Студопедия — Политико-правовые воззрения классиков немецкой философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Политико-правовые воззрения классиков немецкой философии






В то время, когда во Франции и Северной Америке под влиянием политико-правовых доктрин и программ Просвещения на деле совершались революции, в Германии идеологи нарождав­шейся буржуазии, по словам К. Маркса, предпочитали в поли­тике размышлять; вместо того, чтобы действовать, пережива­ли революцию в умах. Но это «переживание» в итоге оказалось весьма плодотворным.

Во второй половине XVIII - начале XIX в. Германия дала миру великих мыслителей, родоначальников классической не­мецкой философии Иммануила Канта (1724-1804гг.), Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814гг.), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831гг.). Их социально-политические взгляды имели боль­шое теоретико-методологическое значение для эволюции по­литико-правовой мысли.

Первым, кто приступил в Германии к обоснованию и раз­витию либерализма – идейной платформы буржуазии – был Кант. Он представил эту платформу как единственно разумную и попытался подвести под нее философско-этическую базу и таким образом оправдать ее. Эту задачу он решил в своем уче­нии о государстве и праве.

Основополагающим принципом социальных воззрений Канта является положение о том, что каждый человек облада­ет абсолютной нравственной ценностью и не может быть ору­дием осуществления каких бы то ни было целей. Исходя из это­го, он вывел понятие нравственного закона. Кант считал, что моральная личность не может руководствоваться условными правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиям внут­реннего повеления – категорического (безусловного) импера­тива. Категорический императив не связан ни с какой практи­ческой целью, он абсолютен и выполняется исключительно как требование нравственного долга. По Канту, поведение челове­ка морально только тогда, когда, преодолевая в себе любые бла­городные или низменные наклонности и совершенно независи­мо от возможных последствий его действий, он руководствует­ся исключительно чувством долга.

Кантовский категорический императив гласит:

а) поступай всегда согласно принципу, который мог бы стать и всеобщим законом;

б) поступай так, чтобы всегда относиться к человечеству – в своем лице или лице другого – как к цели, а не только как к средству. Иными словами, поступай по отношению к другим так, как тебе бы хотелось, чтобы они поступали по отношению к тебе.

В кантовском категорическом императиве выражена веч­ная мысль, которая была известна еще Конфуцию, а Гоббс ви­дел в этом правиле один из естественных законов. Человече­ство не нашло лучшего определения существа морали. Кант сформулировал и необходимые атрибуты подлинно морально­го поступка – наличие свободной воли и бескорыстия. Его взгля­ды на роль морали в жизни общества получили всемирную из­вестность.

Мораль у Канта органически связана с правом. Определя­ется это тем, что право и мораль имеют у него один и тот же источник – практический разум человека и единую цель – утвер­ждение всеобщей свободы. Право, по Канту, это определение меры или пределов свободы человека, его автономии, а истин­ное призвание права – гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализоваться сво­бода индивида.

Чтобы право было в состоянии выполнять уготованную ему в обществе роль, оно должно быть обязательным и наделено принудительной силой. Придать праву столь нужные ему свой­ства способно только государство – исконный и первичный но­ситель принуждения. Государственность, по Канту, вызывают к жизни и её бытие оправдывают нравственный долг, чувство уважения людей к естественному праву. Именно требования категорического императива побуждают их оставить первона­чальное естественное состояние, лишенное всякой гарантии законности, и перейти к гражданскому обществу. Переход к нему носит не случайный характер: изолированные индивиды образуют народ, государство посредством договора. Кант оп­ределяет государство как «объединение множества людей, под­чиненных правовым законам».

Согласно Канту, договор об образовании государства зак­лючают между собой развитые относительно морали люди. А потому государственная власть не должна обращаться с ними как с существами, которые не знают морального закона и не могут сами определять правильную линию поведения. Главным признаком государства являются взаимные обязанности госу­дарства и его граждан. Именно в этом и заключается смысл договора об образовании государства. Значит не только граж­дане несут обязательства перед государством и друг перед дру­гом, но и государство несет юридически закрепленные перед последними обязательства.

Выдвигая и защищая тезис о том, что назначение государ­ства – в совершенном праве, в максимальном соответствии уст­ройства и режима государства принципам права, Кант тем са­мым сформулировал основные идеи и принципы современных учений о правовом государстве. Сам он, однако, не употреблял этого термина и был далек от того, чтобы рассматривать обра­зование правового государства как ближайшую перспективу.

