Студопедия — Становление нового типа культуры в петербурге в петровское время на светской основе
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Становление нового типа культуры в петербурге в петровское время на светской основе






Реформы Петра вырвали страну из средневековья и радикально сменили ее духовную доминанту с религиозной на светскую. Чтобы понять значение этого поворота, надо четко представлять, чем отличается светский тип культуры отрелигиозного.

Религиозный тип культуры Светский тип культуры
Средневековая культура Московской Руси. Российская культура нового времени.
Связь «человек – Бог». Связь «человек–человек», «человек-общество».
«Культура–Вера» (синкретизм-слитность, нерасчлененность). Религия подчиняет себе все сферы жизни, ставит жесткие рамки деятельности разума. «Культура» – «Вера». Культура освобождается от церковного влияния (секуляризация). Появляются новые сферы культуры. Меняется иерархия культуры.
Культура закрыта, замкнута, локальна. Этноцентризм – ориентированность на собственные традиции. Отсутствует интерес к иным формам бытия. Культура открыта, способна к контактам. Появляется интерес к иным формам бытия. Религиозная толерантность.
Статична, малоподвижна. Динамична, ускоряются темпы развития, смены стилей (барокко, рококо, классицизм).
Величностная, «соборная» культура. Становление личностного начала.
Единое, регламентированное бытие средневекового человека. Разделение единого бытия на жизнь трудовую, общественную, личную.
Анонимна. Авторство.

Центром нарождения нового для России типа культуры стал Петербург. Петр понимал, что в этом процессе определяющее значение имеет материальная культура. Для достижения западноевропейского уровня в России требовалось «завести искусство економическое», – подчеркивал сподвижник Петра I Ф. Прокопович. Создание экономики по западному образцу, с мануфактурами и освоенными новыми сырьевыми районами, поставило перед русскими целый ряд задач.

Включение в систему международной морской и сухопутной торговли, в свою очередь, требовало создания внутри страны новой сети транспортных коммуникаций – дорог каналов, портов, точных карт суши и водных просторов, экономических расчетов грузопотоков.

Остро вставали вопросы строительства собственного морского торгового флота, создания промышленности военного и гражданского назначения, светской системы образования и науки, налаживания форм и способов получения знаний и опыта у Запада.

В городе на казенный счет строили пристани и верфи (1704 год – Адмиралтейство, 1713 год – верфь для небольших судов, 1720 год – верфь на Охте), обустраивались гостиные дворы, торговые ряды – рынки, склады, появилась первая в России и одна из первых в европейских столицах биржа (петербургская биржа была старше бирж Берлина, Стокгольма, Вены).

Развитие материальной культуры в Петербурге Петр I обеспечивал привлечением иностранных мастеров, созданием крупных мануфактур с предоставлением им государственных субсидий и самого современного оборудования. Высокий уровень производства позволял создавать в Петербурге высококачественные изделия, сочетавшие утилитарные, технические, конструктивные достоинства с достоинствами эстетическими, возводя вещи на уровень прикладного искусства.

Мануфактурные предприятия Петербурга подразделялись на три категории: казенные обслуживали армию и флот, дворцовые работали в основном на нужды двора, частные были ориентированы на рынок.

Культура Петербурга решительно и последовательно выразила радикальный поворот в отношениях государства и церкви.

Петр стремился уничтожить те обрядовые отличия, которые воспринимались, как свидетельство особой власти патриарха и митрополита, а следовательно, и в целом того традиционного порядка, который ограничивал власть монарха.

Так, он лишил митрополитов права носить белый клобук. Согласно легенде, Константин Великий, после того как его исцеляет папа Сильвестр, дает папе белый клобук как знак высшего достоинства, а себе отводит место папского конюшего, признав тем самым верховенство духовной власти над светской.

Специальным средством дискредитации традиционных представлений и порядка были ритуалы пародийно-кощунственного характера. В этом ряду можно назвать Всешутейший и всепьянейший собор, в который Петр играл с 1692 года и до своей смерти, шутовские свадьбы, маскарады, похороны карликов и т.п. Петр непосредственно занимался разработкой такого рода церемоний, и сам принимал в них участие.

Для их участников игры и увеселения носили в ряде случаев обязательный характер. От пира или маскарада нельзя было отказаться. Участие в них были необходимыми знаками лояльности, готовности перевоспитать себя по установленному Петром образцу. Участие в Всешутейном и всепьянейшем соборе было пожизненной (а иногда и наследственной обязанностью. Разнообразные пародийные ритуалы, которые создал Петр, и в которых участвовали представители социальной элиты, имели публичный характер, осуществлялись демонстративно на глазах всего народа. Это не просто развлечения отдыхающего монарха, а целенаправленная работа преобразователя общественного сознания. Так, Всешутейший и всепьянейший собор был использован в дискредитации патриаршего достоинства и церковных притязаний. «Заседания» – попойки собора проходили в соответствии с четким порядком, введенным Петром. Сам Петр был «протодьяконом», а главой собора многие годы оставался Никита Зотов – некогда учитель царевича. Он носил титул патриарха, или князь-папы, которому все на соборе шутовски покланялись.

