Студопедия — Политико-правовая идеология французских социалистов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Политико-правовая идеология французских социалистов






Наряду с политико-правовыми идеями, обосновывающими возникновение и утверждение капи­талистических общественных от­ношений или отстаивающими феодально-монархические режимы, в XVIII в. в Западной Европе развивалось направление об­щественно-политической мысли, представители которого в сво­их трудах целиком отрицали как старый, феодальный, так и новый, буржуазный, социально-политический строй, выступая защитниками интересов предпролетарских слоев трудящихся. В такого рода произведениях обосновывалась необходимость принципиально новых общественных порядков, основанных на равенстве всех членов общества, коллективной собственности, обязательном труде для всех, общественном самоуправлении. Это направление получило название утопического социализ­ма.

Среди авторов и теоретиков утопического социализма во Франции наиболее известными являются Морелли (ок. 1715г.), автор книги «Кодекс природы, или Истинный дух её законов», Габриэль Бонна де Мабли (1709-1785гг.), автор книг «О правах и обязанностях гражданина», «О законодательстве, или Прин­ципы Законов», и видный революционер Гракх Бабеф (1760-1797гг.).

Социалисты предлагали разные проекты и принципы орга­низации общества будущего, но были едины в критике антина­родной, угнетательской сущности общества, основанного на частной собственности, считали идеальным строй, основанный на общности имущества, покончивший с неравенством между людьми, с эксплуатацией человека человеком, с тиранией и на­силием.

Конструируя такой идеал, они пытались найти ответы на ряд серьезнейших вопросов. Каков наилучший способ постро­ения системы органов государства снизу доверху и тип связи центральных органов власти с местными? Каковы целесообраз­ные для блага общества функции государства? Каким надле­жит быть политическому режиму по установлению в государ­стве общности имуществ? Какие законы и как должны действо­вать в будущем человеческом общежитии? В ответах на эти и связанные с ними вопросы социалисты не были единодушны, однако не было между ними и большого разномыслия.

Так, проблему наилучшего способа построения системы ор­ганов государства они предлагали решать однозначно респуб­ликанскими формами. Одним из моментов, определявшим этот выбор, для них выступали задачи государства, а также сред­ства и методы решения таковых. При этом во всех вариантах их проектов отсутствует механическое повторение, копирова­ние, признание старых государственных устройств.

К примеру, повторяя тезис, выдвинутый еще античными мыслителями, что цель государства – забота об общем благе, социалисты его существенным образом скорректировали. Этим общим благом, о котором государство призвано неустанно за­ботиться, по их мнению, должно быть прежде всего благо про­стых людей. Социалисты полагали, что государство может спол­на реализовать эту свою важнейшую функцию активной целе­устремленной деятельностью на двух основных направлениях: организации производства, распределения и потребления и ру­ководстве воспитанием и образованием граждан. Одновремен­но государство поддерживает общественный порядок, охраня­ет издаваемые законы, всякого рода предписания и регламен­ты.

Однако в представлениях социалистов о конкретных при­знаках политико-правового режима, которому надлежит утвер­диться в государстве будущего, нередко уживаются взаимоиск­лючающие элементы. Демократические устремления в нем, воз­вышение начал коллективности (общинности), оценка интел­лектуальных, нравственных и тому подобных достоинств че­ловека как факторов, призванных определять его положение в обществе, зачастую переплетаются с установками на автори­тарность, аскетизм, с небрежением отдельной человеческой личностью, с равнодушием к созданию соответствующих орга­низационных и правовых условий для её свободного всесторон­него развития.

В устройстве и функционировании государственности бу­дущего многие социалисты важное место отводят законодатель­ству. Нередко даже подверженные иллюзиям юридического мировоззрения, присущего эпохе Просвещения, они защища­ют его роль в актах предлагаемой ими радикальной перестрой­ки старого общества. Но вот облик, систему, цель законов, адек­ватных, по их мнению, Природе, Разуму, новому миропорядку, основанному на общности имуществ и призванному в точном согласии с сущностью социалистического миропорядка опре­делять жизнь страны, регулировать деятельность рядовых лю­дей, должностных лиц, учреждений, они определяют в целом верно.

Так, Морелли считал, что первым законом нового общества должен стать закон о собственности, который гласил бы: «В обществе ничего не будет принадлежать отдельно или в соб­ственности кому бы то ни было, кроме тех вещей, которыми он будет действительно пользоваться для своих нужд и удоволь­ствий или для своего повседневного труда». К числу «основ­ных и священных» он относил также законы, определяющие право и обязанность каждого гражданина трудиться «сообраз­но своим силам, дарованиям и возрасту», право получать кор­мление и содержание на общественный счет. Им также были определены в «Кодексе природы» законы распределительные или хозяйственные, земельные, о роскоши, о форме правления, о воспитании, о научных занятиях, о наказаниях и др.

Не менее верны и их аргументы в пользу того, что будуще­му обществу подобает иметь режим верховенства закона. Но социалисты подчас абсолютизируют этот важный принцип и упрощают практику его применения. Так, Морелли полагал, что право должно детально регламентировать все сферы соци­альной и личной жизни в обществе. Законы, по Морелли, дол­жны определять: кто, в каком возрасте, чем должен занимать­ся, когда какую одежду носить, когда вступать в брак, в каких науках допустимо вольнодумство, а в каких оно запрещается. Строгая цензура и тотальный государственный надзор за жиз­нью граждан оправдывались Морелли тем, что интересы об­щества выше интересов личности.

По армейскому, казарменному образцу рекомендовал стро­ить систему руководства «народным государством» и Бабеф. Только с помощью командно-административных методов пу­тем решительного и жесткого руководства сверху, из центра, полагал он, могут быть осуществлены привлекательные замыс­лы достижения «нерушимого благоденствия всех» и «счастья каждого». С намерением осуществить такую цель логично свя­зана и ориентация Бабефа на довольно широкое применение к гражданам «народного государства» различных репрессивных мер.

Но одновременно во Франции возникают теории общин­ного, безгосударственного социализма и коммунизма. Их развивали Жон Мелье (1664-1729гг.), Леже Мари Дешан (1716-1774гг.), Сильвеп Марешоль (1750-1803гг.). Они были противниками какой-либо власти человека над человеком в будущем и даже управ­ления им. При общинном строе, когда все люди будут равны, все будут работать и сообща пользоваться всем, отпадут при­чины войн, смут, не станет воровства и других корыстных пре­ступлений, а следовательно, отпадет надобность не только в принуждении, но и в руководстве, управлении.

Поскольку в идеях социалистов-утопистов, как и других представителей Просвещения, содержатся гипотезы относитель­но будущих форм общественного устройства, то они, несом­ненно, имеют не только историко-познавательное значение. Это подтвердила Великая французская революция (1789-1794гг.), в ходе которой политико-правовые доктрины и программы, с которыми выступали просветители, нашли свое практическое воплощение.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 501. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия