Студопедия — Политико-правовые взгляды русских просветителей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Политико-правовые взгляды русских просветителей






 

Под влиянием социально-эконо­мических и политических процес­сов российского общества, идей западноевропейского, в особенно­сти французского, просвещения, в среде русского дворянства и отчасти разночинцев во второй половине XVIII в. сформиро­валось критически-гуманистическое направление политико-правовой мысли, которое принято называть идеологией рус­ского просвещения.

Русские просветители – прежде всего антикрепостники. Они выступили с резкой критикой всех институтов крепост­ной системы, обличали произвол помещиков, требуя законо­дательной регламентации крестьянских повинностей, расши­рения личных и имущественных прав крестьян. При этом об­ращали внимание русского общества на общую бесперспек­тивность крепостничества для дальнейшего социально-эконо­мического, промышленного и духовно-нравственного разви­тия России. Русские просветители были сторонниками огра­ничения власти абсолютного монарха правом и определенны­ми формами представительства, способными выражать обще­ственное мнение.

Мировоззрение многих русских просветителей формирова­лось в масонских организациях, получивших широкое распро­странение в России в середине XVIII в. В них входили едва ли не все наиболее известные деятели культуры и государствен­ные мужи. Масонские ложи представляли собой форму конс­пиративного протеста против политического гнета феодально-полицейского государства, попытку выйти из-под контроля официальной идеологии. Зачастую в мистической форме масо­ны создавали утопии о прекрасных странах, управляемых вы­соконравственными правителями, обеспечивающими свобод­ное объединение благочестивых людей, всеобщее процветание и равенство.

Реализацию своих идей и программ большинство русских просветителей связывало с распространением просвещения, воспитанием добрых нравов, наивно полагая, что просвещен­ный государь и просвещенное общественное мнение способны обеспечить «разумнейшим образом» государственное устрой­ство России, процветание и благополучие её населения.

Видным просветителем и наиболее последовательным кри­тиком крепостничества был Николай Иванович Новиков (1744-1818 гг.) – писатель-сатирик, публицист, книгоиздатель. Эпиграф издававшегося им журнала «Трутень» – «Они работают, а вы их труд ядите» – стал лозунгом русских просветителей. Нови­ков обличал пороки тогдашнего общества, произвол и взяточ­ничество чиновников, низкопоклонство дворян перед заграни­цей. Яркими красками впервые в русской публицистике описал быт крепостных: нищету и угнетение крестьян, непомерные поборы и бесчеловечное обращение с ними жестоких помещи­ков.

Новиков не выступал против крепостничества как систе­мы, осознавая, что «против Бога и правления... в наше время никто ничего не напишет, кто хотя искру понятия имеет». Он верил, что «счастье и благоденствие государя и всего народа» зависит от доброты нравов, которые в свою очередь зависят от воспитания. Был убежден, что просвещенный монарх «устро­ит» процветание государства. Тем не менее его обличительные публикации не остались незамеченными правительством. Ека­терина II, не ограничившись только полемикой с Новиковым по вопросам быта, морали, поведения на страницах журнала «Всякая всячина», который издавался под её руководством, в 1787 г. издала указ, по которому изымалось из продажи боль­шое число книг, изданных Новиковым, а в 1792 г. он был арес­тован и без суда заключен в Шлиссельбургскую крепость.

Из большой плеяды русских просветителей представляется возможным охарактеризовать еще одного, весьма интересного в плане истории политических и правовых идей – Семена Ефи­мовича Десницкого (ок. 1740-1789 гг.), правоведа и социолога, сфор­мулировавшего целый ряд достаточно радикальных предложе­ний по проблемам политико-юридических преобразований в государстве. Десницкий широко использовал достижения по­литико-правовой мысли других стран, изучал произведения Локка, Гоббса, Монтескье, Пуфендорфа, Смита и др. Свое уче­ние он основывал на естественно-исторической концепции. Человеческое общество, согласно его учению, проходит в сво­ем развитии четыре последовательных состояния: первобытную (охотничью), пастушескую, земледельческую и коммерческую.

Переход от одного состояния к другому связан с хозяйствен­ным бытом народов, способом добывания средств к жизни.

Государство возникает в последний, коммерческий, пери­од, но не в результате договора, добровольного соглашения всех членов общества, а в связи с возникновением собственности. Десницкий предполагает, что власть в обществе с самого нача­ла его образования сосредоточилась в руках тех, кто обладал богатством и использовалась в их эгоистических интересах – защищала богатых; этому же служили и законы.

Применительно к России Десницкий считал наилучшей ог­раниченную (конституционную) монархию. Но его конститу­ционный проект «Представление о учреждении законодатель­ной, судительной и наказательной власти в Российской импе­рии» (1768) предусматривал не разделение властей в смысле создания конституционной монархии с системой «сдержек и противовесов», а обособление подчиненных монарху учрежде­ний, осуществляющих законодательные, судебные и исполни­тельные функции.

По проекту Десницкого законодательная власть должна принадлежать совместно Сенату и монарху, пользующемуся правом абсолютного вето. Сенат однопалатен, избирается («по изволению монарха») на основе высокого имущественного цен­за от всех сословий в количестве 600-800 депутатов. Сенат кро­ме «законосовещательных» функций наделялся правом опре­делять размеры подати и пошлин, контролировать деятельность всех коллегий и учреждений, ведать государственной казной, осуществлять отношения с другими странами, объявлять вой­ну и заключать мирные договоры. Большая численность Сена­та могла придать ему дополнительную значимость в глазах общественного мнения, с которым монарх не мог не считаться.

Судебная («судительная») власть в проекте Десницкого по­лучала еще большую независимость от монарха. Хотя судей назначал император, но права его были не безграничны. Судь­ей мог стать только тот, кто сдал экзамен профессорам юриди­ческого факультета, а затем коллегии адвокатов. В проекте предлагалось ввести равный для всех сословий суд присяжных, установить гласность и непрерывность процесса, предоставить обвиняемому право на защиту, учредить адвокатуру, принцип состязательности в суде. «Во многих государствах, – писал Дес­ницкий, – опытом дознано, что без споров в суде справедливости доказать иного средства другого никакого нет». Предлага­лись и другие идеи по улучшению судопроизводства: о необхо­димости смягчения санкций, о соразмерности тяжести наказа­ния характеру преступления, о запрещении мучительных спо­собов свершения наказаний и др.

В задачи наказательной власти, по мнению Десницкого, должно входить «спокойствие и тишину наблюдать в поручен­ных себе местах, т.е. воров, разбойников и подобных сим в тюрь­му брать...», «собирать подушное и пошлины из земельных вла­дельцев», осуществлять также противопожарные мероприятия. Наказательная власть возлагается на воевод, назначаемых мо­нархами. За их деятельностью должен быть установлен стро­гий судебный контроль. На воевод можно подавать жалобы в суд; обоснованные жалобы докладываются Сенату.

Десницкий доказывал идею необходимости широкого ме­стного самоуправления. Вся полнота власти в городах, по его мнению, должна принадлежать «гражданской власти», также избираемой на основе имущественного ценза. Органы местно­го самоуправления должны ведать вексельными и другими фи­нансовыми делами, сбором пошлин, контролировать торгов­лю, следить за благоустройством города.

Десницкий был активным сторонником строжайшего со­блюдения законности в практике государственной жизни. В предложениях по кодификации «всероссийских прав» он пре­дусматривал фиксацию прерогатив монарха, государственных учреждений, определение прав подданных, особенно отноше­ний между помещиками и крестьянами. Но признавая существо­вание таких «природных прав» человека, как права на жизнь, здоровье, честь, собственность, обусловливал их реализацию историческими, географическими и иными обстоятельствами, а проще говоря, политическими соображениями.

К примеру, рабство у римлян, по Десницкому, было вызва­но обширными размерами страны, наличием множества людей «подлого состояния», склонных к бунтам и возмущениям, ко­торых по этой причине лучше держать в неволе. Очевидно, по этой причине Десницкий не выступал с осуждением крепостно­го права и не призывал к его отмене. О крепостных крестьянах России он писал: «Нет возможности без нарушения спокой­ствия государства дать оным земледельцам права и преимуще­ства». В защиту сохранения крепостного права Десницкий приводил довод, выдвинутый еще Татищевым: «Если крепостное право – зло, то его отмена или ослабление – зло еще большее». Даже самые умеренные послабления крепостным необходимо делать, оговаривал Десницкий, «с крайнею осторожностью», считаясь в первую очередь с «волей помещичьей» и осуще­ствлять их так, чтобы не «подать крестьянину поползновения к непослушанию».

Десницкий выступал за равные права всех народов, насе­ляющих Россию. «Российская монархия, – писал он, – самоеда приглашает быть участником законодательной власти».

Политико-правовая теория Десницкого оказала большое влияние на развитие просветительских идей в России, на разви­тие политико-правовой мысли. В целом его доктрина, как и других просветителей, не имела сословно-дворянской окраски и была направлена не на утверждение «просвещенного абсо­лютизма», а на создание конституционного варианта монархи­ческого правления в России, выдвигая на первый план органы народного (всесословного) представительства. В этом и состо­ит существенное отличие идеологии просветителей от идеоло­гии дворянской аристократии.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 665. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.036 сек.) русская версия | украинская версия