Вопрос 1. Сравнительный анализ общественно-политических программ на телевидении. Сходство и различия.
Анализ современного состояния объекта исследования проводился на примере информационно-аналитических программ двух телеканалов – «Вести недели» («Россия») и «Намедни» (НТВ). Проведенное обоснование позволило отнести их к информационно-аналитическим, выделить черты, присущие каждой из программ, определить некоторые особенности, отличающие их друг от друга. P.S. Еще можно взять программы: К барьеру, свобода и справедливость, право голоса. «Вести недели» как информационно-аналитическая программа государственного телевидения (телеканал «Россия»)». Появление программы «Вести», а впоследствии и «Вестей недели», стало событием в истории нового российского телевидения, т.к. им удалось стать альтернативой программе «Время», сохранявшей информационную монополию в телевизионном эфире. Информационно-аналитическая программа «Вести недели» впервые вышла в эфир 16 сентября 2001 г. Это – самая официозная итоговая программа в стране. Каждое воскресенье в течение часа ведущий и корреспонденты знакомят зрителей с главными общественно-политическими и политико-экономическими новостями недели. Программа является еженедельной, имеет постоянное место в сетке вещания (воскресенье, 20.00) и ее хронометраж составляет 40 – 60 минут. Основная функция - информирование и анализ произошедших событий. Факты в программах такого типа отбираются и группируются на основе авторского замысла, поэтому ведущий должен быть высококвалифицированным журналистом и стремиться сохранить статус объективного обозревателя. А на формирование композиции программы, безусловно, накладывает свой отпечаток то, что федеральный канал, на котором она выходит, имеет статус государственного – государственная принадлежность канала «Россия» обязывает создателей информационно-аналитической программы к более пристальному слежению за информацией о работе институтов власти. Перед программой стоит задача стать посредником между зрителем и властью, донести информацию до зрителя, дать повод для размышлений, попытаться разобраться в том, что происходит в стране и за ее пределами. Таким образом, «Вести недели» по всем признакам соответствуют типу еженедельной информационно-аналитической программы. Информационно-аналитическая программа, главной особенностью которой является анализ и комментарий события, является эффективным средством воздействия на аудиторию. « Специфика коммерческой информационно-аналитической программы (на примере программы «Намедни» телеканала НТВ ». С 9 сентября 2001 г. на канале НТВ в эфир выходила воскресная информационно-аналитическая авторская программа «Намедни», до этого она существовала как цикл очерков и как рубрика на Авторском ТВ. Программа «Намедни» была построена по принципу западной модели информационного вещания. Программа сформировала новый тип телеинформации и новый тип телезрителя. На программе «Намедни» в наибольшей степени сказались процессы, происходящие в отечественной журналистике, а с именем ведущего Л. Парфенова связываются такие тенденции, укрепившиеся в передаче как «инфотеймент», отстраненность и аполитичность. Эти тенденции нашли отражение не только в манере подачи информации, комментировании события, но и в тематическом и жанровом разнообразии. То есть в направленности на удовлетворение вкусов новой части аудитории. Программе «Намедни» отводилась функция формирования лица канала, особо подчеркивалась ее имиджевая роль. Анализ композиционной специфики программы позволил определить следующую закономерность – сюжеты в программе делятся на два блока: блок исследовательский и событийный. В числе особенностей «Намедни» можно выделить использование различных языковых приемов в заставках перед сюжетами как средство поддержания интереса зрителя и удержания его внимания. Опираясь на проведенное обоснование по выведенным типологическим признакам, можно сделать вывод – программа «Намедни», которая выходила на телеканале НТВ до июня 2004 г., по типу была информационно-аналитической. Рассматривая «Намедни» как коммерческую информационно-аналитическую программу, следует отметить, что ее создатели, помимо содержательного аспекта, большое внимание уделяли форме, т.к. в первую очередь программа становится товаром, который должен хорошо продаваться. Для изучения содержания телевизионных информационно-аналитических программ особенно актуальным становится использование социологических методов, т.к. одним из назначений телепередач этого типа является воздействие на аудиторию с целью формирования общественного мнения. Так, оценивая композицию обеих программ, можно сказать, что композицию «Вестей недели» можно назвать классической, для информационно-аналитической программы «Намедни» характерна более свободная компоновка сюжетов и расширенная тематика. Обе программы используют различный подход к построению сюжета. В «Вестях недели» во главу угла ставится само событие, тогда как в «Намедни» в центре внимания - «житейская сторона» события, человек. На рейтинг программ исследуемого типа влияет время выхода в эфир, личность ведущего, политика канала, способы подачи информации, тематическое разнообразие. Анализ рейтингов информационно-аналитических программ позволил определить, какое место занимают передачи исследуемого типа в общей рейтинговой сетке канала, вычислить долю аудитории каждой программы: изучение медиапоказателей показало, что информационно-аналитические программы уступают сериалам и художественным фильмам (нежурналистской информации), а доля аудитории программы «Вести недели» больше, по сравнению с программой «Намедни». На основании таблиц проведено сравнение рейтингов информационно-аналитических программ – так, в рассматриваемый период обе программы попадают в пятерку самых рейтинговых передач исследуемого типа, но рейтинг программы «Намедни» был ниже рейтинга «Вестей недели». Информационно-аналитические программы позволяют зрителю оглянуться на событие, посмотреть на него под другим углом зрения, проанализировать его, выявить причинно-следственные связи, спрогнозировать вероятность дальнейшего развития события, вычленить воздействие на ход истории. Являясь инструментом влияния, информационно-аналитические программы занимают особое место в сетке вещания канала, они отражают идеологическую направленность и программную политику. Зритель современного телевидения имеет возможность выбора информационно-аналитических программ, которые выходят на всех федеральных каналах. В настоящий момент информационно-аналитические программы играют важную роль не только в мире российского телевидения, но и в жизни страны.
Вопрос 2. Литературное творчество и общественная деятельность А.И.Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ»).
Русский писатель, общественный деятель. Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 в Кисловодске, в семье казаков. Отец, Исаакий Семенович, погиб на охоте за полгода до рождения сына. Мать - Таисия Щербак - из семьи богатого землевладельца. В 1925 семья переехала в Ростов-на-Дону. В 1939 Солженицын поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы, истории (в некоторых источниках указаны литературные курсы МГУ). В 1941 Александр Солженицын окончил физико-математический факультет Ростовского университета (поступил в 1936). В октябре 1941 был призван в армию, а в 1942, после обучения в артиллерийском училище в Костроме, отправлен на фронт командиром батареи звуковой разведки. Награжден орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды. 9 февраля 1945 за критику действий И.В.Сталина в личных письмах к другу детства Николаю Виткевичу капитан Александр Исаевич Солженицын был арестован и 27 июля осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. В лагерях пробыл с 1945 по 1953. В феврале 1953 был освобожден без права проживания в Европейской части СССР и отпрален на "вечное поселение" (1953-1956); жил в ауле Кок-Терек Джамбульской области (Казахстан).3 февраля 1956 решением Верховного Суда СССР Александр Солженицын был реабилитирован и переехал в Рязань. Работал учителем математики. В 1962, в журнале "Новый мир", по особому разрешению Н.С.Хрущева был опубликован первый рассказ Александра Солженицына - "Один день из жизни Ивана Денисовича". Рассказ был выдвинут на Ленинскую премию, что вызвало активное сопротивление коммунистических властей.В сентябре 1965 архив Солженицына попал в Комитет государственной безопасности (КГБ) и по распоряжению властей дальнейшее издание его произведений в СССР было прекращено: уже вышедшие произведения изымались из библиотек, а новые книги стали выходить в свет по каналам "самиздата" и за границей. В ноябре 1969 Солженицына исключили из Союза писателей. В 1970 Солженицын стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы, но от поездки в Стокгольм на церемонию вручения премии отказался, опасаясь, что власти не пустят его обратно в СССР. В 1974, после опубликования в Париже книги "Архипелаг ГУЛАГ" (в СССР одна из рукописей была изъята КГБ в сентябре 1973, а в декабре 1973 состоялась публикация в Париже), писатель-диссидент был арестован. 12 февраля 1974 состоялся суд: Александр Солженицын был признан виновным в государственной измене, лишен гражданства и приговорен к высылке из СССР на следующий день. За 20 лет эмиграции в Германии, США и во Франции опубликовал большое количество произведений. В СССР произведения Солженицына стали публиковаться только с конца 1980-х годов. В 1989, в журнале "Новый мир", состоялась первая официальная публикация отрывков из романа "Архипелаг ГУЛАГ". В 16 августа 1990 указом президента СССР советское гражданство Александра Исаевича Солженицына было восстановлено. В 1990 за книгу "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицын был удостоен Государственной премии. 27 мая 1994 писатель вернулся в Россию. Восприятие литературного труда как высокой пророческой миссии обусловило не только особенности художественного мира, созданного Солженицыным, но и сформировало особый тип литературной личности, предопределяющей характер общественного и литературного поведения Солженицына. В своих мемуарах Автор предстает как реальное лицо, участник литературного процесса, политик, общественный деятель, а их сюжетную канву составляют события его личной, общественной, литературной, духовной жизни. В публицистических же статьях точка зрения Автора, его образ, выражаются прямо: у писателя нет нужды передоверять ее вымышленному герою или же обращаться к непрямым художественным способам выражения авторской позиции. Формирование образа Автора необходимо Солженицыну для решения задач, которые не могли бы быть решены традиционными литературными средствами. Дело в том, что образ Автора включает в себя несколько граней, которые характерны, скорее, не для художника 20 столетия, а для писателя древнерусского. Во-первых, Автор предстает как летописец современных ему событий. Русская литература 20 столетия, создававшаяся в подполье, оказалась если не единственным, то по крайней мере первым источником правдивой исторической информации об эпохе тоталитаризма. И Солженицын со скрупулезностью и страстью средневекового летописца рассказывает соотечественникам и миру о трагедии своего народа в коммунистическую эпоху.Но Автор Солженицына не только летописец и свидетель. Он еще и Ученый, ищущий исторические причины трагедии. Поэтому он стремится совместить в писательской личности историка-исследователя, политолога, культуролога, философа, социолога. Как исследователь он черпает материал и из личного опыта - гражданина, офицера, заключенного, писателя, - подобно социологу, использует материалы, предоставленные ему знакомыми и незнакомыми узниками ГУЛАГа (в "Архипелаге ГУЛаг" он обратился к свидетельству двухсот двадцати семи человек), работает как историк, обращаясь к опубликованным документам, письмам, речам членов Государственной думы, включая их в эпопею "Красное колесо". При создании произведения «Архипелаг Гулаг» А.И. Солженицын собрал существующие документы, обследовал свидетельства двухсот двадцати семи человек, к этому прибавил собственный опыт в концентрационных лагерях и опыт товарищей и друзей, с которыми был в заключении.Архипелаг ГУЛАГ — художественно-историческое исследование Александра Солженицына советской репрессивной системе в период с 1918 по 1956 годы.Основано на рассказах очевидцев, документах и личном опыте самого автора.ГУЛАГ — аббревиатура от Главное Управление ЛАГерей, название «Архипелаг ГУЛАГ» — аллюзия на «Остров Сахалин» А. П. Чехова.«Архипелаг ГУЛАГ» был написан Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 до 1968 (закончен 22 февраля 1967 года), первый том опубликован в Париже в декабре 1973 года.Гонорары и роялти от продажи романа переводились в Фонд Солженицына, откуда впоследствии передавались тайно в СССР для оказания помощи бывшим узникам лагерей.Из-за яркой антисоветской направленности «Архипелаг» был популярен среди диссидентов, активно распространялся в самиздате и считается наиболее значительным антикоммунистическим произведением. В СССР «Архипелаг» был опубликован в 1990 году, впервые отобранные автором главы были опубликованы в журнале «Новый Мир».