Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Воззрения на государство и право Б. Спинозы





 

Рациональное познание проблем общества, государства и права продолжил и углубил великий голландский философ Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677гг.). Он решительно порывает с богословским подхо­дом не только к политическим проблемам, но и в трактовке все­го мироздания, настойчиво пытается объяснить мир из него самого, отвергая сверхприродное начало.

Природа, утверждает Спиноза, не создана Богом, природа сама и есть Бог. Законы природы он характеризовал как реше­ния Бога, раскрытые человеческим разумом, а не данные в бо­жественном откровении. В природе все совершается необходи­мо, имеется неразрывная связь причин и следствий, нет ничего случайного. Из такого понимания законов природы строится и трактовка им естественного права: человек такая же частица природы, как все остальные существа и предметы, и на него с необходимостью распространяются все естественные законо­мерности. Спиноза пишет даже о праве природы. «...Под пра­вом природы, –отмечал он, – я понимаю законы или правила, согласно которым все совершается». Главный принцип есте­ственного права – запрещение того, чего, никто не желает и не может желать.

С точки зрения естественной необходимости Спиноза пы­тается объяснить и происхождение государства. Догосудар-ственную стадию жизни людей (естественное состояние), он в отличие от Гроция, представлявшего её на первых порах впол­не благополучной, характеризует как нестабильную и конфлик­тную. Люди в силу ограниченности естественных ресурсов и личного эгоизма действуют на этой стадии как враги. Но, стре­мясь к самосохранению, они объединяют свои силы и свои пра­ва и создают государственную власть, чтобы жить «безопасно и наилучшим образом». С образованием государства создается общее для всех право, общий для всех уклад и общий гарант и защитник безопасности. И в качестве «платы» за свою безопас­ность человек должен ограничить себя, полностью и беспре­кословно подчиняться общей, т.е. государственной, воле. Вер­ховная власть абсолютна. её авторитет основан на силе, и гра­ницы этой власти определяются реальными возможностями принуждения.

Но, определяя пределы мощи и права государства, Спино­за один из первых поставил проблему неотчуждаемых, т.е. ес­тественных и юридически закрепленных, прав личности. На такие права не может претендовать никто, даже самая могуще­ственная государственная власть; они не подвластны даже силе. Вне сферы права государства, т.е. вне государственного вме­шательства в жизнь и дела людей, находятся способность суж­дения, истинное познание Бога и любовь к нему, вопросы вза­имной любви и ненависти, право человека не свидетельство­вать против себя, не убивать своих родителей, право избежать смерти и т.п.

Спиноза обозначил и другие пределы мощи и права госу­дарства. В частности, он считал, что сила и право государства состоит не в том, чтобы творить произвол и насилие, а в осуще­ствлении того, что здравый разум считает полезным для всех людей, т.е. пределы власти определяются разумно понятой не­обходимостью. Кроме того, предел права государства, считал он, обусловлен природой самих подданных, которые лишь в той мере признают это право государства, в какой они боятся его угроз или любят гражданское состояние.

Некоторые исследователи считают Спинозу одним из пер­вых теоретиков народоправства. Действительно, он утверждал, что демократическое государство «наиболее естественно и наи­более приближается к свободе, которую природа предоставля­ет каждому». Но как именно Спиноза представлял демократию, осталось неизвестным. Свои суждения на этот счет он начал излагать в «Политическом трактате», который обрывается в самом начале главы о демократии. Но мотивы народоправства прослеживаются в других его работах. Это суждения о народ­ном суверенитете, о решении наиболее важных вопросов в об­ществе самим народом, об общей воле и др. Преимущество демократии Спиноза видел в том, что здесь «каждый, соединя­ясь со всеми, повинуется лишь самому себе». В демократии, отмечал он, «не приходится опасаться нелепых постановлений, так как почти невозможно, чтобы большинство сошлось на каком-либо абсурде».







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 518. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия