Творческое мышление
1) пластично, т.е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два решения; 2) подвижно, т. е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения; 3) оригинально, оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения. Творцом, как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Как отмечает Ферпосон, «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют «высвобождению» творческих возможностей учащихся, повышению интеллектуального уровня и профессиональных умений.
Виды 1) по содержанию используемых средств: · наглядное, в т.ч визуальное - Арнхейм (образы, связанно с чувственным опытом) · вербальное (логические понятия) 2) Блейлер: · реалистическое · аутистическое (алогично, подчинено внутренним желаниям, отклоняется от реального мира, тенденциозно: для ассоциации, соответствующей стремлению прокладывается путь, остальные - тормозятся). Аутистическое мышление есть и у больных (бред не случаен и хаотичен, он – выражение определенных комплексов), и у здоровых (возможность осуществить самые противоположные желания). 3) Майер: · судящее - познавательный процесс как таковой · эмоциональное (связано с потребностями, чувствами – аффективное м., волей – волевое м., верой, фантазией - религиозное мышление, практическое значение). Слишком узкое понимание природы суждения (только такой акт мысли, который обязательно находит себе выражение в полном грамматическом высказывании) - элементарные акты суждения, восприятия (превращение ощущений в восп.) и воспоминания (акт мысли, в котором мы опознаем в воспроизведении ранее бывшее), психологические суждения (мне грустно, весело, страшно), суждения отношения (чисто презентативные отношения, аффективно-функиональные отношения (радуюсь чему-то, ненавижу что-то), волевые функциональные отношения (хотения, желания, приказания), суждения фантазии). Эти типы есть и в судящем и в эмоциональном суждении. 4) по характеру протекания познавательных процессов: · интуитивное (непосредственное видение закона или принципа, высокая скорость протекания, низкая осознанность, аффективная направленность) · аналитическое (последовательные умозаключения). 5) характер задач: Теплов: · практическое (дефицит времени, ограничение возможности для проверки гипотез, отвечает перед практикой еще и за процесс, решение частных, конкретных задач, =интеллект+воля) · теоретическое (отвечает перед практикой только за конец работы) 6) Гольдштейн: · конкретное (мы привязаны к конкретной ситуации или вещи, пример, только цвет, или форма, или практическая ф-я объекта) · абстрактное (произвольно, цельно, обобщенно, я отделено от внешнего мира) – большинство привычных ситуаций не требует абстрактного подхода, но для начала действия нужна абстрактная установка (если не может создать ее сам, создают другие – дети, больные) 7) уровень обобщения: Давыдов: · теоретическое · эмпирическое (на здравый смысл) 8) новообразование деятельности (новые цели, смыслы, операции): Линдсей, Халл, Томпсон: · творческое (генерация большого кол-ва новых идей) · критическое (проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения, выявляет недостатки и дефекты новых идей) – мозговой штурм, Де Бано: нешаблонное (выработка новых идей + творческое мвшление, которое присуще только таланту) и шаблонное. 9) по наличию в опыте субъекта готовых средств решения: · продуктивное · репродуктивное. 10) Леонтьев: · наглядно-образное (вплетено в практическое действие) · визуальное · дискутивное Виды не исключают друг друга, могут сосуществовать. Мышление неоднородно, каждый тип для своих задач, дополняют друг друга.
|