Тихомиров
Человек осознает не только предметы окружающего мира, не только особенности окружающих людей, себя самого, включая свои психические процессы, свойства и состояния. Ф. Энгельс: «история человеческого общества отличается от истории природы «только как процесс развития самосознательных организмов». В самосознании различают образный и понятийный компоненты, говорят о «Я-образе» (образ себя) и «Я-концепции» (знание о себе). В философской литературе их объединяют в единый «образ-Я». Термин «Я-мышление» (вводится для различения мышления и знания) – процесс выработки человеком знаний о самом себе, которые образуют/преобразуют его «Я-концепцию, процесс осознавания, в котором человек как личность, индивид, индивидуальность является не только субъектом, но и объектом мышления. Л. С. Выготский: «наличие понятия и сознание этого понятия не совпадают ни в смысле момента своего появления, ни в смысле своего «функционирования....Анализ действительности с помощью понятий возникает значительно раньше, чем анализ самих понятий». «Образ-Я» — это сложное, многокомпонентное явление, включающее знание о себе в данный период жизни, знание о том: каким человек хочет стать, каким он должен быть, каким он может стать, каким изображать себя, как он выступает для окружающих. «Образ-Я» характеризуется также числом осознаваемых качеств личности, сложностью и обобщенностью этих качеств, их содержательными характеристиками. Важным параметром «образа-Я» является противоречивость знаний, входящих в состав образа. При свободном самоописании (ответ на вопрос «Кто я такой?») мышление влияет на частоту и последовательность упоминания тех или иных качеств. Одна из методик - классифицирование карточек, в которые занесены готовые суждения «от наиболее точно описывающих собственный облик и переживания до наименее характерных». Проблематика «психологии мышления» и «психологии самосознания» разрабатывается обычно без явного сопоставления между собой. Между тем это необходимо делать как для «гуманизации» психологии мышления, так и для «психологизаций» учения о самосознании, где доминирует констатация результатов самосознания, уже сложившихся «образов-Я». Два подраздела: а) мышление как процесс формирования любого знания о себе (например, знания своих физических возможностей, своего внешнего облика), б) мышление как процесс формирования знаний о собственном мышлении, качествах ума и т. д. Мышление часто характеризуется решением определенных задач - есть задачи, максимально связанные с самой мыслящей личностью, с ее существованием. «преодолеть одиночество», «разрешить конфликт с окружающими людьми» — примеры «требований», входящих в структуру задачи; «условия» - должны быть выделены. Поддержание внутренней согласованности и устойчивости «Я» осуществляется через защитные механизмы и в результате мыслительной работы человека. Правильная оценка своих возможностей необходима, - чтобы соотнести с ними уровень своих притязаний. Источником мыслительной деятельности при формировании/изменением самосознания являются несовпадения, противоречивость знаний о себе: а) получаемых от других людей, б) добываемых самостоятельно, но применительно к разным сферам жизнедеятельности. (!) Мышление человека на определенной стадии его развития, при формировании самосознания, само становится объектом познания: возникают мысли о мыслях, мысли о мышлении. В структуру самосознания входят понимание себя как субъекта мышления, дифференциация «своих» и «чужих» мыслей, осознание еще нерешенной проблемы как именно своей, осознание своего отношения к проблеме, мотивов своей мыслительной работы. Материал для анализа рефлексии мышления дают автобиографические материалы, в которых содержатся прямые представления авторов о их мышлении и описания условий, факторов, от которых, по их мнению, зависело мышление. Например. Ч. Дарвин в «Воспоминаниях о развитии моего ума и характера» писал, что ему «очень трудно ясно и сжато выражать свои мысли», но эта особенность «вынуждает меня долго и внимательно обдумывать каждое предложение», позволяет «замечать ошибки в рассуждении». - изменение стиля своей умственной работы: «В прежнее время у меня была привычка обдумывать каждую фразу, прежде чем записать ее, но вот уже несколько лет, как я пришел к заключению, что уходит меньше времени, если как можно скорее, самым ужасным почерком и наполовину сокращая слова набросать целые страницы, а затем уже обдумывать и исправлять (написанное). Фразы, набросанные таким образом, часто оказываются лучше, тех, которые я мог бы написать, предварительно обдумав их». Свой успех как человека науки Ч. Дарвин связывал с такими; качествами, как «любовь к науке, безграничное терпение при долгом обдумывании любого вопроса, усердие в наблюдении и собирании фактов и порядочная доля изобретательности и здравого смысла». Анализ автобиографии Ч. Дарвина позволяет выявить некоторые типичные приемы, которые реализуются при самосознании. Во-первых, этот метод сопоставления самого себя в различные периоды жизни. Применение этого метода основывается не только на сохранении в памяти результатов прошлых самопознаний, но и на использовании различного рода объективированных «продуктов», записей и т. д. Но здесь - отчет двойного уровня: первый — дать отчет себе в собственных умственных качествах, второй — дать себе отчет в полноте и достоверности этого отчета. Второй метод самосознания — сравнение себя и других. М. М. Ботвинник: «Программы человека настолько превосходят программы компьютера, что при меньшем быстродействии и объеме памяти человек принимает несравнимо более глубокие решения в рассматриваемых задачах». Необходимо, по мнению автора, предположить, что человек использует четкую программу для принятия решения в переборных задачах (лишь тогда она может быть познана и формализована) и что программа может быть передана компьютеру. - сущность разума заключается в реализации алгоритмов. Н. В. Крогиус. Подчеркивается значимость самооценки, непосредственных чувственных образов для функционирования, говорится о творческих установках, критичном отношении к себе. Самопознание связывается с самоуправлением, с изменением самооценки, которая осуществляется различными способами: «дискредитацией» (этот способ применяется для изменения неблагоприятной сравнительной оценки себя с противником), «идеализацией» (корректировка явно благоприятной сравнительной оценки себя с противником), «переоценкой» (изменение отношений к действиям, последствия которых расцениваются либо как очень неблагоприятные, либо весьма благоприятные для субъекта», «стимуляцией» (планирование и осуществление таких действий, которыми намеренно вызываются серьезные трудности в собственной деятельности). Он оперирует такими понятиями, как «целеобразование», эмоциональные состояния «уверенности», «неуверенности», «волевые качества», «осторожность», «готовность к риску», «психологическая инициатива», «уровень притязаний», «активность позиции самого субъекта», «интерес». В ситуациях проблемного характера, где нельзя установить наилучший путь решения, наряду с оценкой предметных признаков огромное значение приобретает учет индивидуальных особенностей соперников. Усложнение мыслительной деятельности в условиях конфликта ведет к появлению ее второго плана — «маскировке». А. Пуанкаре использовал в самоанализе образ (т. е. уровень образного мышления) при изложении своего понимания сущности математического творчества: «Атомы — крючочки Эпикура». В своей работе дальше он извиняется «за грубость сравнения», но пишет: «Я не знаю другого способа, для того чтобы объяснить свою мысль». Г. Гельмгольц анализировал зависимость появления новых мыслей от внешних условий: мысль «никогда не рождается в усталом мозгу и никогда за письменным столом...». К числу условий, благоприятствующих появлению новых мыслей, относятся: «чувство спокойного благосостояния», «пробуждение», неторопливый подъем по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь».
(!) Термином «личность» часто обозначаются разные реальности, но каждая из них включает в себя мышление личности. Есть мнение, что о субъекте как личности можно говорить лишь тогда, когда он достигает такого уровня развития, на котором способен управлять собственными потребностно мотивационными состояниями. Мышление включается в этот процесс как опосредствованное познание собственных состояний и как процесс разработки целей и, средств самого управления. Жизненная функция самосознания заключается в самоуправлении поведением личности. Это относится и к мышлению. Такой уровень саморегуляции называют рефлексивным. В работах Ю. Н. Кулюткина, Л. И. Фридмана, А. М. Матюшкина было показано, что рефлексивными мыслительные процессы являются уже в процессе постановки мыслительной задачи, которая возникает в результате осознания и анализа проблемной ситуации, складывающейся в результате рассогласования потребностей субъекта и его возможностей. (?). «Наиболее общий феномен, в котором находит свое выражение рефлексивность мыслительной деятельности, заключается в том, что человек в процессе поиска активно строит те средства, с помощью которых возможна регуляция мыслительных действий, т. е. свои гипотезы, антиципирующие схемы, модели», — Ю. Н. Кулюткин. Иерархия рефлексивного управления: а) отображающая и контролирующая отдельные исполнительные действия, выполняемые по готовой стандартной программе; б) человек отображает самого себя и как контролера, производящего планирование и оценку своих действий. Исследования Л. Л. Гуровой - в основе хороших решений мыслительных задач всегда лежит умение осознавать свои действия. Для эффективного решения необходимо осознание операций, осуществляющих контролирование хода решения и его результата.
Изменение самосознания человека — одна из задач психотерапии. Пример того, как формулировка задачи психотерапевтом может изменить смысл ситуации для человека. К В. Франклу обратился мужчина за консультацией по поводу своей серьезной депрессии, возникшей вследствие потери супруги, умершей несколько лет тому назад и горячо им любимой. Франкл: «Что было бы, если бы вы умерли первым, а ваша жена осталась бы в живых?» Ответ: «О, для нее это было бы ужасно, как бы она страдала!». В. Франкл: «Видите, каким страданием ей бы это обошлось, и именно вы заставили бы ее так страдать. Но теперь Вы платите за это, оставшись в живых и оплакивая ее». Страдание перестает быть страданием каким-то образом в тот момент, когда обнаруживается его смысл, как например, смысл жертвенности. Новый смысл выявляется в ходе мысленного экспериментирования - «что было бы... если бы...». Расширение самосознания человека входит в содержание социально-психологическото тренинга, - должно помочь человеку решить его жизненные проблемы. Возрастание самопознания людей связывается с получением сведений - как другие воспринимают поведение каждого (люди других людей в группе). «Сопоставление собственного образа, каким мы его представляем, с тем, каким он предстает в глазах других, — по первому впечатлению и в динамике — обычно приводит к открытию дистанции, различий между тем и другим, часто весьма неожиданных, и это может способствовать сокращению случаев неоправданных обобщений в межличностном восприятии, межличностных отношениях»— Л. А. Петровская. В этих открытиях и обобщениях и выражена роль мышления в процессе изменения самосознания. В группе человек осознает свои возможности познавать других людей, обнаруживает влияния, которые он оказывает на других людей (невольно/целенаправленно). Мышление проявляется в предсказании оценок себя другими, в анализе мнений других о себе (дифференциация реального и приписываемого). Формирование адекватного «образа-Я» тесно связано с рефлексией становления психологических структур группы. Пример. Одна из процедур такой рефлексии: «Каждый участник в порядке свободной очередности закрывает глаза, а все остальные располагаются от него на таком расстоянии, которое (по их мнению) символизирует психологическую «дистанцию» по отношению к этому человеку. Каждый запоминает свое место, а затем «построение» разрушается. После этого человек открывает глаза и расставляет всех присутствующих так, как они, по его мнению, могли бы расположиться в отношении к нему. И наконец, каждый член группы занимает место, на которое он сам первоначально себя поставил. В целом процедура предполагает предоставить возможность каждому проверить точность, адекватность своего видения социометрической структуры группы, в частности собственного места в ней».
18 вопрос
|