Студопедия — Тестирование уровня развития творческого мышления: проблемы и перспективы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тестирование уровня развития творческого мышления: проблемы и перспективы






Коэффициент интеллекта и коэффициент креативности (творческой одаренности) различаются. В ходе экспериментов было выявлено, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении проблем, но не бывает низкоинтеллектуальных креативов — творцов.

Э. Торренс, опираясь на результаты длительных экспериментов, сформулировал модель соотношения креативности и интеллекта: при IQ до 120 баллов общий интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ свыше 120 баллов креативность затрачивает зависимость от интеллекта. Креативные люди творчески разносторонне решают неоднозначные проблемы, находят принципально новые решения, но могут хуже решать простые, шаблонные интеллектуальные задачи, могут показывать низкие результаты при выполнении учебных тестов, где требуется давать стереотипные шаблонные ответы, опираясь на фактические данные.

С другой стороны, высокоинтеллектуальные люди могут эффективно выполнять привычные задания, решать логические задачи, но не могут придумать ни одной новой, неожиданной идеи, не могут найти нового, гибкого решения в изме­нившихся условиях, испытывают растерянность, когда сталкиваются с неожиданными, новыми для них проблемами.

Е. Л. Григоренко экспериментально выявила, что количество гипотез, порождаемых человеком при решении комплексной мыслительной задачи, коррелирует с креативностью, измеряемой по методике Торренса, а пра­вильность решения положительно коррелирует с уровнем общего интеллекта, определяемого по методике Векслера. Обнаружилось, что уровень интеллекта в старших возрастах зависит от уровня творчества в младшем возрасте, но уровень творчества в старшем возрасте не зависит от уровня интеллекта в младшем (М. С. Егорова).

То есть интеллект и креативность независимы друг от друга, они являются различными способностями человека, каждая из них определяет процесс решения мыслительной задачи, но играют разную роль на различных этапах этого процесса. Вспышкам творческого озарения предшествует повышенная активность правого полушария мозга, поэтому ряд ученых для активизации креативности предлагают использовать методы «отключения» левого полушария: во время сна, при усилении эмоций, при выполнении монотонной неинтеллектуальной работы происходит временное снижение функции левого полушария, которое обычно «подавляет, глушит разнообразие идей». Для активизации творческого мышления доктор Эю де Боно рекомендует использовать «латеральное мышление» (движение мысли «сбоку», в обход общепринятым или очевидным методам, используя приемы провокации, ухода от стереотипов, перестройку привычных представлений).

Фрейд. Творческий акт – сублимация либидозной энергии.

Тест отдельных ассоциаций (RAT). Вербальный тест. Творческий процесс – переформирование ассоциативных элементов в новые комбинации, отвечающие поставленной задаче. Дать связывающее (четвёртое) слово между тремя данными. Например: крыса, голубой, коттедж. Связующее слово – сыр. Недостаток – кросскультурные различия.

Креативность как способность личности.

Гилфорд. Творчество – качественная система различных факторов (способностей), которая располагается внутри общей модели интеллекта.

Факторы креативности:

1) оригинальность – способность продуцировать отдельные ассоциации, необычные ответы; тест – предложить как можно больше названий к тексту.

2) семантическая гибкость – способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование (опять вспоминаем «Ёжик Арестовой» и его латентные свойства); тест – даётся несколько объектов, но решить задачу можно только с помощью одного; найти этот один объект.

3) образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нём новые возможности (опять «Ёжик»); тест – головоломки со спичками, когда надо из одной плоскости перейти в многомерность пространства.

4) семантическая спонтанная гибкость – способность редуцировать разнообразные идеи в сравнительно неограниченной ситуации; тест – перечисление всех возможных способов использования того или иного предмета.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1191. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия