Студопедия — Взаимоотношение православной церкви и русского государства в условиях клерикальной монархии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Взаимоотношение православной церкви и русского государства в условиях клерикальной монархии






В рамках акматической фазы развития средневековой цивилизации, когда монархия по своей сути носит клерикальный характер, велика роль церкви во всех сферах жизни общества и государства. Церковь играла важную роль в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства, была поборником утверждения самодержавной власти. Священнослужители являлись авторами идей «Москва – третий Рим», «православное царство», «царь — помазанник Божий», гармонии властей (светской и духовной) которые были положены в основу концепции единства русской земли под руководством централизованного государства.

В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без согласия Византийского патриарха (к этому времени Византийская империя пала), а в 1589 г. в России было учреждено патриаршество и Русская Церковь полную национальную самостоятельность. Эти факты свидетельствуют об укреплении позиций русской православной Церкви как внутри государства, так и на международной арене.

Церковь проводила политику, которая включала в себя освоение новых земель (создание скитов, монастырей и т.п.). Активно занималась обращением в православие народов северо-западных, восточных окраин Руси, в Поволжья. Реально участвовала в государственном управлении, важную роль в этот период играли Церковные соборы, которые являлись центром политической активности. Всё это делало Церковь важным союзником укреплявшегося самодержавия в условиях клерикальной монархии.

Церковь являлась не только серьезной идеологической и политической но и экономической силой Московского государства. Крупным землевладельцем церковь стала в результате того, что, во-первых, государство жаловало монастырям земельные участки и деревни, во-вторых, источником церковно землевладения были «вклады по душе», по которым монастырям передавалось имущество и земли, как плата за молитвы во спасение души вкладчика и по упокоенной душе, в–третьих, земельные владения церкви росли за счет вкладов от пострижения в монахи и наконец, за счет покупки земли.

Факт обладания значительными богатствами неоднозначно оценивался внутри церковной организации, где сложилось две противоположных идеологических направлений. Сторонники одного - нестяжатели (Нил Сорский, Максим Грек и др.) выступали против участия церкви в политической деятельности государства и требовали отказа церковников от богатств, лишения церкви права владеть землями. Напротив, сторонники другой идеологической позиции – стяжатели или иосифляне (Иосиф Волоцкий и др.) защищали экономический статус церкви. Кроме того, они отстаивали положения о преобладании духовной власти над светской, о «симфонии», союзе властей, в котором светская власть помогает Церкви бороться с еретиками, а Церковь своим авторитетом поддерживает государственную власть.

На протяжении ХУ1 в. с переменным успехом шло то наступление на политические и особенно экономические права церкви, то принимались решения о консервации ее владельческого положения. Так, на Освященном (церковном) соборе 1503 г. состоялось решение о нерушимости экономического состояния церкви. В дальнейшем Иван 1У попытался поддержать позицию нестяжателей, он который одним из первых почувствовал возможность дальнейшего укрепления централизованной царской власти только с помощью идеологической поддержки православной Церкви. В середине ХУ1 в. царь Иван 1У выступил с идеей разделения духовной и светской властей. Он стремился провести политику секуляризации церковных земель. Однако процесс секуляризации не состоялся, государственная власть на этом этапе потерпела поражение в борьбе с Церковью, что было вполне закономерно в условиях клерикальной монархии. И все же по Судбнику 1550 г. удалось ликвидировалась привилегию монастырей не уплачивать подати в казну. Церковный собор 1551 г. принял Стоглав – сборник решений Собора в виде ста глав-статей из ответов на вопросы царя Ивана о церковном строении. В нем запрещалось основывать монастыри и храмы без особого разрешения, принимать земельные подарки от светских феодалов. Регламентировалась церковная служба. В то же время Церковный собор не одобрил намерения царя конфисковать земли церкви.

И все же на протяжении второй акматической фазы развития Средневековой цивилизации русская Церковь сосредоточила в своих руках значительные земельные владения и ценности. Церковные учреждения (приходы и монастыри) были крупными землевладельцами, обладали своей юрисдикцией и судебными органами. Церковь имела собственные военные формирования.

Вначале судебную власть Церковь осуществляла через священнослужителей, в конце ХУ в. духовными судьями становятся чиновники - архиерейские и митрополичьи бояре, наместники и дьяки. Юрисдикция церковного суда распространялась на духовенство, монашество, церковных крестьян.

