Студопедия — Политико-правовые воззрения Екатерины II
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Политико-правовые воззрения Екатерины II






 

Вторую половину XVIII столетия принято называть эпохой Екате­рины Великой (1729-1796 гг.). Это было время «просвещенного абсо­лютизма», для которого характерны бурное развитие социаль­но-политической мысли, образования, литературы, журналис­тики и искусства, появление первых общественных организа­ций, формирование русского национального самосознания, рас­пространение в обществе понятий о чести, человеческом дос­тоинстве, идей свободы, равенства людей и сословий, справед­ливости, конституционной идеи.

Вместе с тем это было время активной деятельности само­державного государства, направленной на продолжение пре­образований, начатых Петром I, на дальнейшее укрепление бес­человечной крепостнической системы, усиление привилегий дворянства, расширение границ империи, приобретение новых территорий, развитие промышленности и торговли, преследо­вание ростков инакомыслия.

Во второй половине XVIII в. было завершено законодательное оформление крепостничества. Крепостные в России с этого времени уже ничем не отличались от рабов. И не случайно имен­но на это время пришлось самое крупное социальное потрясение столетия – восстание под предводительством Е.И. Пугачева (1773-1774 гг.),которое было жестоко подавлено правительством.

Но в это же время все более заметное влияние на все сферы общественной жизни начинает оказывать капиталистический хозяйственный уклад, развивавшийся в недрах феодально-кре­постнической системы.

Сложная и противоречивая социально-экономическая и по­литическая жизнь России во второй половине XVIII в. опреде­ляла содержание и основные направления политико-правовой мысли. Наряду с консервативно-охранительной и феодально-аристократической идеологией явственно обозначило себя дворянско-оппозиционное и антикрепостническое просветитель­ское течение, вершиной которого сталиреволюционно-де­мократические воззрения А.Н. Радищева.

Консервативно-охранительная идеология, продолжая защи­щать самодержавие, политическое и экономическое господство дворянства, в первые годы правления Екатерины II получила выражение в теории просвещенного абсолютизма. По своим идейным истокам это было достаточно сложное явление. Кон­цепция «просвещенного абсолютизма» причудливо сочетала средневековые богословские идеи божественного происхожде­ния государственной власти и либеральную фразеологию запад­ноевропейских просветителей, приспособленную к потребностям самодержавия, с практикой полицейского государства. Офици­альный вариант концепции просвещенного абсолютизма полу­чил отражение в знаменитом «Наказеимператрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта нового уложения».

Екатерина II – феномен в российской истории. Незаконно воцарившись на престоле, она процарствовала 34 года, полу­чив при жизни прозвание Екатерины Великой. Она была обра­зованной и начитанной, вела активную переписку с француз­скими просветителями, была ревностным почитателем их идей, ценила ум и талант. Время её царствования отмечено появле­нием целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. Уже всту­пая на престол, она имела определенную политическую про­грамму, основанную, с одной стороны, на идеях Просвещения, а с другой – учитывавшую особенности исторического разви­тия России. Реализация этой программы создала не только аб­солютную власть в государстве, но и власть, зависевшую сугу­бо от воли государя. Основные принципы и нормы управления обществом и государством, сущность государственной власти Екатерина II отразила в своем «Наказе...». Почти три четверти текста «Наказа...» занимают высказывания, идеи западноевро­пейских просветителей. Екатерина официально заявляла, что она стремится использовать эту литературу «на пользу моей империи», «во благо двадцати миллионов людей». «Блаженство всех и каждого» – эти слова были начертаны на значке состави­телей уложения. На практике же Екатерина обеспечила блага лишь дворянству, а её «Наказ...» служил идейным прикрытием и обоснованием самодержавно-крепостнического строя.

Так, Екатерина II, обосновывая свое право на верховную власть, пыталась опереться на авторитет Монтескье: «Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединен­ная в его особе, власть не может действовать сходно со про­странством столь великого государства»; «Пространное госу­дарство предполагает самодержавную власть в той особе, ко­торая оными правит... Всякое другое правление не только было бы России вредно, но вконец разорительно». Екатерина II в обосновании самодержавия не ограничивается только ссылка­ми на особенности географического положения страны и до­бавляет такой довод: «...лучше повиноваться законам под од­ним господином, нежели угождать многим».

Ориентируясь на политические процессы западноевропей­ских стран, Екатерина II в «Наказе...» постоянно оперирует та­кими категориями, как «закон», «равенство», «воля», «свобо­да» и др. Но в ряде случаев их сущность искажается с помощью других терминов или получает своеобразную трактовку. Так, в «Наказе...» концепция разделения властей как гарантия поли­тической свободы подменяется разграничением компетенции различных государственных органов. Заявляя о том, что зако­ны есть самое большое благо в государстве, автор «Наказа...» в то же время подчеркивает, что милость монарха может сде­лать больше для его подданных, чем миллионы законов.

В «Наказе...» даны торжественные обещания издать зако­ны, улучшающие положение народа. Но из содержания «Нака­за...» отнюдь не следует, что предполагается существенный пересмотр действующего российского права. Широко используя теорию естественного права для обоснования своих идей, Ека­терина II в то же время игнорировала главное в этой теории – необходимость согласовать законодательство с «природой че­ловека», что привело бы к ликвидации сословного строя, про­возглашению юридического равенства граждан.

Екатериной II был создан ряд комиссий для выработки за­конопроектов в разных областях. Это создавало видимость предоставления подданным права самим решать насущные воп­росы. Но результаты работы этих комиссий её не удовлетвори­ли. В 1767 г. для сочинения нового Уложения она объявила о созыве Комиссии, состоящей из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества, за исключением крепос­тных. Но как только в ходе обсуждения проектов законов ост­ро встал вопрос о бесправном положении крепостных, игра в демократию прекратилась, в конце 1768 г. Уложенная комис­сия была распущена.

В тексте «Наказа...» крепостничество рассматривается как факт, не подлежащий критике. Для его обоснования Екатерина II по-своему интерпретирует даже отдельные высказывания за­падноевропейских просветителей. Так, беглое замечание Мон­тескье о том, что одноразовое освобождение большого коли­чества рабов в Древнем Риме привело к массовым беспоряд­кам, в «Наказе...» превращается в постулат о невозможности законодательной отмены крепостного права: «Не должно вдруг и через узаконение общее делать великого числа освобождение».

Следует заметить, что Екатерина II была убежденной про­тивницей крепостного права, считала его антигуманным и про­тиворечащим самой природе человека. Она намечала несколь­ко проектов ликвидации крепостничества, но решиться на это так и не смогла из-за вполне обоснованной боязни дворянско­го бунта и очередного переворота. Вместе с тем императрица была убеждена, что в силу социальной неразвитости русских крестьян свобода для них небезопасна. «Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому пригото­вить», – писала она.

«Приготовлены» к лучшим законам были умы дворянства. Им и обеспечила законодательная система Екатерины II наи­более благоприятные условия. Провозглашенные в «Наказе...» передовые для того времени требования и принципы частной собственности, охраны прав личности, устранения вмешатель­ства государства в частную жизнь граждан, необходимости сво­бодного суда и современного права были распространены толь­ко на господствующий класс.

После роспуска Уложенной комиссии, когда Екатерина II уже сама разрабатывала важнейшие законодательные акты, дво­ряне получили особые права и привилегии: право на гербы, осо­бые мундиры, на земельную и другую собственность, на владе­ние крепостными и эксплуатацию их труда, на ссылку их на каторжные работы, право передавать свои титулы и звания жене и детям. Дворяне освобождались от податей, рекрутских по­винностей, телесных наказаний.

Двойственность, присущая идеологии и практике эпохи царствования Екатерины II, противоречия между словом и де­лом, духом и буквой закона, между содержанием «Наказа...» и действительным состоянием дел в государстве породили в рус­ской дворянской среде особенный тип вольтерьянца-крепост­ника – явление типично русское, необычное для европейской действительности и незнакомое ей. Помещик-вольтерьянец хо­рошо знает просветительские идеи, следит за новинками запад­ноевропейской социально-политической мысли, восхищается свободой античных республик и конституционными порядка­ми в Голландии и Англии, осуждает торговлю неграми в Аме­рике, но непримиримо враждебно относится даже к самой мыс­ли о возможности предоставления принадлежащим ему крепо­стным хоть каких-нибудь прав, ослаблении его власти и соб­ственности на людей. Мировоззрение вольтерьянца-крепостни­ка в известной мере получило отражение в политико-правовой идеологии дворянской аристократии, выступавшей за ограни­чение власти монарха законами, усиление роли дворянства в управлении обществом и дворянством при сохранении суще­ствовавших общественно-политических порядков, незыблемо­сти феодально-крепостнической системы.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 853. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия