Приложение. Индуистские священные писания – о различных ступенях йоги
Йога Состояние полной поглощенности сознания, вне любого знания, является йогой. "Акшья-упаниимда", 2:3 Йога приносит состояние глубокого сосредоточения. "Шардатилака", 25:1 Йог достигает йоги только в сверхсосредоточении. "Рудраямала-тантра", часть 2,27:43 Развивая невозмутимость разума, возвышаясь над всеми противоположностями мира и тела-сознания, возможно осознать того, кто являет собой чистое бытие, неизменное, пребывающее вне разума и речи, единственную истину в преходящем мире разума – силы - материи. В йоге этот Брахман непосредственно осознается в нирвикальпа-самадхи. "Маханирвана-тантра", 3:7-8 Йога есть контроль над вритти (видоизменениями) разума. "Шандилья-упанишада", 1:7.24 Асана (поза) Тело надлежит приучать без неудобства и боли оставаться в неподвижном состоянии в течение долгого времени. "Надабинду-упанишада", 3:3.1 В самадхи все ощущения прекращаются, а тело остается неподвижным, словно кусок дерева. "Надабинду-упанишада", 3:3.2 Три мира покоряются тому, кто мастерски овладел позами тела. "Тришикхибракмана-упанишада", 52-й раздел мантр Для очищения тела и достижения успеха в йоге совершенно необходима правильная поза. "Рудраямала-тантра", часть 2,24:38-39 Поза помогает успокоить разум. "Тантрараджа-тантра", 27:59 Практика поз избавляет тело от недугов и делает его устойчивым. "Грахаямала-тантра", глава 2, стр. 85 Физические движения (мудры) не помогают сами по себе; сосредоточение также не является единственной причиной успеха. Тот, кто совмещает сосредоточение с физическим контролем, добивается успеха и обретает бессмертие. "Иша-упанишада", 9 и 11 Йогу надлежит использовать свое тело как нижний кусок дерева, а пранаву (АУМ) - как верхний кусок дерева, и тереть одним о другое до тех пор, пока не возгорится пламя осознания и йог не осознает высшее бытие. "Шветашватара-упанишада", 1:14 Когда йог обретает тело, очищенное огнем йоги, он становится свободным от тлена и недугов, юность его продлевается и живет он долго. Тогда ощущает он возвышенные ароматы, вкусы, зрелища, прикосновения и звуки. "Шветашватара-упанишада",2:12 Будучи освоенной, асана способна уничтожать болезни и даже обезвреживать яды. Если не можешь овладеть всеми асанами, овладевай одной, но добейся в ней полного удобства. "Шандилья-упанишада", 1:3.12-13 Пранаяма (управление дыханием) Есть две причины, принуждающие разум блуждать: васаны - желания, вызванные скрытыми впечатлениями чувств, - и дыхание. Если одно покоряется, то и другое само по себе поддается управлению. Из этой пары прежде следует овладевать дыханием. "Йогакундалья-упанишада", 1:1-2 Процесс дыхания вызывает в разуме образы. Когда дыхание успокаивается, успокаивается и разум. "Йогакундалья-упанишада", 89 Контроль над дыханием приводит как к физическому, так и к умственному развитию. "Вараха-упанишада", 5:46-49 Когда нади прочищены с помощью нади-шодхана-пранаямы, прана с силой входит в сушумну и разум успокаивается. "Шандилья-упанишада", 1:7.9-10 Сначала прими позу йоги (асану); держи тело прямым, взор устреми в одну точку, расслабь челюсти, чтобы верхние зубы не касались нижних. Поверни язык назад. Используй запечатывание подбородка (джаландхара-бандху) и с помощью правой руки дыши через любую ноздрю по своему выбору; сохраняй неподвижность тела и легкость разума. Затем приступай к пранаяме. "Тришикхибрахмана-упанишада", 92-94-й разделы мантр Сперва выдохни воздух из легких через правую ноздрю, прикрыв левую пальцами правой руки. Затем сделай вдох левой ноздрей, считая до 16; затем задержи дыхание, считая до 64; затем выдохни через правую ноздрю, считая до 32. "Тришикхибрахмана-упанишада", 95-98-й разделы мантр С помощью пранаямы покоряются 10 форм праны: прана, апана, самана, вьяна, удана, курма, крикила, нага, дхананджая и девадутта. "Мундамала-тантра", глава 2, стр. 3 Благодаря пранаяме усмиряется волнение праны и успокаивается разум. "Гандхарва-тантра" Посредством пранаямы устраняется внутренняя загрязненность. Это лучшая практика йоги. Без нее освобождение невозможно. "Гандхарва-тантра", глава 10, стр. 47 Пранаяма очищает разум и чувства. "Куларнава- тантра", глава 15, стр. 75 Тот, кто здоров, питается умеренно и умеет управлять дыханием, становится йогом... Тот, кто чист и практикует половое воздержание, способен управлять дыханием. Регулярная практика совершенно необходима. Без пранаямы йога невозможна. "Рудраямала-тантра", часть 2, 17:40 -43 На первой стадии пранаямы возникает потоотделение; на второй стадии тело сотрясается; на высшей, третьей стадии тело воспаряет в воздух. Пранаямой надлежит заниматься регулярно, пока йог не достигнет третьей стадии. "Шардатилака", 25:21-22 Когда контроль над дыханием становится совершенным, тело обретает легкость, внешний вид - доброжелательность, глаза - яркость, пищеварение - силу; дыхание приносит внутреннюю чистоту и радость. "Грахаямала-тантра", глава 13, стр. 102 Пратьяхара (отстраненность) Органы чувств и действия должны отстраняться от манаса (ощущающего разума), а манас должен погрузиться в джня-натман (сознание). "Катха-упанишада", 1:3.13 Чувства следует контролировать волей, пребывающей в хрите (лотос с 8 лепестками в сердечной чакре, то есть ананда-канда, или духовное сердце). "Шветашватара-упанишада", 2.8 Посредством сосредоточенного разума чувства следует покорять в самом их источнике - в чакрах. "Тришикхибрахмана-упанишада", 115-й раздел мантр Разум следует отстранять путем последовательного сосредоточения при выполнении кумбхаки (приостановки дыхания) на 18 адхарах (жизненно важных точках) в следующем порядке: большой палец ноги, лодыжка, икра, колено, бедро, анус, половые органы, область брюшины, пупок, сердце, запястье, локоть, шея, кончик носа, глаза, глубинная часть нёба, межбровье и лоб. Отстранение органов чувств (индрийя-ахарона) от объекта посредством способности управлять (воли) называется пратьяхарой. "Даршана-упанишада", 7.1-2 Дыхание следует приостанавливать путем сосредоточения, переносимого последовательно на следующие точки: корни зубов, шею, грудь, пупок, основание позвоночника, муладхару (район копчика), бок, бедро, колено, икру и большой палец ноги. Древние йоги называли это пратьяхарой. "Даришна-упанишада", 7.5-9 Контроль над разумом в отношении ощущаемых предметов представляет собой пратьяхару. "Мандалабрахмана-упаниишда", 1:7 Отстранение чувств от тех объектов, к которым чувства испытывают естественное влечение, называют пратьяхарой. "Йогатйттва-упанишада", 68; 69 Пратьяхара представляет собой отстранение чувств от объектов, отношение к ощущаемым образам как к Богу, отрешение от плодов действий, отвращение от всех предметов и сосредоточенное удерживание внимания на 18 адхарах в следующем, восходящем и нисходящем порядке: стопа, большой палец ноги, лодыжка, икра, колено, бедро, анус, половые органы, пупок, сердце, шея, гортань, нёбо, ноздри, глаза, межбровье, лоб и голова. "Шандияья-упаниишда", 8:1-2 Блуждания разума вызываются желаниями; когда желания покоряются посредством пратъяхары, разум становится неподвижным и сосредоточивается на Боге. "Рудраямала-тантра", 2:24.137 Разум, связанный с чувствами и их объектами, неудержим, жесток, неуправляем и не желает подчиняться; его отстранение с помощью силы воли именуется пратьяхарой. Практика пратьяхары приносит йогу спокойствие и способность глубокого сосредоточения. Это направляет его к йоге. "Рудраямала-тантра", 2:27.28-30 При кумбхаке (приостановке дыхания) разум должен быть сосредоточенным; начиная с муладхары, шаг за шагом, к другим чакрам - вот что называют пратьяхарой. "Тантрараджа-тантра", 27:70 Дхарана (сосредоточение) Дхарана представляет собой удержание божественного духа в сознании в ходе сосредоточения. "Амританада-упанишада", 15 Отстранение сознания от сферы восприятия и удержание его в сфере сверхсознания является дхараной. "Мандалабрахмана-упанишада", 1:1.8 После практик ямы, ниямы, асаны и пранаямы, занимающемуся йогой следует удерживать свой разум на 5 формах элементов в соответствующих центрах организма. Это называют дхараной. "Тришикхибрахмана-упанишада", 133-134-й разделы мантр Дхарана бывает 3 типов: 1) сохранение сосредоточенности на божественном аспекте самого себя; 2) сохранение сосредоточенности на акаше (пустоте) в центре хрит (духовном сердце внутри анахата-чакры, лотосе с 8 лепестками); 3) сохранение сосредоточенности на 5 божественных формах: Брахме, Вишну, Бридхрудре, Ишана-Шиве и Паньчавактре. "Шандилья-упаниимда", 1:9.1 Что бы ни видели глаза, ни слышали уши, ни обонял нос, ни вкушал язык, ни осязала кожа - все это следует считать божественной сущностью. Так следует превращать объект восприятия в божественную сущность и удерживать его в сознании. "Йогататтва-упанишада", 69-72 Сосредоточение на большом пальце ноги, лодыжке, колене, мошонке, половом органе, пупке, сердце, шее, горле, язычке, носе, межбровье, груди и голове во время кумбхаки (приостановки дыхания) называют дхараной. "Гандхарва-тантра", глава 5, стр. 25 Удержание в сознании определенных жизненно важных точек при задержке дыхания называется дхараной. "Прапаньчасара-тантра", 19; 21; 22 Сосредоточение на 6 тонких центрах и кундалини именуется дхараной. "Рудраямала-тантра", часть 2,27; 34; 35 Сосредоточенность на полной божественной форме есть дхъяна (медитация), а сосредоточенность только на одном ее аспекте является дхараной. "Бхуташуддхи-тантра", глава 9, стр. 8 Дхьяна (медитация) Глаза не способны увидеть высшую сущность; слова не могут описать ее. Она недостижима для остальных чувств и непостижима. Высшая сущность открывается только в дхъяне. Дхьяна (подлинная медитация) возможна лишь тогда, когда сознание одухотворено чистотой знания о себе. "Мундака-упаншшда", 8:1.8 Дхьяна представляет собой сосредоточенность на божественной сущности - недвижимой, лучезарной, чистой и блаженной, пребывающей в центре хрит (духовном сердце). "Кайвалъя-упанишада", 5 Сосредоточение на обобщенной форме Бога, осознанной путем сосредоточения на мантре, и последующее сосредоточение на Боге, лишенном формы, является дхьяной. "Даршана-упанишада", 9:1-3; 9:5 Когда сосредоточение достигает уровня недвойственного сознания (видения высшей сущности в каждой частичке мира), наступает дхъяна. "Мандалобрахма-упанишада", 1:1.9 Дхъяна бывает двух типов: сагуна-дхьяна - медитация на Боге, имеющем форму и качества; и ниргуна-дхъяна - медитация на Боге, не имеющем ни формы, ни качеств. Выполнение приостановки дыхания и медитация на божестве является сагуна-дхъяной, а медитация на высшей сущности, лишенной формы, является ниргуна-дхъяной. Ниргуна-дхьяна ведет к самадхи. "Йогататтва-упанишада", 105 Дхъяна заключается в беспрерывном удержании образа божества в сознании. "Прапаньчасара-тантра", 19:22-23 Дхъяна представляет собой сосредоточение на форме божества мантры. "Куларнава-тантра", глава 17, стр. S3
|