Студопедия — Политико-правовые доктрины Арабского мира
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Политико-правовые доктрины Арабского мира






Политико-правовая идеология на Арабском Востоке начинает формироваться в начале VII в., в период, когда в государствах этого региона родоплеменной строй стал сменяться феодальным. Как и в странах За­падной Европы, политико-правовая идеология строилась на основе господствующего религиозного мировоззрения – в дан­ном случае ислама.

Основателем этой религии считают Мухаммеда (Магоме­та). Он родился в Мекке около 570 г. В 610 г. выступил против древнеарабского многобожия, с проповедью покорности еди­ному богу – Аллаху (ислам по-арабски – покорность). Вскоре новая религия превратилась в мощное общественное движение, а община мусульман, приверженцев ислама (муслим – «предан­ный», т.е. предавший себя Аллаху), стала центром объедине­ния Аравии, своеобразным теократическим государством, пре­вратившимся при преемниках Мухаммеда – халифах – в обшир­ный Арабский халифат.

Причина широкого признания ислама связана с тем, что в нем, как и во всякой религии, содержится немало положений, привлекательных для широких масс. Прежде всего это: религи­озное единство арабов, братство верующих, соблюдение эле­ментарных общепризнанных норм морали, осуждение жаднос­ти и нечестности богатых и власть имущих, запрет ростовщи­чества, помощь бедным (через специальный налог на имуще­ство). Вместе с тем ислам оправдывает имущественное неравен­ство, считает законным рабство, порицает жадность богачей, осуждает завистливость бедняков, предписывает безусловную покорность властям. Власть изображается как божественное установление.

Проповеди, наставления и изречения Мухаммеда изложены в Коране, а рассказы о его поступках, высказываниях и даже молчании – в Сунне. Эти два источника составляют основу ре­лигиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих «правильный путь к цели», т.е. то, что называется «шариат».

Характерной чертой шариата является то, что он основан на идее обязательств, наложенных на человека, в то время как римское право исходит из концепции предоставляемых челове­ку прав. В шариате существуют следующие нормативные пред­писания: необходимые, рекомендуемые, нейтральные, нежела­тельные, запрещенные.

Иначе говоря, шариат – это не столько свод законов, сколь­ко свод обязанностей верующего. Он теоретически регулирует аспекты общественной и личной жизни, сферу торговли и сель­ского хозяйства, семьи и государства, права и религии, охваты­вает общие мировоззренческие вопросы, регламентирует пра­вила поведения верующих друг с другом и с не мусульманами.

Основные нормы и принципы шариата считались неизмен­ными. Никто не имел полномочий изменить их. Поэтому в ис­ламе отсутствует институт священников, которые бы правили от имени Бога и претендовали на исключительное право изда­вать законы, т.е. в исламе не признается посредничество между Богом и верующим. Но есть «люди религии», к которым отно­сятся проповедники, знатоки и учителя богословия, теоретики и практики мусульманского права, кади и муфтии, вершившие суд по шариату. Они имели огромное влияние на верующих, контролировали и направляли политику халифов, султанов, эмиров, других носителей светской власти, хотя духовная и свет­ская власти считаются едиными.

Все течения ислама смыслом и основой власти считают осу­ществление религиозных предписаний, а саму власть чем-то производным и второстепенным по отношению к праву, источ­ник которого – Коран и Сунна.

Среди норм Корана и Сунны как действующего права в исламе преобладают общие положения, имеющие форму от­влеченных религиозно-моральных ориентиров и принципов, на основе которых можно сформулировать решение по любо­му вопросу и делу. Недостаточность конкретных предписа­ний Корана и Сунны обусловило то, что уже в VIII в. глав­ную роль в ликвидации пробелов и приспособлений положений указанных источников к жизненным реалиям взяли на себя правоведы – основатели правовых школ-толков и их последо­ватели.

При этом поощрялось относительно свободное усмотрение при толковании норм Корана и Сунны, а также при формули­ровании новых правил поведения в случае их умолчания. Это привело к возникновению в исламе ряда течений, каждое из которых претендует на истинное исповедание религии. Важней­шие из них – суннитское и шиитское. Главное различие между ними – в вопросе принадлежности верховной власти в халифа­те. Сунниты считают, что владеет этой властью Аллах, а от его имени осуществляет её на земле община, которая избирает сво­его правителя (халифа). При этом община не уступает своих исключительных прав халифу, а лишь поручает, доверяет ему руководить собой. Воля Аллаха выражена в мусульманском праве, поэтому община может законодательствовать лишь по вопросам, не урегулированным Кораном и Сунной, а подчине­ние общины власти халифа обусловлено его точным следованием предписаниям мусульманского права.

Шииты в отличие от суннитов считают, что имам руково­дит от имени Аллаха общиной единолично, не связан её волей.

В свете вышеизложенного можно сказать, что мусульман­ское право базируется на двух началах: религиозно-этическом (Коран и Сунна) и собственно правовом – нормах, сформули­рованных мусульманской правовой доктриной на основе «ра­циональных» источников, прежде всего единогласного мнения наиболее авторитетных правоведов (муджтахидов). К середи­не X в. роль основного источника мусульманского права была закреплена за его доктриной.

Доктринальная разработка мусульманского права затруд­няла его систематизацию, так как нередко на уровне одной шко­лы сосуществовали разнообразные, порой взаимоисключающие нормы и правила, но это придавало ему известную гибкость и поднимало значение правотворческих функций ученых-юрис­тов,

Особенно заметно возросла их роль с наступлением в XI в. так называемого периода традиции, когда мусульманское пра­воведение пришло к выводу о прекращении прямого толкова­ния Корана и Сунны и приступило к строгой систематизации (канонизации) выводов основных правовых школ, к разработке методологической и общетеоретической основы мусульман­ского права.

О высокой значимости правоведов в исламском мире сви­детельствует тот факт, что в «Табели о рангах» Тимура наряду с потомками пророка они входили в первый разряд. «Моя дверь, – говорил Тимур, – была всегда открыта для них, они составля­ли славу и украшение моего двора. Часто я советовался с ними... От них я узнавал, что дозволено законом и что запрещено».

К началу XIV в. процесс формирования мусульманского права в целом был завершен. Государственное право мусуль­ман исходило из того, что законодательная власть принадле­жала наиболее авторитетным правоведам-муджтахидам. Была разработана концепция «верховенства шариата» – прототип современных теорий «господства права» и «правового государ­ства», в соответствии с которой глава государства во всех дей­ствиях обязан руководствоваться нормами мусульманского права, сформулированными муджтахидами на основе толкова­ния всех его источников и анализа правоприменительной прак­тики.

Среди первых толкователей Корана, ставших наиболее ав­торитетными, был Абу-Наср алъ-Фараби (870-950гг.). Для него, как и для многих других мыслителей того периода, был харак­терен двоякий подход к рассмотрению политико-правовых про­блем: нормативно-юридический, опирающийся на мусульман­скую правовую теорию, и этико-философский, строящийся на традициях античной (особенно греческой) философии, на тру­дах представителей «восточной перипатетики». Перипатетика­ми называли учеников и последователей Аристотеля, по преда­нию преподававшего свое учение во время прогулок (греч. peripatos – прогулка, хождение).

Однако доктрины исламских мыслителей значительно от­личались от учений западноевропейских теоретиков как по со­держанию политико-правовых теорий, так и по программным положениям. В теоретических построениях исламских мысли­телей, по существу, отсутствовали проблемы происхождения го­сударства и власти, соотношения государства и права, церкви и государства, права светского и канонического, ряд других проблем, волновавших западноевропейских теоретиков.

Объясняется это тем, что арабские мыслители, как прави­ло, не проводили строгого различия между политикой, правом, религиозной догматикой, государством и церковью, зачастую употребляли эти понятия как синонимы, поскольку действую­щее право содержалось в Коране, а власть определялась лишь как средство его осуществления.

В исламе господствует идея теократического общества, в котором государство имеет значение лишь как служитель уста­новленной религии, поэтому «исламское государство» выпол­няет функцию проводника божественных законов, а его глав­ная цель – защита и сохранение веры.

Реалии исламского мира не знают соперничества между цер­ковным законом и законами государства, потому что в исламе только одно право – шариат. Отсюда главное, что привлекает внимание арабских мыслителей, – это применение шариата, его религиозно-этических постулатов к предмету политики.

Так, аль-Фараби, предпринявший попытку изложить про­ект идеального общества – города-государства, исходил в его конструировании главным образом из моральных катего­рий: добра, зла, отношения к труду и др. По этому основанию он делил города-государства на добродетельные, коллективные и невежественные. Что касается политического устройства, то за основу бралась мусульманская община, морально-рели­гиозные признаки которой, по аль-Фараби, тоже важны для характеристики города-государства. Формы правления также определялись им с учетом прежде всего моральных качеств и компетентности правителя.

