Студопедия — Развитие градостроительных тенденций петровского Петербурга. Проект П. М. Еропкина
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Развитие градостроительных тенденций петровского Петербурга. Проект П. М. Еропкина






Город во второй половине XVIII века строился и развивался в соответствии с принципами, заложенными Петром, как регулярный город. В то же время новые тенденции развития города вели к необходимости радикального пересмотра сложившейся системы, поискам новых планировочных решений.

Новый подход к застройке города был связан с использованием схем и канонов классицизма:

1. Город начинает мыслиться как завершенная в своем геометрическом построении целостность. Исходя из принципа целостности, можно говорить о новом этапе регулярной застройки – целостно-регулярной.

2. Более жесткое регулирование плана.

3. Максимальное уплотнение (концентрация) застройки.

4. Функциональное зонирование Петербурга.

5. Принцип сплошной обстройки улиц. Прямая улица-коридор постепенно становится ведущим элементом города.

6. Повышение этажности зданий в центральной части города до 3 – 4 этажей.

7. Резкое возрастание общего объема каменного строительства.

1725 г. – умирает Петр I.

1727 г. - Первый наводный (плашкоутный) мост через Неву.

1728-1729 г.:

1. Закончена постройка каменных бастионов Петропавловской крепости.

2. Возводилось здание Двенадцати коллегий.

1731 г. – в Петербург въезжает Анна Иоанновна.

29 июля 1731 – учреждение в Петербурге шляхетского кадетского корпуса (располагался во дворец е Меньшикова).

Градостроение:

1. Застройка обоих берегов Фонтанки (пограничная черта города Загородный проспект и Николаевская улицы).

2. Замена деревянных построек каменными на Васильевском острове, между Невой и Фонтанкой.

3. Начало строительства в Коломне.

4. Учреждение Гостиного двора на его нынешнем месте (каменные лавки по плану). Далее предполагались торговые ряды, по направления Садовой улицы и далее дома зажиточных людей с большими садами – сохранилсяЮсуповский сад.

5. 1730-е на стрелку Васильевского острова переведен порт (строительство биржи, складов, таможни (перестроены в XIX веке)). Появление галерного селения на юго-западе острова, у Галерной гавани (жили моряки), появление слободы французских мастеров на берегу Малой Невы.

1734 г. – топографическая съемка города (на план).

1736 г. – пожар от Полицейского моста до церкви Вознесения.

1737 г. – пожар между Дворцовой набережной и Конюшенным мостом.

- уничтожено более тысячи домов (две трети построек Адмиралтейской части Морской слободы).

«Комиссия о Санкт-Петербургском строении» правительственный орган, ведавший вопросами планировки и застройки Петербурга в 1737-1746 г.

10 (21) июля 1737 г. – учреждена.

Возглавлял Б. К. Миних.

Главный архитектор – Петр Михайлович Еропкин (1698-1740), его помощники Михаил Григорьевич Земцов, Иван Кузьмич Коробов.

П.М. Еропкин разработал план застройки включающий в себя объединение разрозненных частей города, расширение его границ на южном и юго-западном направлении, увеличение размера улиц и избежание скученности домов. Новый план города во многом основывался на проектных предложениях Комиссии о Санкт-Петербургском строении конца 1730-х годов, идеях Еропкина, в значительной мере уже реализованных в застройке.

· Три луча, расходящиеся от Адмиралтейства, были композиционно закреплены как главные элементы, объединяющие всю сеть магистралей Адмиралтейской части.

· традиционно складывающиеся полукольцевые магистрали, параллельные рекам Мойке, Кривуше (Екатерининский канал – канал Грибоедова), Фонтанке.

· Развивая идеи еропкинского плана, за Фонтанкой магистраль Загородного проспекта, переходящего в Литейный.

· Система площадей по Садовой закрепляла за ней профиль торговой магистрали.

· Транспортные магистрали стали ведущим структурным элементом. Их значение подчеркивалось сплошной застройкой, четко выявляющей на плане прямолинейность улиц, их направления и взаимосвязи.

· Предусматривалось объединение малых рек левобережья в единую систему: соединение Фонтанки с речкой Мья (Мойкой) и Кривушей.

· Усадебные дома и парки по Фонтанке и Мойке либо ликвидировались, либо отгораживались от реки новыми зданиями.

· Художественная трактовка водных пространств приближалась к пространствам парадных улиц, в конечном итоге их композиция подчинялась классическому стереотипу улицы-коридора.

· Решалась система центра Петербурга. Подчеркивалась идея трактовки центра как развитой структуры, объединяющей на участке широкой части Невы здания и территории у берегов Адмиралтейской части, Стрелки Васильевского острова и Петропавловской крепости. Выявлялась эта идея централизованной системой улиц и концентрическим замыканием их вокруг Невы.

Разработанный под руководством А. Квасова проектный план Петербурга заложил принципиальные основы развития города на перспективу, и в течение всей первой половины XIX века он дорабатывался и корректировался лишь в своих элементах.

В своей основной части проект Квасова был осуществлен. Благодаря деятельности комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга, таланту выдающихся зодчих и трудолюбию русских строителей, к концу XVIII века Петербург стал одним из красивейших городов мира.

10. Характерные черты зрелого русского барокко (Ф. –Б. Растрелли, С.И. Чевакинский и их постройки).

К началу 1740-х годов стиль зрелого русского барокко постепенно сменяет «петровское барокко». Нередко его называют «елизаветинское барокко», так как этот стиль по времени совпадает с периодом правления дочери Петра Великого Елизаветы Петровны.

Красота градостроительного замысла Петра, простор его прямых улиц и цельность регулярного плана, рациональность архитектуры – красота полезного.

Красоту архитектурных произведений середины столетия соотносят с другими определениями. «Великолепный», «огромный», «пышный», «прекраснейший» – эти слова присутствуют в документах самого разного плана от конкретно-деловой переписки, до восторженных восхвалений.

Помимо этих эпитетов при анализе архитектурных образов используют понятия «движение» (динамика) и «иллюзорность»(дематериализация).

Архитектура барокко полна движения, динамики, она не приемлет гладкой, ровной поверхности. Плоскость стены то резко выступает вперед в виде собранных в пучки колонн, поднимающих антаблемент, то сильно западает вглубь. Такой прием в архитектуре называется раскреповкой. Например, фасад Зимнего дворца имеет 29 наружных и 29 внутренних углов. Это создает причудливую игру светотени, а при движении вдоль фасадов зданий – постоянную смену вида.

Последовательно развивающиеся пространства ансамблей и интерьеров, характер линий – изгибающихся, плавных или с резкими поворотами, внезапно обрывающихся – создают образ движения. Идеал барокко – капризно изогнутая кривая. Вот почему архитекторы той эпохи часто использовали в своих работах волюты(архитектурная деталь в форме завитка или спераль) – формы в виде спирали, завитка.

Другая любимая деталь барокко – разорванные арка(криволинейное перекрытие между двумя опорами) или фронтон. Даже крыши зданий делали высокими с переломом, устанавливали статуи и вазы – все ради того, чтобы нарушить прямизну.

«Иллюзорны» фасады и интерьеры постольку, поскольку пластика и декор или отделка «скрывают» простор очертаний конструкции.

Отличительные черты «зрелого русского барокко»

1) Обилие декоративных элементов. Основное средство пластической обработки поверхности – ордер(принцип архитектурной коипозиции со строгим соотношением определенных элементов и пропорций). По сравнению с Петровскойэпохойордерная одежда несравненно богаче.(На фасадах Строгановского или Зимнего дворцов в сложном порядке чередуются одиночные или сдвоенные пилястры, колонны, портики, «пучки колонн».)

Лепной декор, включающий гирлянды, раковины, волюты, фигурки купидонов, бюсты, гербы и другое; заполняет пространство фронтонов, вьется по колоннам и пилястрам. Барочные здания кажутся «скорее вылепленными, чем построенными».

2) Стены прорезаются широкими и высокими окнами. Разнообразны формы оконных проемов: прямоугольные, арочные, овальные, круглые. Наличники сложных барочных очертаний.

3). Архитекторы избегают прямой линии обреза стены, усложняя ее креповками, обогащая фигурными аттиками, декоративными вазами, скульптурой и прочими «стоячими великолепиями», как гласил один из документов.

4). Активно используется цвет. Бирюзовые, оранжевые, зеленые насыщенные тона стен служат хорошим фоном для белых ордерных деталей. В отделке фасадов и интерьеров широко используется позолота, т.е. вводится дополнительный активный цвет.(3 цвета: белый, золотой + любой цвет)

5). Увеличиваются размеры парадных интерьеров, они выстраиваются в анфилады. Декоративная обработка дворцовых интерьеров преследует цель зрительно обогатить поверхность, иллюзорно расширить внутреннее пространство. Вот некоторые приемы, используемые для этого:

А) Орнаменты, в которых сильны растительные мотивы, оплетают стены, порталы, оконные проемы тянущимися вверх или ниспадающими гирляндами.

