Этатистские взгляды Петра I
К началу XVIII в. русское феодальное государство окончательно оформляется как абсолютная монархия. Абсолютистская тенденция становится определяющей в организации и в практике реализации верховной власти. Петром I модернизируется вся система управления государством. Прекратила свое существование Боярская дума. Вместо нее был создан Правительствующий Сенат – высший коллегиальный орган, сочетавший в себе контрольные, судебные и исполнительные функции. Вместо приказов образовывалась система коллегий – учреждений с четко выраженными функциями отраслевого управления, с коллегиальным устройством и регламентацией обязанностей всех чиновников. Было ликвидировано патриаршество, а для управления церковью возникла Духовная коллегия, преобразованная затем в Святейший Синод. В городах были созданы органы городского самоуправления – магистраты. В Петровскую эпоху закончилось объединение и законодательное оформление феодалов – бояр и дворян – в единый класс-сословие –шляхетство, резко противостоявшее остальным социальным группам. Впоследствии за шляхетством установилось название – «дворянство». Государство становится дворянским. Одновременно расширилось и укрепилось крепостное право. В крепостное состояние были обращены многие ранее свободные люди. Помещики наделялись правом суда над крепостными, расширялась личная власть помещиков над крестьянами. Радикальные изменения были произведены и в других сферах общественной жизни. Появилась первая печатная газета, возникли первые типографии, печатавшие книги светского содержания, были открыты первые военные и профессиональные школы, первый в стране музей, первая публичная библиотека, первые публичные театры, первые парки, наконец, издан первый указ об организации Академии наук. При Петре I Московское государство превратилось в Российскую империю. В 1721 г. Правительствующий Сенат и Святейший Синод просили императора, чтобы он «позволил принять по примеру других титул Отца Отечества, Императора Всероссийского Петра Великого». Вместе с тем модернизация носила незавершенный характер, поскольку российский абсолютизм утверждался не в условиях упадка феодальных сословий и возникновения современного класса буржуазии, как это было на Западе, а, наоборот, в условиях укрепления институтов крепостничества, при слабости торгово-промышленных (буржуазных) кругов, еще не способных решительно отстаивать свои интересы. В системе крепостнической промышленности условий для развития капитализма не было. Другая особенность российского абсолютизма заключалась в том, что, создав условия для превращения дворянства в полноценное сословие, в самостоятельную политическую силу, царизм одновременно сделал его еще более несвободным, чем прежде. Дворянство, как известно, было обязано нести военную и гражданскую службу под угрозой конфискации земель и крепостных у тех, кто уклонялся от службы государству. Это породило борьбу дворянства за свое освобождение и обретение разнообразных привилегий, продолжавшуюся весь XVIII в. Наконец, важной особенностью российского абсолютизма является то, что его утверждение происходило в условиях культурного раскола русского общества, вызванного сознательными и целенаправленными действиями Петра I по европеизации российской жизни. Идея заимствования западной культуры превращается в ведущую тенденцию для правящих кругов России. Западноевропейские ценности становятся постоянным фактором, все более активно воздействующим на развитие государственности, социального знания. Для основной массы населения эти ценности оставались абсолютно чуждыми. Специфика российского абсолютизма сказалась и в его политико-правовой идеологии. Сложилось три основных течения абсолютистской мысли, выражающих интересы главных политических сил: официальная доктрина абсолютизма, включавшая традиционные теологические идеи и элементы рационалистического обоснования царской власти – этатистские взгляды самого Петра I и Ф. Прокоповича; дворянская концепция В.Н. Татищева, базировавшаяся на естественно-правовой теории; и предбуржуазная (купеческая) идеология И.Т. Посошкова. Инициатором реформ, равно как и изменений идейной основы, содержания и программы положений политико-правовой доктрины русского государства первой четверти XVIII в., был прежде всего сам русский царь Петр Алексеевич (1672-1725 гг.). Новым было уже то, что те или иные идеи получали выражение непосредственно в законодательных актах абсолютистского государства, указах, уставах, регламентах и манифестах, многие из которых Петр писал лично или редактировал. За период его правления было издано свыше 3300 таких документов, сформировавших законодательную систему. В законодательных актах получила утверждение официальная доктрина абсолютизма, исходившая из теократических представлений о власти монарха. Власть царя рассматривалась как «божественное поручение» или обосновывалась идеей «общего блага», «всенародной пользы», суть которой сводилась к тому, что лишь монархи знают, что именно требуется их подданным в стране. Законодательное оформление абсолютная монархия получила в Духовном регламенте (Уставе духовной коллегии), где было записано: «Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог за совесть повелевает». Монарху стала принадлежать вся законодательная, исполнительная, судебная, военная и духовная (религиозная) власть. При Петре I полностью прекратили деятельность все сословно-представительные учреждения. Главным инструментом реализации верховной власти, проведения реформ стало осознанно применяемое насилие, а создаваемое государство приобретало черты чиновничье-дворянского полицейского государства.
|