Вопрос 1. Журналистика периода «оттепели». 25 февраля 1956г. на закрытом заседании20 съезда ЦК КПСС (1 после смерти Сталина) выступил Н. Хрущев с докладом о культе личности Сталина и его последствиях. Из жизни журналистики исчезла атмосфера страха. Начался период хрущёвской оттепели 1956-85
В 1964 период брежневскоого застоя
Выходило 7тыс 240 газет,разовый тираж 48,7 экземпляров
Газет стало 8,5 тысяч.Но тираж 180 млн
Известия 8 млн экземпляров,комсомолка 17 млн,труд-18 млн
В 60 пришёл Алексей аджубей-главный редактор известий,зять хрущева.Появилось много воздуха в газете(толстушка еженед газета).Ежедневное иллюстрированное издание «неделя» при известиях.Приложение в качестве самостоят.издания.Было оч популяр.В журнале этом на 13 полосе было интервью с известным человеком.(Церковер автор полосы этой).2 млн экземпляров,подписка ограничена.Газета «вечерняя москва» огромная очередь.Гланый редактор недели,до снятия хрущева.(в 64).Потом редактор отдела очерка в ж. «советский союз».Дочка хрущева зам гл.ред. ж. «наука и жизнь».Ёе не снимали с должности.Огромной популярн в 60е пользовалось приложение «футбол» к «советский спорт».В 67»футбол.хоккей»-был уже не таким популярным.1968 приложение к «советскому спорту»-«64»(64 клетки шахмат).Тоже популярное,но не такое как «футбол».Появился журнал «человек и закон»1971-орган минестерства юстиций ссср-тираж 10 млн-судебная хроника(описание процессов),юр консультации(труд тоже),детективы.
С 1955-издания советской печати,журнал для журналистов.В советской печати плохая печать по качеству.1967-заместо советской печати стал выходить «журнал».было цветное и гораздо интереснее(советы для журналистов).
С 1984 приложение к комс правде «собеседник».первое в стране иллюстрированное издание в цвете.1964 появился знаменит ж «общественно-политич и литер-муз ежемесячник по радиовещанию и телевидению».(Кругозор). «Колобок»-детское издание.
1984 ж «здоровье»-16,6 млн экземпляров.Коммуничтическая сторона ж «агитатор»,Комунист,Партийная жизнь,Политическое самообразование-общий тираж 6 млн экземпляров.Особо читательски спросом не пользовались.
В 1961г в системе сми кроме Там начало функционировать агенство печати новости АТИ.Учредители:союз журналистов ссср,союз советских обществ дружбы с культурных связей с зарубежными странами(ССОД)-возглавляла терешкова.Аненство занималось пропагандой совесткого образа жизни за рубежом.У АПН были свои представительства в 100 странах мира.АПН-45 языков 2 млн экземпляров.В 135 странах мира выходили «Московские новости» на англ,серб,франц.
Начинается перестройка.Слова перестройки:гласность,плюрализм,ослабевает цензура.Тиражи продолжают расти.Комсомолка-20,3 млн,Труд-20,4 млн,Аргументы и факты-34 млн экз,огонек-4млн,новый мир-2,7,работница-20,5,здоровье-25,5млн. 1990-издание «рабочая трибуна»,возникло на базе социалистической индустрии.20 сентября 1990-газета куранты,учредитель моссовет,не подчинена партийному конролю..Потом эти же учредители создали «независимую газету» в декабре 1990.22 августа 1990 моссовет вместе с ж.огонек создал эхо москвы-независимую радиостанцию.
1985-ж «трезвость и культура».Был прекращен выпуск «политическое самообразование» и «агитатор»-1990.В июле 1990 АПН преобразован в гос.инфор агенсво новости.Появилось агенство «постфактум» и «интерфакс».
Вопрос 2. Формирование реализма в русской литературе первой половины ХIХ века (повести А.С.Пушкина, роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»). В первой половине 19 в. литература занимала доминирующее положение в системе духовной культуры. Процесс развития и смены художественных направлений происходит в условиях разложения феодально-крепостнической системы и оживления общественной мысли. Этими направлениями были: классицизм, сентиментализм, романтизм, окончательно сложился реализм. Романтизм оказал влияние и на раннее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Основоположник русского реализма - А.С. Пушкин (1799. -1837). Именно с его творчеством связано начало золотого века в литературе. Он первым пришел к выводу, что истинная народность - это не описание русского сарафана, а жизненная достоверность, правда о взаимоотношениях людей, личности и общества. А. С. Пушкин - основатель направления критического реализма в русской литературе - создал тот литературный язык, которым мы пользуемся до настоящих дней. Критический реализм означал переход к изображению жизни в произведениях писателей в реалистическом духе, со всеми ее сложными противоречиями, борьбой. Однако писатели - основоположники реализма - не просто копировали жизнь своего времени в натуралистическом духе, а выражали свое в большинстве случаев критическое отношение к ней; они изображали в своих произведениях наиболее важные, существенные моменты жизни, брали из нее наиболее типические явления; они отрицательно относились к общественным язвам эпохи крепостничества, к реакционному режиму и своими произведениями вольно или невольно будили передовую общественную мысль. Произведения писателей этого направления нередко становились знаменем революционной борьбы.Для русской литературы 19 века реализм можно считать ведущим направлением. В литературе разных стран он возник параллельно с успехами точных наук. Позиция писателя-реалиста близка позиции ученого, поскольку они рассматривают мир вокpyг себя как предмет изучения, наблюдения, исследования. Реализм стремится к изображению повседневного существования обычных людей, к воспроизведению реального течения жизни.В рамках 19 века русский и западноевропейский peализм различались тем, что зарубежные писатели-реалисты тяготели прежде вceгo к художественно-аналитическому исследованию современности, а в России авторы стремились к преображению мира и человека. Объединяло же их пристальное внимание к исследованию общих свойств человеческой натуры. Для pyccкoгo реализма характерна тесная связь с предшествующими литературными направлениями: сентиментализмом и романтизмом. А. С. Пушкин (1799-1837) был основоположником новой великой русской литературы, создателем реалистического направления и русского литературного языка. Пушкин был великим русским национальным писателем. Н. В. Гоголь писал о Пушкине: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте... в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Самая его жизнь совершенно русская». Но вместе с этим А. С. Пушкин был не только великим русским поэтом, но и гениальным поэтом мировой литературы, в развитие которой он внес, наряду с великими поэтами и писателями других стран, свой неоценимый вклад. А. С. Пушкин горячо любил свою родину, русский народ. Он заявлял: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество». Он призывал к тому, чтобы отдать все силы служению родине: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, -Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Отдав весь свой талант и гений на служение родине, А. С. Пушкин проделал поистине гигантскую работу, он был основателем новой русской литературы, создателем в ней направления критического реализма.В ранних произведениях А. С. Пушкина, имеющих реалистическую основу, написанных народным литературным языком, чувствуется, наряду с реализмом, проявление романтизма, например в «Кавказском пленнике», «Цыганах», «Бахчисарайском фонтане» и некоторых других. Попытки объявить эти произведения подражанием Пушкина творчеству Байрона абсолютно не основательны. Еще Белинский указывал: «Несправедливо говорят, что будто он подражал Шенье, Байрону и другим». Уже эти произведения А. С. Пушкина, написанные им в ссылке на юге России, приковали к нему внимание всех лучших людей страны, всего, что было в ней передового. Но главное, что характерно было для творчества А. С. Пушкина, это его произведения, написанные полностью в реалистическом духе; среди них особо важное место занимают «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Полтава», «Медный всадник».М. Ю. Лермонтов (1814-1841) продолжал дело Пушкина. Свою преемственность в отношении Пушкина Лермонтов подчеркнул стихотворением «Смерть поэта», в котором резко бичевал палачей Пушкина. Лермонтов рисует в своих произведениях («Поэт», «Дума», «Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича» и др.) свободолюбивых людей, часто гибнущих («Мцыри»), но протестующих против действительности. И недаром Добролюбов писал: «Лермонтов особенно мне по душе. Мне не только нравятся его стихотворения, но я сочувствую ему, разделяю его убеждения. Мне кажется иногда, я сам бы мог сказать то же, хотя и не так же - не так сильно, верно и изящно». По силе таланта он был достойнейшим преемником А. С. Пушкина. Подчеркивая необыкновенно сильно выраженную художественную сторону в произведении Лермонтова «Мцыри», Белинский писал: «Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров,- что вся природа сама несла и подавала ему материал, когда писал он эту поэму».
В своем знаменитом произведении «Герой нашего времени» Лермонтов в своем роде продолжает «Евгения Онегина». В творчестве М. Ю. Лермонтова реализм переплетается с активным революционным романтизмом. За свое свободолюбивое творчество, протест против гибели Пушкина и осуждение его палачей М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ, где так же, как и Пушкин, подвергся травле и в 1841 г. был убит на дуэли близ Пятигорска офицером Мартыновым.ЛЕРМОНТОВ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»Знаменитый роман Михаила Юрьевича Лермонтова, классика русской литературы. Роман состоит из нескольких частей, расположенных не в хронологическом порядке. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника.ЧАСТЬ ПЕРВАЯI. Бэла - Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч, который рассказывает свою историю неназванному офицеру, встретившемуся ему на Кавказе. Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня и похищения любимой дочери местного князя, что привело к драматическим событиям: погибают Бэла и её отец.II. Максим Максимыч - Эта часть примыкает к «Бэле», самостоятельного новеллистического значения не имеет, но для композиции романа целиком важна. С Печориным здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу (портрет Печорина). Повествование построено на контрасте двух противоположных персонажей — Печорина и Максима Максимыча. Портрет дается глазами офицера-рассказчика, за которым угадывается сам Лермонтов.Журнал ПечоринаПредисловиеI. Тамань - Повесть рассказывает об активной, деятельной стороны Печорина. Здесь Печорин неожиданно для себя становится свидетелем, а позже и в некоторой степени участником бандитской деятельности. Печорин поначалу думает, что человек,приплывший с другого берега, рискует жизнью ради чего-то действительно ценного, но на самом деле это всего лишь контрабандист. Печорин очень разачарован этим. Но все равно уезжая он не жалеет, что побывал в этом месте.ЧАСТЬ ВТОРАЯОкончание журнала ПечоринаII. Княжна Мери - Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х годов, но Лермонтов наполнил ее иным смыслом.Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мэри. Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого. Юнкер Грушницкий, позёр и тайный карьерист, выступает контрастным персонажем к Печорину.III. Фаталист - Является завершающей частью романа, его «замковым камнем». Повествует о трагической гибели Печорина. Содержит неотвеченные вопросы о роли судьбы.Образ Печорина —необычен и спорный. Он может жаловаться на сквозняк, а через некоторое время скакать с шашкой наголо на врага. Все персонажи показаны Печориным и в этом психологическом описании раскрывается его характер. Люди для него - эксперименты. Всё в романе направлено на раскрытие характера Григория Александровича. Чтобы читатель понял всю эту "вечную грусть" героя, причины которой кроются в самой натуре Печорина. Концепция «лишнего человека» - кто виновен в судьбе Печорина? Время и общество, Он сам, Судьба.