Кант резко возражал против малейшего уподобления влас­ти родительской опеке над детьми. Такое правление, считал он, есть величайший деспотизм. Философ вообще решительно вы­ступал против любых форм тирании, отвергал удушающую регламентацию общественной жизни. Чтобы исключить деспо­тизм, Кант, вслед за Монтескье, настаивал на строгом разделе­нии властей на законодательную (верховную; ей принадлежит суверенитет), исполнительную и судебную. Законодательная власть должна принадлежать только народу. При этом разде­ление властей не трактуется Кантом как их равновесие, взаим­ное сдерживание. Наоборот, он считал, что только субордина­ция и согласие этих трех ветвей власти способны предотвра­тить деспотизм, обеспечить устойчивый правопорядок и бла­годенствие государства.

Что же касается форм правового государства, то позиция Канта в этом вопросе противоречива, неоднозначна. Он пишет с сочувствием о республике, но положительно относится и к конституционной монархии. Для Канта главным является не форма государства как таковая, а то, что позднее получило на­звание политического режима, т.е. совокупность методов управ­ления. Обсуждая способы перехода к идеальному государству, он категорически отвергает путь насильственной революции. Революция, по Канту, является внеправовым актом. В рамках права возможно лишь пассивное сопротивление (неповинове­ние) власти. Но вне права низложение тирана революционным путем есть акт справедливости.

Идеальным политическим состоянием общества Кант при­знавал мир между отдельными гражданами и государством. Он выдвинул также проект установления «вечного мира», который предусматривал полное изживание войн из жизни человеческо­го общества. Полное торжество мира, по мнению Канта, воз­можно только при объединении всех государств в федерацию на началах права. Вечный мир, по Канту, – это категорический императив. Он неосуществим в обозримом будущем, но неми­нуем. Государства придут к нему через просвещение и воспита­ние народов, благоразумие и добрую волю правителей, а также экономические потребности наций.

Заметную веху во всей истории философской и политико-правовой мысли представляют творческие достижения Гегеля, создавшего грандиозную философскую систему, которая охва­тывала всю совокупность теоретических знаний того времени.

Мировоззрение Гегеля формировалось под влиянием идей и событий Великой французской революции и отразило в себе все основные противоречия буржуазного прогресса. Если в молодости Гегель придерживался достаточно радикальных взглядов, то в зрелом возрасте стал умеренным реформистом, пришел к убеждению, что Реформация сделала излишними в Германии революционные преобразования, а прусскую консти­туционную монархию стал рассматривать в качестве идеала государственного устройства. Это повлияло на характер и со­держание всей его историко-философской и социально-поли­тической концепции. В его учении была заложена возможность разнородной, подчас диаметрально противоположной интер­претации.

Важнейший вклад Гегеля в философию – создание новой диалектической логики, призванной раскрыть закономернос­ти мышления и бытия. Суть диалектического метода в том, что мысль и действительность пребывают в состоянии непрестанного изменения, а двигателем их развития служит противоре­чие. Развитие через противоречие происходит и в природе, и в человеческой истории, и в сознании. Гегелевская диалектика отвергает статичность мысли и действительности, призывает признать и изучать их динамику. Гегель исходит из того, что эволюция неизбежна и подчиняется присущим ей законам.

Однако свою философскую систему Гегель рассматривал в качестве выражения абсолютной истины, что резко противоре­чило его же собственному пониманию исторического характера человеческих знаний. Непоследовательность гегелевской фило­софской системы получила выражение в знаменитой формуле «все разумное действительно, а все действительное разумно».

Многие последующие теоретики воспринимали эту форму­лу как квинтэссенцию гегелевской социально-политической доктрины. её противоречивость очевидна: с одной стороны, она фактически содержит признание завершенности развития мира, а с другой – допускает двоякое толкование: консервативное и революционное. Во всяком случае представители консерватив­ных сил усматривали в этой формуле принцип, позволяющий оправдать существующие порядки, а идеологи леворадикаль­ных течений использовали её для обоснования идей переустрой­ства общества на разумных началах.

Противоречия, проистекающие из особенностей гегелев­ской консервативной философской системы и принципов диа­лектического мышления получили отражение в его взглядах на общество, государство, право и человека. Так, возникновение и развитие государства определяются им в соответствии с об­щей структурой его философской системы как ступени само­развития и самопознания абсолютного духа. При этом Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Первое из них он изображает как раздираемое противоречивы­ми интересами антагонистическое общество, как войну всех про­тив всех. Гражданское общество, согласно Гегелю, делится на три сословия: землевладельческое (дворяне и крестьяне), про­мышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники). Гражданское общество, несмотря на имеющиеся в нем законы и суды, вследствие различия интересов сословий оказывается неспособным регулировать возникающие соци­альные противоречия. Для этого оно должно быть упорядоче­но стоящей над ним политической властью – государством.