Церковные суды рассматривали как собственно церковные дела, так и светские. Церковные дела – это дела «греховные», которые вершили епископы с архимандритами и игуменами, без участия судебных чиновников по церковным правилам – Номоканона. Светским судам запрещалось вторгаться в эту сферу, за исключением тяжких уголовных преступлений. Светские дела, рассматриваемые духовным судом касались малозначительных уголовных правонарушений, а так же гражданских споров, и споров связанных с семейным правом. С 1589 г. центральным судебным органом Церкви стал суд Патриарха.

Основными источниками церковного права являлись Кормчая книга (сборник церковных и светских законов на Руси с XIII в., последний раз Кормчая была издана в 1839 г.); Мерило праведное (сборник состоял из византийских источников Прохирона, Эклоги и Закона судным людям и содержал нормы имущественного, залогового, наследственного права); Правосудье митрополичье (правовые акты митрополита) и Стоглав (свод законов, принятый на Церковном соборе 1551 г.). Кроме того, до ХУ в. акты государственной власти, регламентирующие положение Церкви принимались в виде уставных и жалованных грамот, княжеских уставов и носили удельный характер.

Содержание Стоглава (1551 г.) составили вопросы, относящиеся к церковному праву и внутрицерковным отношениям. В сборнике регламентировались: порядок богослужения, правила поведения духовенства монашества и мирян во время проведения церковных обрядов, литургии (обедня – русское название, у католиков – месса) - христианского богослужения, во время которого совершается причастие и т.п., статус монастырских вотчин, юрисдикция церковного суда.

Стоглав передал в подсудность епископам все монастыри и приходские причты - штат священнослужителей (священники и дьяконы) и церковнослужители (пономари, псаломщики, дьячки, чтецы и т.д.), запретив светским судам судить духовных лиц.

В области гражданского права статьи Стоглава регламентировали статус монастырских вотчин. Хотя государству не удалось провести секуляризацию церковного имущества, в статьях Стоглава прослеживается тенденция наступления на права церкви. Управление церковными землями было возложено на государство совместно с монастырскими властями. Стоглав обязывал вести строгую отчетность относительно земельных вкладов в монастыри и т.п. Ограничения касались и других сфер, например, Стоглав запрещал духовным лицам давать деньги и хлеб «в рост».

Сильному воздействию канонического (церковного) права в Х1У-ХУ1 вв. подвергалось семейное право. Законным, имеющим юридические последствия считался только церковный брак. Для его заключения требовалось согласие родителей, а для крепостных – согласие их хозяев. Стоглав определял брачный возраст: 15 лет для мужчин, 12 – для женщин. Статьи Стоглава закрепляли власть мужа над женой и отца над детьми. Устанавливалась общность имущества супругов, но закон запрещал мужу распоряжаться приданым жены без ее согласия. Указанные нормы семейного права корреспондируются со сводом этических правил и обычаев «Домострой», составленном в ХУ1 в.

Часть норм Стоглава отражала проблемы уголовного права. Это касалось вопросов о чародействе, языческих обрядов, лжеприсяги. Преступления против религии и церкви были в сфере церковной юрисдикции. Однако, наиболее тяжкие религиозные преступления подвергались двойной каре: со стороны государственных и церковных инстанций. Еретиков наказывали по постановлению церковных органов, но силами государственной исполнительной власти (Разбойный, Сыскной приказы). С середины ХУ1 в. церковные органы своими предписаниями запрещали светские развлечения, скоморошество, азартные игры, волхование, чернокнижие и т.п.

Церковное право предусматривало собственную систему наказаний: отлучение от Церкви, наложение покаяния (епитимья), заточение в монастырь и др.

Таким образом, на протяжении второй акматической фазы развития средневековой цивилизации происходило глубокое взаимодействие государства и Церкви, что отвечает содержанию клерикальной монархии. Церковное право в Х1У-ХУ1 вв. было направлено на укрепление власти церкви и усиление своего влияния на государство. Из правового поля в акматическую фазу средневековой цивилизации исключены еретики. Причем в условиях русского централизованного государства борьба с ними осуществлялась на основе постановлений церковных судебных инстанций, но государственными органами.

К концу ХУ1 в. взаимоотношения государства и Церкви были достаточно сложными и неоднозначными. Подвергалась пересмотру со стороны государства правовая регламентация церковной организации. Клерикальная монархия готовилась уступать место монархии сословно-представительной, в рамках которой Церкви отводилось иное место и иная роль.

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 978. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия