Общая характеристика эпохи Просвещения
Разложение феодальных производственных отношений, неизбежность революционных преобразований в наиболее развитых странах, объединение буржуазии с народными массами в борьбе против феодализма способствовали широкому распространению в XVIII в. убеждений, что после уничтожения феодального неравенства и деспотизма наступит эпоха всеобщей свободы, равенства и благоденствия. Идеалы общества, качественно отличного от феодально-абсолютистского, и планы их осуществления разрабатывали мыслители различных политических направлений во многих странах. Но наиболее последовательное обоснование они получили в трудах просветителей. Просветительство как общекультурное и идеологическое движение в XVIII в. получило широкое распространение в западноевропейских странах, России, Северной Америке. В идеологическом плане оно во многом было связано с Возрождением. Просветители унаследовали от деятелей Ренессанса гуманистические идеалы, преклонение перед античностью, исторический оптимизм, свободомыслие. Как первые, так и вторые переоценивали прежние ценности, ставили под сомнение старые (феодально-церковные) догмы, традиции и авторитеты. Однако идеология Просвещения возникла на более зрелой стадии формирования капиталистических отношений и антифеодальной борьбы. Поэтому просветительская критика феодализма была острее и глубже ренессансной, затрагивала всю структуру общества и государства. Идеологи Просвещения поставили вопрос о практическом переустройстве будущего общества, считая его краеугольным камнем политическую свободу и гражданское равенство, благосостояние и счастье людей, мир и веротерпимость. Утвердить свой общественный идеал, устранить недостатки существующего общества – невежество, мракобесие, религиозную нетерпимость как главные причины человеческих бедствий- они надеялись прежде всего путем распространения идей добра, справедливости, рациональных знаний. Важную роль они отводили процессу политического, нравственного, эстетического воспитания индивида, прививали ему потребности в красоте и истине, качества подлинного человека и гражданина. Они наивно верили, что стоит доказать правильность, благотворность каких-либо принципов, и люди начнут им следовать. Особо важная задача заключалась в воспитании правителей. При дворах европейских монархов большим успехом пользовались идеи просвещенного абсолютизма, давно известные миру, но обогащенные соображениями просветителей о разумном государственном устройстве, системе законов, помогающих правителю-философу на троне осуществлять благородные намерения. Деятельность просветителей оказала значительное влияние на литературу, искусство, политику, но главным образом на содержание, способы и направления развития науки о государстве. Она во многом способствовала изменению нравов, политики, быта того времени, моральному и интеллектуальному раскрепощению личности, идеологической подготовке буржуазных революций.
|