Концепция государства Гегеля – это гимн государству, от­кровенный этатизм. Государство, утверждает он, это высшее проявление абсолютного духа, «осуществленный разум». Имен­но государство, а отнюдь не личность объявляется им подлин­ным носителем мирового духа. Как возникло государство, Ге­гель не объясняет, но отвергает теорию его договорного про­исхождения, подчеркивая, что государство – проявление боже­ственной воли. Мы должны, писал он, почитать государство как некое земное божество.

Целью государства, считал он, является не обеспечение ин­тересов единичных людей, их жизни, собственности и личной свободы, а благо целого. Ставя государство над личностью и обществом, Гегель исходил из того, что оно обладает собствен­ными, и притом высшими, интересами, собственной волей. Ге­гель критикует демократическую идею народного суверените­та. Власть большинства, или народа, он отвергает. Решающая роль в управлении государством, по Гегелю, принадлежит чи­новникам, осуществляющим правительственную власть. Чинов­ничью бюрократию он называл главной опорой государства «в отношении права». Образцовым же государственным стро­ем Гегель считал конституционную монархию, обладающую сильной централизованной властью, способной подчинить себе всех подданных и диктовать им свою волю.

Явно консервативными были взгляды Гегеля на сферу меж­государственных отношений. Он подверг критике кантовскую идею вечного мира, считал, что войны и конфликты между го­сударствами не только неизбежны, но и благотворны. Война, полагал он, оздоровляет нравы, подобно тому, как ветер и вол­ны очищают море. Война укрепляет национальное единство, останавливает внутренние беспорядки и т.п. Вместе с тем Ге­гель не отрицает сам принцип международного права и, следо­вательно, саму возможность правовых, договорных отношений между государствами.

Гегель – противоречивая фигура. Но это не умаляет теоре­тического значения его идей. Прежде всего оригинальна и со­держательна его историко-философская концепция. В отличие от многих своих предшественников Гегель рассматривает исто­рию не как скопище случайных и хаотичных событий, а как за­кономерный процесс со своими периодами развития, поступа­тельностью, преемственностью, собственными критериями и т.п.

Соответственно и история политических и правовых идей выступает не как случайная смена одних мнений другими, а как более или менее адекватное отражение поступательного разви­тия человечества по пути прогресса, как закономерный процесс. Философия, по Гегелю, это эпоха, выраженная в мыслях.

Важное значение имеют выводы Гегеля о том, что государ­ство есть результат развития гражданского общества, т.е. эко­номических его отношений, о самостоятельности гражданско­го общества как сферы частных интересов по отношению к го­сударству. Эти выводы оказали влияние на различные направ­ления политико-правовой идеологии. В частности, анархисты и социалисты полагали, что коль скоро государство и обще­ство не совпадают и могут рассматриваться самостоятельно, то почему нельзя заменить политическую власть общественным самоуправлением?

Кроме того, следует иметь в виду, что воззрения Гегеля на многие проблемы общества имели прогрессивное значение и применительно к конкретным условиям того времени. Это преж­де всего взгляды философа на собственность. Гегель рассмат­ривает её как первую фазу свободы. Без права собственности личность не имеет бытия. Гегель не одобряет рабства, крепост­ного права и признает «абсолютное право раба добывать себе свободу». Он выступает за суд присяжных, отделение церкви от государства, местное самоуправление, относительную сво­боду прессы, отстаивает принцип публичности прений в зако­нодательном собрании, отвергает идею о том, что сила делает право.

Содержание права, по Гегелю, определяется своеобразием национального характера, духом народа (как у Монтескье) и уровнем его исторического развития, но охраняется принуди­тельной мощью государства. Сущность и назначение права – свобода. Для Гегеля свобода – осознанная необходимость, что предполагает и «несвободу», подчинение законам природы и общества. Следовательно, право – это определение пределов свободы и несвободы. В развитых правовых системах эти пре­делы устанавливаются детальной регламентацией всех сторон деятельности. В неразвитых – отсутствие детальной разработ­ки в какой-то мере компенсируется общим принципом «будь лицом и уважай других в качестве лиц».

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Социально-нравственные идеалы эпохи Просвещения.

2. Политико-правовые теории французских просветителей. Вольтер. Монтескье. Руссо.

3. Политико-правовые взгляды идеологов борьбы США за независимость.

4. Учение о государстве и праве И. Канта.

5. Государственно-правовая доктрина Ф. Гегеля.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 910. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия