Наука и искусство
Культура рассматривается как некоторая сложная информационная система, в которой в роли переносчиков семантической, прагматической, эстетической информации выступают особым образом организованные и структурированные материальные объекты: произведения искусства, научные труды, религиозные знаки и символы и т.д. В сущности, понятие картины мира эквивалентно теоретико-информационному понятию тезауруса, т.е. всей совокупности сведений, структурированных и упорядоченных определенным образом. Восприятие явлений культуры людьми приводит к перестройке и обогащению тезауруса индивидуума – «потребителя» этих явлений, его обогащению новыми смыслами, ценностями, эмоциями.
Культура как система «состоит из нескольких подсистем, генерирующих собственную информацию: религии, науки и искусства, а также каналов их распространения, ставших сегодня вполне самостоятельными и даже наиболее влиятельными факторами культурного развития – образования и средств массовой информации». Соответственно, условно можно выделить и три типа картин мира: религиозную, научную, художественную (искусство).
И наука и искусство познают мир. Различны лишь формы отражения.
Ученые (С.Ю. Маслов, Г.А. Голицын, В.М. Петров) на основе асимметрии полушарий головного мозга выделили два основных типа процессов, протекающих в любых областях человеческой деятельности: «аналитические» процессы, характеризующиеся рациональностью, логичностью (относящиеся к функциям левого полушария мозга) «синтетические» процессы, характеризующиеся эмоциональностью, интуитивизмом (относящиеся к функциям правого полушария).
Наука относится к рациональному левополушарному типу сознания, а религия и искусство более тяготеют к правополушарному типу.
В подсистеме «искусство» «наиболее разносторонне и комплексно отражаются представления человека о мире, воспринимаемом им сквозь присущую ему координатную мировоззренческую сетку… Поэтому искусство как подсистема культуры занимает в ней ключевое положение, являясь тем центром, той результирующей, которая фиксирует совокупное влияние на человека всех прочих сторон и аспектов его жизнедеятельности. Именно поэтому искусство есть наилучший фактор диагностики здоровья общества» [7].
Наука отражает мир в понятиях, законах, категориях. Наука - это строгая, непротиворечивая система знаний - закономерностей, законов, категорий, - отражающая окружающий нас мир. Наука, открыв закон, также переносит его в разряд «вечных». Но длительность вечности определяется моментом смены парадигмы (по Т. Куну). Тем самым, ее достижения находятся также вне вечности истории, если не отождествлять ее с архивом. Упорядочение рассуждений предшествует появлению закона — порядка. Для функционирования науки определяющим является именно эволюция самого порядка рассуждений (логики, исходных аксиом, интуитивных прозрений), чем собственно законы — следствия, результаты этих рассуждений. Изменение процедуры рассуждений меняет и сами законы. Результат познания - закон, он инвариантен по отношению к человеческому познанию. Несколько исследователей, работая независимо, могут придти к одному и тому же выводу. Подсистема «наука» предлагает более динамичную картину мира (по сравнению со стабильной религиозной), основанную на предположении о возможности знания объективных законов природы и общества. В отличие от религиозных догматов научные теории изменчивы, поэтому научная картина мира постоянно подвергается корректировке. Главное направление деятельности начинающему ученому - расширять свои познания для того, чтобы не изобрести "велосипед", а не затем, чтобы научиться методу. Динамика развития картины мира. В научной картине старые теории либо отбрасываются, либо входят в новые как их часть. Роль личностного начала. Научная картина мира имеет объективный характер и лишь для выдающихся ученых ярко эмоционально окрашены все обстоятельства поиска истины» Глубина возврата к «истокам» (часто определяет возможности создания нового)значительно меньше, чем в искусстве (философии). Для науки ее развитие определяется глубиной создания действующей в настоящее время процедуры рассуждений (и парадигмы, их включающей). Предыдущий этап развития опосредует существующая в последующее время процедура («логика науки»). В науке факт — предмет (закон) имеет преходящее значение, играющее роль только в данный период времени. Функции науки в жизни общества. Синтезическая: наука всегда объединяет знания в целостную систему. Объяснительная: наука выявляет причины и существенные характеристики предметов и явлений. Герменевтическая: общее понимание в общественных и гуманитарных науках. Предсказательная или прогностическая функция – предвидение новых событий. Методологическая – всякая наука разрабатывает систему методов исследования действительности. Мировоззренческая. Наука как производительная сила общества. Наука как социальная сила общества – через социально-экономические и культурно-гуманистические науки: философия, социология, экономические, финансовые науки, психология, политология, юридические науки. Эвристическая – всякое научное знание способствует дальнейшему научному познанию, дает импульс для дальнейшего научного знания. Аксеологическая – наука сама выступает как ценность и сама оценивает различные теории и концепции.
Искусство отражает мир в образной форме. Искусство - это отражение образное, интуитивное; форма общественного сознания, которая отражает мир посредством художественного образа. Искусство - это система образных знаний об окружающем мире. Целью искусства является поиск художественного идеала, поиск прекрасного, воспитание художественного вкуса. Искусство создает «вечные ценности» «сразу», которые, по существу, остаются в своем фактическом существовании неизменными, «закосневают» в конкретности. На уровне восприятия они для каждого поколения всегда являются новыми, возникающими. Они «творятся» в каждый миг истории, находясь тем самым «вне нее», или «над ней». Упорядочение искусства идет post factum, задним числом, и, в сущности не является необходимым. В искусстве окончательный результат глубоко индивидуален. Несколько художников, работая над одним и тем же объектом, могут создать произведения, каждое из которых будет иметь право на существование. Художественная картина мира без проблем сочетается как с научной, так и с религиозной картинами мира. Долгое время художественная картина мира была в подчинении религиозной и отражала религиозную картину мира. Главное направление деятельности обратно науке - развитие индивидуальных способностей. Например, художник совершенствует свою руку, глаз, мысль. Если же он затронет то, что уже когда-то в искусстве было отражено, и его работа будет талантливее, то приоритет и слава первопроходца будут за ним. В качестве примера можно привести трагедию "Фауст" Гете. До него к образу Фауста обращались многие авторы, но лишь "Фауст" Гете стал шедевром. Динамика развития картины мира. Художественная же картина мира достраивается без отрицания предыдущих этапов, в ней все шедевры равноправны, независимо от времени создания (часто творения старых мастеров особенно ценны). Роль личностного начала Художественная картина мира почти полностью основана на личностном восприятии произведений искусства в жизненном контексте. Глубина возврата к «истокам» значительно глубже. В искусстве обращаются к предмету искусства, созданному в любой промежуток времени, к которому применяют созданные после возникновения этого предмета процедуры рассуждений. Причем, глубина этих процедур может иметь любую протяженность, в том числе и ранее времени создания данного предмета. Философия и здесь занимает промежуточную позицию. Отсюда, ощущение искусства как вневременного явления, уместного в любой момент истории. Искусство имеет более исторический, более конкретный характер, чем науки. Оно носит личностно-субъективный характер как с точки
зрения творца, так и с точки зрения потребителя.
Существует взаимосвязь между наукой и искусством. Наука, особенно в настоящее время, оказывает значительное влияние на искусство, она дает новые средства, новую реальность.
Ценность произведений искусства субъективна, а выводы науки – объективны.
И наука, и искусство носят гносеологический характер, но не стоит смешивать науку и искусство.
В искусстве важна субъективная оценка, в науке – объективность.
Научная и художественная картины мира существенно отличны друг от друга, но их не следует противопоставлять, поскольку они взаимодополняемы.
«…Искусство оказалось способным не отвергать, а, напротив, вместить в себя предшествующий опыт мировидения и опыт мировидения других культур. Именно в искусстве стало возможным сосуществование различных точек зрения, позиций, ценностей, которые воплотились в плюрализме художественных методов, маргинальности жанров, нивелировке стилей. Поэтому искусство может быть расценено как модель неповторимости бытия, творчески представляющая нам чувственно-рациональное постижение мира» [8].
Общее: Итак, художественная, научная и религиозная картины мира в чем-то пересекается друг с другом, но в то же время обладают своими неповторимыми особенностями, подобно тому, как и сами искусство, наука и религия влияют друг на друга, но не сводятся к одному знаменателю. Бывает, что некоторые научные задачи решаются на интуитивном уровне. В этом случае наука приобретает черты искусства. Но в таком случае любое творчество - это искусство. Не лишаем ли мы науку творчества? В науке творчество есть, и, очевидно,
существует два вида творчества: научное и художественное: Научное творчество - это установление, формулировка законов, прибегая к интуитивному уровню. Художественное творчество характеризуется тем, что художник опускается в процессе работы на интуитивный уровень и не поднимается обратно при изложении результатов работы. Это как бы слепок с интуитивного уровня человека. Вот почему такие "слепки" подчас бывают интересны для ученых. Например, психолог многое может почерпнуть, анализируя работы талантливого писателя.
То, что в науке материал вспомогательный, сырой, в искусстве - вполне самостоятельный.
Выводы: Различие между наукой и искусством не в различии результатов их деятельности — актуализации тех или иных упорядоченных полей знаковых структур (произведений искусств, закономерностей и т.д.), а в использовании различных структур — процедур их создания. Философия занимает промежуточное положение между искусством и наукой. Наука и философия исходят из неуверенности рационального толкования вида, необходимости и неизбежности его пересмотра. Искусство исходит из уверенности в окончательности каждого своего творения, в уникальности и вечности его бытия. Наука слабо связана со своим «истоками», являясь «сиюминутно» историческим явлением. Искусство, простираясь на всю глубину своей истории, становится внеисторическим.
|