Аль-Фараби сравнивает государство с организмом, с чело­веческим телом, в котором есть главный орган, являющийся «согласно природе наиболее совершенным и законченным». В обществе таким «органом» был имам. Имам «ни одному из людей не подвластен», имам должен обладать двенадцатью со­вершенными качествами (моральными, духовными и физичес­кими). Население добродетельного города будет «составлять как бы единую душу, независимо от того, будут ли эти люди по своим ступеням относиться к тем, кто главенствует, или к тем, кто обслуживает».

Но в арабском мире есть мыслители, в трудах которых соб­ственно религиозный и философский подходы были дополне­ны стремлением изучать конкретный исторический и правовой материал, опыт реально существовавших государств. Так, Ибн Халдун (1332-1406 гг.) стремился не к идеальным построениям, но к изучению реальной политической жизни во всем её многооб­разии. Согласно его учению, общество нуждается в сдержива­ющем начале, способном обуздать естественную агрессивность людей. Поэтому и возникает государство как орган принуди­тельной власти, способной подавлять всех членов общества и вместе с тем объединять отдельные племена и народы.

Правитель такого государства «всевластен». Иначе он не сможет осуществить цели, стоящие перед государством. Вмес­те с тем Халдун подчеркивал, что политика зависит не только от воли правителей, в ней в той или иной степени участвуют все подданные. Поэтому изменения государства носят более глубокий характер, они зависят от изменения общества в це­лом.

По его теории, государства возникают и через некото­рое время приходят в упадок. Он выделил пять периодов их развития: возникновение, когда на смену одной принудитель­ной власти приходит другая; сосредоточение власти в руках одного лица – правителя, который уничтожает своих спод­вижников; расцвет, когда в государстве и обществе господ­ствуют спокойствие и достаток; снова переход к насилию, на этот раз для подавления, например, оппозиционных сил, и, наконец, упадок и гибель данного режима и данного госу­дарства, поскольку сущность государства заключается в его правителе.

Ибн Халдун сформулировал также ряд выводов о влиянии на общество, государство и право природно-географических факторов, разделения труда, экономики, культуры.

Средние века – период спада в истории политических и пра­вовых учений по сравнению с античным миром. Перемещение центра тяжести в общественном сознании от государства к цер­кви, устремленность значительной части этого сознания к по­тусторонним, внеземным идеалам, господство догматического мышления, строго ориентированного на тексты Священного писания и каноны церкви, – все это резко сужало тематику и содержание политико-правовых доктрин.

Но и в период средневековья политико-правовая идеоло­гия была далека от застоя. Постановка проблемы соотноше­ния церкви и государства неизбежно порождала споры о сущности, целях и задачах государства, о его отличии от церкви. Логически это вело к постановке и решению проблем государ­ственного суверенитета.

Споры о соотношении церкви и государства сопровожда­лись также выявлением различий между собственно правом как сферой государственной деятельности и законами совес­ти, веры, морали, обращенными к внутреннему миру челове­ка. В наиболее радикальных теориях этой эпохи уже провоз­глашались свобода совести и невмешательство церкви в госу­дарственные дела.

В целом политико-правовая идеология средневековья мало сделала для развития идей свободы и равенства людей. Обще­ства стран Западной Европы были организованы как монархическо-церковные сословные иерархии. Каждая ступень этой иерархии имела свой правовой статус, тесно привязывающий человека к своему месту в сословной структуре. Республикан­ский воздух городов делал свободным от крепостнического гне­та, но не освобождал от гнета церкви, цеховой регламента­ции, сословных обязанностей и ограничений.

Демократические тенденции раннего христианства нашли развитие в идеологии ряда еретических движений средних ве­ков. Применяя к государству и праву тексты Священного писа­ния о равенстве верующих перед Богом, радикальные ереси обосновывали равенство людей перед законом.

Общим для политико-правовой идеологии стран Арабско­го Востока и Западной Европы было то, что та и другая строи­лись на основе господствующего религиозного мировоззрения и в своих программных положениях отражали институты фео­дального общества.

Однако доктрины исламских теоретиков значительно от­личались от учений западноевропейских мыслителей как по со­держанию политико-правовых теорий, так и по программным положениям. В странах ислама в большей степени, чем в сред­невековой Европе, была выражена тесная, доходящая до тож­дества связь религии и политики по той причине, что действу­ющее право содержалось в Коране, а власть рассматривалась лишь как средство её осуществления. Поэтому в теоретических построениях исламских мыслителей не было места для обсуж­дения проблем происхождения государства, форм его устрой­ства, соотношения государства и права, церкви и государства, права светского и права канонического, ряда других проблем, волновавших западноевропейских теоретиков.

Место этих проблем занимали вопросы о нравственно-ре­лигиозных качествах носителей власти, об их связях с мусуль­манской общиной и преемниками пророка. Все это обусловило и особенности творчества арабских философов, весьма далеких от религиозного скептицизма и вольнодумства. Религия рас­сматривалась ими как реально существовавшая и необходимая связь мусульманских общин, социальная и духовная основа права, государства, политики.

Вместе с тем политико-правовой идеологии ислама присущи качества, способные существенно замедлить социальное, полити­ческое и духовное развитие стран и регионов, где господствует эта религия. Как отмечено, уже в средние века стремление народ­ных масс освободиться от власти угнетателей выражалось в фор­ме борьбы одного исламского вероучения против другого. И чем сильнее было стремление упразднить то или иное конкретное го­сударство или заменить его другим, тем ревностнее и фанатичнее отстаивалось миропонимание «своей» ветви ислама.

Поэтому на смену политическому отчуждению шло от­чуждение религиозное, порождающее в свою очередь новую разновидность государства, все так же противостоящего обще­ству и народу. В ряде стран и регионов эта тенденция не только не была изжита, но и усилилась в последующие века.

Современный мусульманский фундаментализм, распростра­нившийся в ряде стран и выступающий против модернизации ислама, за неуклонное соблюдение традиционных норм рели­гии и права, способен затормозить их развитие. А ведь одна из главных черт ислама – его тотальность, гибкость, универсализм. Поэтому как предостережение звучат постулаты теорий мусуль­манских мыслителей XIX-XX вв., отстаивающих необходи­мость его изменений, а значит и изменений всей системы му­сульманского права в соответствии с требованиями времени и потребностями общества.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Политико-идеологические и социально-экономические реалии средневековья.

2. Учение Фомы Аквинского.

3. Средневековая юридическая мысль.

4. Источники, основные идеи, особенности исламских уче­ний о государстве и праве.

5. Темы рефератов

1. Средневековые ереси: политические, социальные и нрав­ственные идеалы.

2. Сущность, функции теократического общества.

3. Суннитская и шиитская мусульманско-правовые поли­тические теории: общее и особенное.

4. Роль ученого-юриста в раннеисламском мире.

5. Политико-правовые воззрения Ибн-Халдуна, Аль-Фара-би, Ибн-Сины.

Вопросы для повторения, размышления, самоконтроля и самостоятельной работы

1. Какие политико-правовые идеи высказал М. Падуанский в своем сочинении «Защитник мира»?

2. Какова цель государства, по мнению мыслителей раннеисламского мира?

3. Каковы философско-этические представления арабских мыслителей о государстве и праве?

4. Проведите сравнительный анализ европейских и ислам­ских традиций, трактовки принципов справедливости и равен­ства в обществе.

5. Определите сходные идеи, содержащиеся в учениях и кон­цепциях средневековых мыслителей Западной Европы и Араб­ского Востока.

6. В чем заключается концепция исламского государства? Чем она отличается от аналогичных концепций западноевро­пейских мыслителей средневековья?

7. Дайте сравнительную характеристику воззрений запад­ноевропейских и арабских мыслителей на роль местных обы­чаев и традиций общества в формировании права.

8. Согласны ли Вы с утверждением, что средневековые юри­сты объективно содействовали прогрессу законодательства, обогатили политико-правовое знание? Аргументируйте свой ответ.

Список рекомендуемой литературы

1. Акадов А. Ислам в погоне за веком. М., 1988.

2. Аритов М. Ислам и мировая цивилизация // Свободная мысль. 1991. №4.

3. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988.

4. Григорьян С.И. Средневековая философия народов Ближ­него и Среднего Востока. М., 1966.

5. Гуревич Л.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

6. Игнатенко А.Л. В поисках счастья (общественно-полити­ческие воззрения арабо-исламских философов средневековья). М., 2006.

7. История политических и правовых учений средневекового Запада. М., 2005.

8. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 2005.

9. Средние века и Возрождение. М., 2004.








Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 1309. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия