Типологические подходы к классификации «мыслящих личностей»
Главное в личности – это ее мотивы, побуждения, отношения к миру и самому себе. Задачи, решаемые человеком, имеют ту или иную социальную и индивидуальную значимость, определяемую отношением их к общественным и индивидуальным потребностям. Можно выделить также групповую значимость определенных задач. Например, задача «замаскироваться во время приема пищи» является очень значимой для одного из племен, живущих в Южной Америке. Идеальным случаем является совпадение высокой социальной значимости задачи и ее высокой личностной значимости. Личность часто характеризуют и как совокупность черт, характеризующих индивида. При исследовании так понятой личности происходит выявление дифференциально-психологических характеристик человека. Эти характеристики выявляются с помощью опросников и анкет, на основе наблюдений за поведением человека и анализа выполнения специальных заданий. Язык содержит довольно много слов, описывающих индивидуальные черты, прямо связанные с мышлением (хитрый, изворотливый, сообразительный, проницательный, изобретательный, находчивый, мудрый и др.). Остальные характеристики индивида обычно косвенно также связаны с его мышлением (характеристики торопливый, медлительный будут обнаруживать эти качества и в мышлении). В психологии проводится различение вариантов черт индивида. Существует некоторая целостная, глобальная характеристика индивида (ее иногда называют гештальтом), которая обычно -«схватывается» в результате непосредственного восприятия человека. В учебниках по психологии традиционно выделяют качества ума — некоторые индивидуально-психологические характеристики, преимущественно влияющие на протекание мыслительной деятельности: глубина, широта, гибкость, самостоятельность, быстрота, последовательность и др. К числу индивидуально-психологических качеств, достаточно проанализированных в психологической литературе], относятся качества, обозначаемые терминами «внушаемость» и «критичность». В контексте психологии мышления критичность обычно трактуется как одно из свойств ума и определяется как осознанный контроль за ходом интеллектуальной деятельности человека. Внушаемость традиционно считается качеством противоположным критичности. В числе факторов, определяющих ее, называют слабость логического мышления субъекта, недостаточный уровень его умственного развития, безотчетную подчиняе-мость требованиям окружающей среды. Специальный анализ, проведенный Н.Б. Березанской, показал, что: 1) критичность и внушаемость являются важными личностными факторами, оказывающими влияние на мышление и целеполагание; 2) свойства критичности и внушаемости отражают функционирование единого контролирующего механизма; 3) в содержании, подлежащем усвоению в качестве цели, возможно выделение двух структур: актуальной и коннотативной, параллельно анализируемых субъектом в акте принятия цели; 4) смещение акцентов анализа на одну из структур ведет к феноменам либо внушаемого, либо критичного поведения; 5) необходимо отказаться от противопоставления внушаемости и критичности друг другу как абсолютно положительного и отрицательного свойств психики. Каждое из них вносит свой вклад в реальную деятельность субъекта и играет свою роль в процессе целеполагания; 6) экспериментально варьируя' критичность и внушаемость субъекта, можно управлять процессом целеполагания. Яркие описания индивидуально-типических особенностей мышления даются клиницистами. Э. Кречмер отмечал, что между мышлением и конституцией существует определенная связь. Связь морфологического строения человеческого тела со строением его характера и интеллектуальной деятельности. Циклотимический тип. Строение тела – пикнический тип: среднего роста, плотная фигура, с мягким широким лицом, основательный живот выступает из расширяющейся книзу глубокой сводчатой грудной клетки, имеет тенденцию к ожирению. Психологические черты: 1. Экстенсивный характер работы 2. Многосторонность 3. Наглядно-эмпирическое направление в работе. Склонность собирать, накоплять, описывать научный материал. Антипатия ко всему систематизирующему, теоретически-конструктивному и метафизического, ко всему, что не основано на чувственном опыте. Примеры наук: ботаника, анатомия, физиология, геология, этнология. Шизотимический тип. Строение тела – астеники (астеник: худой, тонкий, с узкими плечами, длинной, узкой и плоской грудной клеткой). Примеры наук: математика (Кеплер, Лейбниц), физика (Ньютон). Преобладает «влечение к формам»: строгие построения, формализм и проч. Тяготение к теоретической работе, преобладание «влечения к формам» над «влечением к содержанию», любви к строгому построению, к чисто формальному, склонности к сверхчувственному, ирреальному. П. Б. Ганнушкин дал описания особенностей интеллектуальной деятельности при некоторых формах психопатии. I. Группа циклоидов: Конституционно-депрессивные. Интеллектуально развиты хорошо, но умственная работа для них окрашена в негатив. Иногда встречаются «тугодумы». Конституционно-возбужденные. Очень одаренные, умные (часто в сторону художественного творчества), но ленивые, невнимательные. «Внешний блеск иной раз соединяется с большой поверхностью и неустойчивостью интересов». II. Группа шизоидов. Преобладает аутистическое мышлении; вообще, эмоции шизоидов негативно влияют на интеллектуальную деятельность. Сложные, насыщенные символикой логические построения и комбинации. «Склонность к нежизненным формальным построениям, исходящим не из фактов, а из схем, основанных на игре слов и произвольных сочетаниях понятий». III. Группа параноиков. Мышление незрелое, неглубокое, похоже на детское; субъективное, аффективно окрашенное. Образование сверхценных идей. «Самой важной сверхценной идеей параноика обычно является мысль об особом значении его собственной личности. Кто не согласен с параноиком, кто думает не так, как он, тот в лучшем случае — просто глупый человек, а в худшем — его личный враг». Мышление параноика строится по формуле: правильно только то, что хочется и нравится ему. В результате параноик не может иметь правильных суждений о собственной личности в ее отношении к другим людям. IV. Группа истериков. Главная особенность – страсть к рисовке, часто искажение реальности. Пр.: патологические лгуны. Мышление поверхностное, нет глубины, серьезности. Часто говорят неправду, выдавая ее за научную истину путем высокохудожественных научных оборотов. Их суждения поражают своей противоречивостью, а место логического сопоставления фактов и трезвой оценки действительности занимают беспочвенные выдумки», у них выражена «неспособность держать в узде свое воображение» V. Группа конституционно-глупых. Учатся хорошо, но реально в социуме не ориентируются, плохо применяют имеющиеся знания. Испытывают трудности, когда нужно применять знания к действительности, проявлять известную инициативу, оригинальность. Это — люди шаблона, банальности, моды. Юнг. Разработал типологию характеров, в основе которой лежит критерий направленности субъекта на внешний или внутренний мир (экстравертивная и интровертивная установка). ЭКСТРАВЕРСИЯ. Особенности мышления в экстравертированной установке. Направленность мышления на объект, в любой его форме. Экстравертированный мыслительный тип. В жизни такого человека большую роль играет мышление; вся его жизнь рассудочна, но направлена во вне. Пр.: реформатор, общественный обвинитель и т.п. Стремится «ставить все свои проявления жизни в зависимости от интеллектуальных выводов, которые в конце концов всегда ориентируются на объективно данное, или на объективные факты, или на общепринятые идеи». ИНТРОВЕРСИЯ. Особенности мышления в интравертированной установке. Направленность мышления на себя, субъект-направленное мышления. «Факты имеют второстепенное значение, а главную ценность для него имеют развитие и изложение субъективной идеи, первоначального символического образа, который более или менее неясно стоит перед его внутренним взором». Интравертированный мыслительный тип стремится к углублению, а не к расширению, его суждения менее относятся к объекту, чем к субъекту. Ферворн. Разделил ученых на классиков (расчленяют науку на единицы и создают малоприменимые абстрактные теории) и романтиков. Этой же позиции придерживается А.Р. Лурия. Он считает, что нейропсихология – романтическая наука и требует не жесткого анализа и статистических данных, а идеографического, сугубо индивидуального подхода к каждому больному.
|