Б) Устройством падуг маскировали резкий переход между стеной и потолком, поверхность потолка при этом как бы уменьшается и помещение кажется выше.

В) Живописные полотна на потолке и стенах создавали иллюзию связи интерьера с внешним миром. Интерьеры, изобилующие драгоценными штофами драпировок и обивок,

мерцающие отражениями в зеркалах бесчисленные свечи в причудливых канделябрах, люстрах и бра создают внутренне стилевой единство с окружением Елизаветы: церемонным этикетом, манерой одеваться — робронами на жестком каркасе, усыпанными драгоценностями, атласными камзолами, париками.

Ф.-Б. Растрелли

Самым ярким представителем стиля зрелого русского барокко явился Ф.-Б. Растрелли. К его наиболее выдающимся произведениям относится Смольный монастырь (1748 – 1764), спроектированный в традициях древнерусских ансамблей – с пятиглавым собором в центре и многоярусной колокольней. Однако, принцип регулярности и симметрии, а также пышный барочный декор отличают Смольный от древнерусских монастырей. В центре – собор Воскресения Христова.

Самым грандиозным петербургским дворцом считается Зимний, сооруженный Растрелли в 1754 – 1762 годах на месте предыдущего, построенного им же в 1732 – 1735 годах для Анны Иоанновны. Зимний дворец представляет собой целый город, не покидая которого можно было и молиться, и смотреть театральные представления, и принимать иностранных послов. Это величественное, роскошное здание символизировало славу и могущество империи. Колонны объединяют второй и третий этажи и зрительно делят фасад на два яруса: нижний, более приземистый, и верхний, более легкий и парадный. На крыше располагаются декоративные вазы и статуи, продолжающие вертикали колонн на фоне неба.

Архитектурные постройки Ф.-Б. Растрелли:

Аничков дворец (1741-1750)

Большой дворец в Петергофе (1745-1755)

Собор Воскресенского (Смольного) монастыря (1748 – 1764)

Дворец графа М. И. Воронцова (1749-1758)

Строгановский дворец (1753-1754)

Большой (Екатерининский) дворец в Царском селе (1752-1757)

Парковые павильоны «Грот» и «Эрмитаж» в Царском селе

С.И. Чевакинский

Младшим современником Растрелли был С.И.Чевакинский. Самое значительное произведение Чевакинского – Никольский Морской собор с отдельно стоящей колокольней.

Как и Растрелли, Чевакинский обратился к традициям древнерусской архитектуры, однако предложил иное объемно-пространственное решение. Одновременно с созданием Никольского собора с мая 1756 года возводилась и его колокольня. Строительство колокольни завершили раньше, чем строительство самого собора - в 1758 году. Поставлена она строго на западе от здания храма. К 1752 году Крюков канал был прорыт только от Невы к Мойке. Чевакинский же заранее предугадал продление водной артерии. Таким образом, колокольня оказалась на берегу только в 1780-е годы. Местность близ колокольни Никольского собора стала одним из самых романтических мест Санкт-Петербурга. Возможно, её здесь появление обязано не построенной колокольне Смольного монастыря. Чевакинский был учеником Ф. Б. Растрелли и был впечатлён моделью 120-метровой колокольни Смольного. Таким образом, он повторил замысел своего учителя, пусть и в меньших масштабах.

Никольский собор был освящён дважды. Первый раз освящали нижнюю церковь в 1760 году во имя Святителя Николая, а второй - верхнюю церковь во имя Богоявления Христова.

Никольский собор с конца XVIII века стал олицетворять морскую славу России. Екатерина II повелела подарить храму 10 образов в честь побед русского флота в битвах со шведами и турками. С тех пор закладку нового корабля, годовщину каждого важного события в истории русского флота здесь отмечают богослужением. Позже подарки делали многие известные люди: композитор Пётр Ильич Чайковский, поэтесса Анна Ахматова.

Архитектурные постройки С.И.Чевакинского

Дворец графа П. Б. Шереметьева

Дворец графа И. И. Шувалова (1749-1754)

Зрелое русское барокко не имело периода упадка в отношении от западноевропейского. Можно сказать, что оно прекращает свое существование, достигнув вершины, к началу 1760-х годов под натиском менявшихся отношений и эстетических взглядов.

11. Строительство петербурга во 2 – ой половине 18 века. Новые градостроительные принципы. Генеральный план петербурга 1769 года.

1. Переход к классическим градостроительным принципам

Город во второй половине XVIII века строился и развивался в соответствии с принципами, заложенными Петром, как регулярный город. В то же время новые тенденции развития города вели к необходимости радикального пересмотра сложившейся системы, поискам новых планировочных решений.

Новый подход к застройке города был связан с использованием схем и канонов классицизма. Из арсенала классических принципов и приемов были отобраны те, которые соответствовали историческим особенностям градостроения Петербурга и давали дополнительные резервы рационализации городской застройки.

1. Город начинает мыслиться как завершенная в своем геометрическом построении целостность, рационалистическое начало которой неотъемлемо от системы прямых и четких пространственных связей улиц, площадей, формируемых плоскостями фасадов многоэтажных зданий. Исходя из принципа целостности, можно говорить о новом этапе регулярной застройки – целостно-регулярной.

2. Более жесткое регулирование плана, геометрическая схема которого вносила новый порядок в пространственную композицию. Ориентация основного направления развития города в южную сторону.

3. Максимальное уплотнение (концентрация) застройки, которое стимулировалось необходимостью рационального использования территорий и ростом населения города. Благоустройство улиц и набережных, их мощение и освещение побуждало к экономному использованию территорий. В 1750 году в Петербурге проживало 95 тысяч человек, к середине 80-х население города удвоилось, в 1800 году оно составляло 220 тысяч человек.

4. Функциональное зонирование Петербурга. Происходит постепенное перемещение промышленных объектов от центра к окраинам в силу правительственных указов и увеличивающихся цен на землю. Возрастает роль представительного государственного и общественного секторов архитектуры столицы – парадных зданий, крупных деловых сооружений, жилых домов знати, богатых людей.

Аристократическая зона определяет в основном развитие центра города в Адмиралтейской части. Застройка массы беднейшего населения оттесняется на окраины. По санитарно-гигиеническим соображениям на периферию города выносятся бойни, кладбища и тому подобные объекты.

5. Принцип сплошной обстройки улиц. Прямая улица-коридор постепенно становится ведущим элементом города, вытесняя более свободно организованное пространство и значительно сокращая садово-парковые территории.

6. Повышение этажности зданий в центральной части города до 3 – 4 этажей.

7. Резкое возрастание общего объема каменного строительства. Современники отмечают, что Екатерина приняла «Санкт-Петербург деревянный, а оставила каменный». В 1762 году в Петербурге за год было построено 460 кирпичных домов, а в 1798 году – в 4 раза больше (1834 дома).

В развитии новых градостроительных принципов решающее значение имела работа Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга, образованная в 1762 году (ранее называлась комиссией о Санкт-Петербургском строении).

В 1763 году был объявлен конкурс на «сочинение плана города Санкт-Петербурга» с пояснениями. В условиях конкурса его участникам предлагалось выполнить два варианта:

а) «…знатных и застроечных улиц не ломать, но поправить украшением, где надлежит, его недостатки».

б) «…полная власть и дозволение делать и украшать город, как бы ему быть надлежало по пристойности».

Окончательный план Петербурга в целом был утвержден в 1769 году (разработан под руководством А. Квасова). Новый план города во многом основывался на проектных предложениях Комиссии о Санкт-Петербургском строении конца 1730-х годов, идеях Еропкина, в значительной мере уже реализованных в застройке.

Три луча, расходящиеся от Адмиралтейства, были композиционно закреплены как главные элементы, объединяющие всю сеть магистралей Адмиралтейской части.

В проекте выявлены традиционно складывающиеся полукольцевые магистрали, параллельные рекам Мойке, Кривуше (Екатерининский канал – канал Грибоедова), Фонтанке.

Развивая идеи еропкинского плана, проект предусматривал за Фонтанкой магистраль Загородного проспекта, переходящего в Литейный.

Система площадей по Садовой закрепляла за ней профиль торговой магистрали.

Транспортные магистрали стали ведущим структурным элементом. Их значение подчеркивалось сплошной застройкой, четко выявляющей на плане прямолинейность улиц, их направления и взаимосвязи.

Предусматривалось объединение малых рек левобережья в единую систему: соединение Фонтанки с речкой Мья (Мойкой) и Кривушей, в конечном итоге их композиция подчинялась классическому стереотипу улицы-коридора.

Выявлялась эта идея централизованной системой улиц и концентрическим замыканием их вокруг Невы.

Основное внимание при разработке центральных районов уделялось Адмиралтейской части. Три луча и другие улицы ручьями впадают в поток, омывающий с трех сторон здание Адмиралтейства и как бы вливающийся в Неву. Разработанный под руководством А. Квасова проектный план Петербурга заложил принципиальные основы развития города на перспективу, и в течение всей первой половины XIX века он дорабатывался и корректировался лишь в своих элементах.

В своей основной части проект Квасова был осуществлен.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 2601. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия