суд в государстве совершается неправосудно и немилостиво. Особое недовольство вызывает у него практика заочного осуждения, принцип коллективной ответственности, широко применявшийся в карательной практике опричного периода, распространение жестоких и позорящих наказаний и их осуществление не государственными чиновниками (палачами), а обычными людьми, не имеющими никакого отношения к судебным ведомствам. Причину «искривления» некогда правильного управления царством Курбский усматривает в приближении к царю «злых советников», при участии которых установлены жестокая опричнина и беззаконие, а также в личных качествах Ивана IV. Справедливое осуждение Курбским тиранического правления Ивана IV, его опричнины способствовало прогрессу русской политико-правовой мысли. Но позиция Курбского противоречива. В ней прослеживается определенная недооценка необходимости сильной верховной власти, которая могла быть установлена только путем ограничения боярских притязаний, преодоления княжеских усобиц и произвола. Опыт истории показывает, что и в других странах объединение земель в централизованное государство осуществлялось средствами, далекими от добродетельных. Очевидно, историческое значение государственной деятельности и политической мысли Грозного следует рассматривать как своего рода равнодействующую между его явно не привлекательными личными и нравственно-политическими качествами и некоторыми объективно плодотворными и важными для русского общества последствиями его деяний – преодолением удельной раздробленности, обеспечение общегосударственных интересов над удельной стариной, укрепление международных позиций российского государства. В данном контексте более соответствовали эпохе проекты различных государственных и социальных преобразований, которые предлагал Ивану IV Иван Семенович Пересветов (XV в.). Свои реформаторские идеи и мысли он излагает в аллегорической форме: критикует социальное устройство и государственно-правовые порядки в покоренной турками Византии. Пересветов отмечает, что главная причина падения Византии и завоевания её турками – засилие предателей-вельмож. Тем самым он проводит очевидные параллели с русской действительностью. В качестве положительного образца греческому царству противостоит государство-победитель – Османская империя, где султан даже в условиях войны при принятии решений руководствуется советами «верной Думы», состоящей из знати, военачальников, судей, духовенства. Пересветов подчеркивает, что именно они – опора царской власти в борьбе с внешними и внутренними врагами. Союз между ними и царской властью – необходимое условие проведения реформ, создания новых органов управления, соответствующих по структуре и содержанию центральному, а не удельному принципу организации и деятельности. Пересветов осуждает самовластие бояр, междоусобицы. Боярство необходимо потеснить для того, чтобы передать часть политических прав «служивым людям», отличившимся на воинской службе и службе государевой. Тем самым Пересветов не только подтверждает приверженность идее сословно-представительной монархии, но и развивает её дальше. Центральное место в предложениях Пересветова занимает военная тема. Россия в это время вела войны с Крымским и Казанским ханствами, Швецией, Литвой и Польшей, Ливонским орденом. И реорганизация армии была как никогда необходима. Пересветов предлагает царю создать вместо боярского ополчения постоянное, хорошо обученное войско, которое содержалось бы за счет государственной казны, установить иные принципы воинской службы: награждать и повышать в чинах, званиях и жалованьях по личным заслугам, независимо от рода, происхождения. Воинов, советовал Пересветов царю, необходимо «любити аки своих детей и быти до них щедру». Большое внимание уделил Пересветов судебной реформе. Значительно опередив время, он предложил в целях борьбы с беззаконием и «неправдой» изъять судебные функции у наместников, которые «излошили правый суд», «невинных осуждали по мздам», и передать их особой организации с назначаемыми из центра судьями. Многое из того, что предлагал Пересветов, было реализовано в поместной, приказной, финансовой, военной, судебной реформах Ивана IV. Некоторые же его предложения противоречили политике и устоям феодально-самодержавного государства. К примеру, предложение о ликвидации кабальной зависимости во всех её формах, особенно холопства. Холопами владели не только бояре, но и дворяне. В политической борьбе, сопровождавшей становление единого Русского государства, формирование её идеологии, важнейшую роль играла церковь, которая не только духовно и нравственно скрепляла общество, но и к началу XVI в. была крупнейшим земельным собственником, ей принадлежала третья часть удобной для сельского хозяйства земли. Вопросы экономического и политического статуса церковной организации и её взаимоотношения с верховной властью, роли церкви в обществе активно обсуждались между «нестяжателями» и «стяжателями», иосифлянами. Первые из них выступали за реорганизацию церковной структуры, за отторжение от церкви и монастырей земель и холопов, но в то же время отстаивали самостоятельность церкви в духовной сфере, недопустимость вмешательства государства в сугубо религиозные вопросы. «Нестяжатели» поддерживали боярскую оппозицию, «противились усилению самодержавной власти». Вторые были приверженцами сохранения существующей церковной структуры с её экономическим могуществом и поддерживали усиление царской власти. Основоположник учения «нестяжателей» Нил Сорский (1433-1508 гг.) в своих произведениях отстаивал нестяжательский статус церковно-монастырской системы. Деятельность церкви, полагал он, должна быть ограничена духовной сферой и ориентирована на помощь человеку в преодолении страстей. Его концепция во многом совпадает с положением школы естественного права. Он рассматривает человека как неизменную величину с присущими ей «от века» страстями (помыслами), которых восемь: чревообъедание, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Сорский выступил с проповедью аскетизма, идей духовного подвижничества, нравственного усовершенствования, призывал к скромности в обрядах и украшениях церкви. Сорский рассмотрел и такую актуальную для того времени проблему, как отношение к еретичеству. Он связывал её с постулатом о свободе воли человека, категорически отрицал возможность насилия над ней. Поступки человека, отмечал он, плод его раздумий. Если он отходит от верного пути в религии, его следует переубеждать, а не преследовать, и тем более силами и средствами государства. Если человек уклонился от веры, то только Бог способен внушить ему исправление. Еретиков не только нельзя казнить и сажать в тюрьму, их не следует даже упрекать за образ мыслей. В преодолении еретических заблуждений, считал он, важная роль должна принадлежать «книжному знанию» и самостоятельному мышлению. Учениками и последователями учения Сорского стали Михаил Грек (подлинное имя – Михаил Триволис), Вассиан Патрикеев, Зиновий Отенский, которые на основе идей нестяжания разрабатывали положения о правовом разграничении компетенции властей, о правах и обязанностях каждой из них и путях и средствах реализации властных полномочий в государстве. Нестяжательские идеи были близки интересам крестьянства, страдавшего от повинностей в пользу монастырей. Они стали важным теоретическим источником еретических учений. Идеолог «стяжателей» (иосифлян) Иосиф Волоцкий (1439-1515 гг.) рассматривал широкий круг политико-правовых проблем, но основное внимание в своих произведениях уделил учению о верховной власти, её статусе и способах осуществления. Он утверждал, что власть царю дана Богом и поэтому не ограничена никакой другой властью. Не ограничена ничем и власть московских государей над удельными князьями. В трактовке взаимоотношения церкви и государства Волоцкий дважды менял свои взгляды, но в конечном счете отказался от идеи превосходства священства и признал верховенство царской власти. Однако он отделял понятие священного царского сана от носящей этот сан персоны, ибо властитель, будучи человеком, по своей природе равен подвластным и подвержен человеческим порокам. Как и всякий человек, он может совершать ошибки, за которые должен нести ответственность. Волоцкий первым в истории русской политико-правовой мысли сформулировал право подданных (народа) на оказание сопротивления царской власти, если царь – «не божий слуга, а диавол», т.е. в случае, если царь своим правлением не обеспечивает «благую и безопасную жизнь всем своим «подручникам» (подданным)». Волоцкий обстоятельно определяет обширные обязанности верховной власти: сохранение имущественного статуса церковной организации, преследование еретиков, обеспечение в государстве правопорядка, избавление своего народа от «нужды, скорби и бед». Его политико-правовые взгляды оказали большое влияние не только на дальнейшее развитие политической и юридической мысли в России, но и непосредственно на процесс строительства русской государственности. Иван IV немало позаимствовал у Волоцкого. Ведущие направления русской политико-правовой идеологии в XV-XVI вв. определялись не только противоборством между сторонниками и противниками создания единого государства, но и конфликтами между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Ведь двойной гнет, лежавший на закрепощенных крестьянах (татаро-монгольский и княжеско-боярский), не ослаб после изгнания татаро-монголов и объединения русских земель вокруг Москвы. То, что брали иноземные захватчики, стало достоянием собственных поработителей. Протест народных масс в России против феодальной эксплуатации сначала носил религиозную форму – в виде еретических движений, требовавших преобразования церкви и её институтов, осуждавших накопление церквями богатств, проповедовавших имущественное и социальное равенство людей. Такие требования содержались в псковско-новгородских ересях «стригольников», а затем «жидовствующих», жестоко подавленных церковью и государством, Но в XVI в. появляются ереси, в которых критика официальной церкви с её «стяжательством» соединялась с критикой феодальной эксплуатации, особенно усиливавшейся из-за неудач во внутренней и внешней политике Ивана Грозного. К концу его правления страна, как известно, была разорена и обескровлена. Главной приметой аграрной жизни стала пустошь. Многократно вырос налоговый гнет государства. Население ответило на это новой волной еретического движения. Появляются московские ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. Если Башкин апеллирует к христианским заповедям, призывая феодалов, которые «держали христиан рабами», любить ближнего как самого себя, то Косой не только порывает с церковью, но и связывает социальное освобождение человека с полным уничтожением форм подчинения церкви и государству. Его идеалом является община, основанная на общей собственности, в которой все члены одинаково равны, называются чадами и духовными братьями, где нет ни бедных, ни богатых, а люди подчиняются только Богу. Ересь Феодосия Косого была близка к идеям Реформации, крестьянско-плебейским ересям Западной Европы. Однако в России Реформация не приобрела такого размаха и не увенчалась успехом. Башкин, по решению Церковного Собора 1553 г., был заточен в монастырь, а Косой, спасаясь от угрозы осуждения, бежал в Литву. Но социальное напряжение в обществе не ослабевало. А в начале XVII в. трагические обстоятельства, главным из которых стал голод 1601-1603 гг. и кризисные последствия правления Ивана IV, усугубленные династическим кризисом, борьбой за власть, привели к смуте – первой гражданской войне в России, многочисленным восстаниям простонародья, среди которых наиболее значительным было восстание 1606-1609 гг. под предводительством Ивана Болотникова, носившее антикрепостнический характер. Надежды восставших на удовлетворение своих требований связывались не столько с разрушением существующего строя, сколько с мечтой о законном и добром государе. Восстание Болотникова, как известно, было направлено против «боярского царя», Василия Шуйского, чинившего «отпоры» простонародью, и в защиту прав царевичей-самозванцев, обещавших быть хорошими царями и дать крестьянам вольность. Царистские настроения были характерны и для других восстаний XVII в.
|