США за независимость
Идеи французского Просвещения были очень созвучны деятелям американской революции. Война 1775-1783 гг. английских колонистов в Северной Америке против метрополии, завоевание независимости и образование американской государственности сопровождались здесь расцветом политико-правовой мысли. Труды Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо стали настольными книгами руководителей освободительного движения и основателей США, а идея естественных прав человека воодушевляла колонистов в их революционной борьбе. Политических мыслителей США рассматриваемого периода можно объединить в две подгруппы. В первую вошли радикалы – наиболее последовательные приверженцы освободительной борьбы колоний, демократической республики, прав и свобод граждан, самостоятельности штатов и суверенитета народа. Это Бенджамин Франклин (1706-1790гг.), Томас Пейн (1737-1809гг.), Томас Джефферсон ( 1743-1826гг.). Ко второй группе можно отнести мыслителей более умеренной ориентации: централистов-федералистов Джона Адамса (1735-1826гг.), Александра Гамильтона (1757-1804гг.), Джеймса Мэдисона (1751-1836гг.) и др. Между этими группами шла борьба по коренным вопросам политического устройства нового государства: о форме государства и пределах государственной власти, о характере отношений между государством и народом, о демократических правах и свободах личности. Идеологи федералистов считали идеалом политического устройства страны английскую модель и выступали за сильную центральную (федеральную) власть. Федералисты выражали интересы крупных собственников: торгово-промышленной и финансовой буржуазии, плантаторов. Поскольку плодами победы в войне за независимость воспользовались главным образом именно эти круги, то воззрения федералистов стали определяющими при разработке Конституции США (1787г.), по которой эта страна живет уже более двух веков. Суть федералистской концепции государства предельно ясно выражена в тезисе: «Те, кто владеют страной, должны и править ею». Только богатые, по убеждению федералистов, способны обеспечить справедливость и стабильность политического строя, ибо любые изменения его не дадут им ничего хорошего. Предоставление же народу возможности активно участвовать в государственном управлении неизбежно приведет к тирании большинства, ошибкам и заблуждениям из-за непросвещенности и непостоянства масс и тем самым ослабит государство. Федералистами была разработана модель государственного устройства США, которая, с одной стороны, препятствует установлению тирании большинства, объединению большинства во всесильную фракцию, а с другой – обеспечивает баланс властей путем сдержек и противовесов. Главную задачу государства они видели в охране собственности граждан. Оппоненты федералистов, республиканцы, были идеологами широких слоев мелких собственников- фермеров, ремесленников. Они отстаивали демократические завоевания народа, опасаясь посягательства на них со стороны власти. Т. Пейн одним из первых в Северной Америке выступил против рабовладения и потребовал освобождения рабов еще в 1775 г. Он был сторонником всеобщего избирательного права и стремился к устранению крайностей и имущественного неравенства. Как и многие представители естественно-правовой теории того времени, Пейн считал, что все люди по природе равны в своих правах и в равной мере вправе добиваться их осуществления. Именно на основании естественных прав возникает, по его мнению, гражданское общество, а уже затем государство. Оно создается людьми по общественному договору. Поэтому верховная власть в государстве должна принадлежать народу. Из этой идеи Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления – о праве на восстание и революцию. Этими же идеями народного суверенитета и права на революцию он обосновывал допустимость и необходимость отделения колоний от Англии и образования собственного независимого государства. Радикальная и демократическая трактовка естественно-правовой концепции была присуща и взглядам автора Декларации независимости США Т. Джефферсона, убежденного в первенстве естественных прав над позитивными законами, издаваемыми государством, поскольку само оно создано для охраны и обеспечения прав человека. Решая вопрос о соотношении прав личности и прав правительства, являющийся основой политико-правовой доктрины Джефферсона, последний предлагает сочетать правление народного большинства посредством избрания его представителей с тщательным разделением властей на отдельные и разные отрасли: законодательную, исполнительную, судебную, чтобы правительству было трудно действовать, не обеспечив предварительно взаимное согласие при решении вопросов. Джефферсон добивался установления такого государственного строя, который основывался бы на принципах свободы и «при котором полномочия государственной власти были бы так разделены и сбалансированы между несколькими правительственными органами, чтобы ни один из них не смог выйти за пределы своих прерогатив, находясь под эффективным контролем и сдерживаемый другими». Джефферсон внес значительный вклад в теорию демократического режима и практику становления демократии в США. Полемизируя с федералистами, исповедовавшими элитаристские концепции, считавшими народ не способным ни понять ценности свободы, ни тем более защищать ее, он настойчиво повторял: в действительности власть должна исходить от народа, отправляться в его интересах и формироваться из его представителей. Только народ может быть гарантом свободы, поэтому его права необходимо не урезать, а расширять. По инициативе Джефферсона был принят знаменитый Билль о правах, составивший первые десять поправок к Конституции США и устанавливающий широкие демократические свободы для граждан. Значительны заслуги Джефферсона в деле просвещения и пропаганды свободомыслия. Неотъемлемой частью свободы мысли для него были свобода слова и печати. Широко известным стало его высказывание, что, если бы ему предложили выбирать между правительством без газет и газетами без правительства, он бы выбрал последний вариант. Он последовательно добивался установления и религиозной свободы.
|