В 1700 году умер патриарх Андриан, царь назначил ему преемника в лице митрополита Стефана Яворского, объявленного блюстителем патриаршего престола. Патриарший разряд был упразднен, а его функции были переданы восстановленному в 1704 году Монастырскому приказу. Все имущество и финансы церкви находились в ведении этого приказа. Наконец, в 1721 году церковь получила свой высший орган – Святейший Синод. Архиепископ Ф. Прокопович по поручению Петра написал духовный устав для Синода. Это был законодательный акт, в котором определялись функции Синода, обязанности его членов по управлению церковью, подчеркивался государственный характер учреждения: «Духовный коллегиум под державным монархом есть и от монарха установлено». Таким образом, Петр I полностью подчиняет церковь своей власти. Она стала послушным орудием политики царя. Духовенство превращается в такое же сословие, имеющее свои обязанности и задачи, как дворянство и посадские.

Петербургские преобразования, направленные на ограничения самостоятельности церкви и на обмирщение религии вели к подрыву ее влияния на культуру и общественную мысль, утверждению абсолютизма, который представлял собой высшую форму феодальной монархии и был прогрессивным этапом в развитии феодального строя.

Одним из важнейших завоеваний культуры Петербурга петровского времени было новое видение человека, новое решение проблемы личности. Человек перестает быть лишь существом греховным. Он ценен сам по себе и как активно действующая личность. Не богатство и знатность рода, или национальность, а общественная польза, ум и храбрость могут возвести его на одно из самых высоких мест в социальной иерархии.

Примером тому может служить карьера А.Д. Меншикова и многих других сподвижников Петра. В 1722 году просветительский постулат внесословной ценности человека был законодательно зафиксирован в Табели о рангах всех чинов: воинских, статских и придворных, открывшей возможность не дворянам получить за заслуги перед государством дворянское звание. Идеалом Петровской эпохи стал человек – гражданин, человек – патриот. Утверждение абсолютизма требовало установления системы прямой зависимости развития культуры от правительства, «огосударствления культуры». Это относится, прежде всего, к системе образования. Требовалось светское практическое образование. До Петра светское образование получали почти исключительно путем домашних занятий, да и оно ограничивалось элементарной грамотой и счетом.

Литература петровского периода носит переходный характер, основная тенденция ее развития – обмирщение. Поощряя ее светские формы, Петр I осуществил ряд реформ, непосредственно повлиявших на становление новой литературы. В 1710 году вводится русский гражданский алфавит, который отделил светскую книгу от церковной. Если раньше книги издавались в основном по «благославлению церкви», то теперь – по повелению государя.

Литература в Петровскую эпоху помимо чисто практических функций стала выполнять и функции развлекательные. Изменился и сам тип писателя: если раньше это был преимущественно монах, пишущий по обету, то теперь –грамотей, пишущий по заказу.

Таким образом, литература петровского времени была тесно связана с деятельность царя, с его трудами и новшествами. Словесность отразила процесс изменения мировосприятия общества от аскетичных древнерусских установок к светским взглядам. Одновременно в литературе складываются предпосылки классицизма. Не имея социальных корней на русской почве, какими оно обладало на Западе, барокко в русской культуре смогло стать только одним из явлений переходного периода от средневековой культуры к системе и структуре жанров светского искусства. И все-таки о барокко в культуре Петербурга можно говорить и с точки зрения стиля в некоторых его искусствах.

Значение петровского времени для истории музыки города не столько в оставленных им ценностях, сколько в создании необходимых условий для дальнейшего роста и развития.

6. Типологические особенности культуры петровского Петербурга. Проблема «Русского Ренессанса».

Реформы Петра, имевшие своей целью преобразование средневекового русского общества, поставили перед отечественной культурой ренессансные задачи (суть которых не в возвращении к античности, а в превращении культуры изтеоцентристской в антропоцентристскую).

Процесс этот протекал в то время, когда Западная Европа уже пережила свое Возрождение, а вслед за ним и сложные, противоречивые духовные движения XVII века – абсолютную государственность и буржуазную демократию, расцвет естествознания и техники ремесленного производства, маньеризм и ранний социально ориентированный реализм, классицизм и барокко – и поднялась на уровень, получивший название Просвещение.

Петр стремился облегчить и ускорить развитие русской культуры освоением достижений европейской цивилизации, тем самым открыв возможность переработки на русской почве того, что накопила Европа за несколько столетий. В результате рождался, как считает М.С. Каган, своеобразный и причудливый российский сплав ренессансного, доренессансного и постренессансного.

В России разные фазы развития общественного сознания и культуры наслаивались друг на друга, образуя новое, не знакомое на Западе системное целое.

Поэтому только условно можно применить к какой-либо фазе развития русской культуры понятие «возрождение». Ближе всего к нему петровское время. Культурные процессы петровского Петербурга скорее можно отнести кренессансоподобным.

В России, как и на Западе, преобразования ренессансного типа могли происходить лишь в городе, и в городе особого склада. Ни один из древних русских городов, включая Москву, не обладал совокупностью качеств, необходимых для прорыва из средневековья в новое светское состояние, с развивающимся на высоком уровне техники мануфактурным производством, с широкой международной торговлей, со свободным развитием научного знания ивнекультового художественного творчества.

Древнерусские города оставались замкнутыми, консервативными и не содержали стимулов для перехода к активной производственной деятельности, свободного развития естествознания, светской философской мысли, педагогики. Только Петербург мог стать плацдармом для развития в России ренессансоподобных культурных процессов.

Ренессансная черта культуры Петербурга петровского времени – нерасщепленность функциональной и эстетической ее стороны, стремление к единству пользы и красоты, слитность технического и художественного творчества, тесная связь науки и искусства. Учреждая Академию, Петр хотел соединить науку и искусства в некий целостный «социетет художеств и наук». В связи с этим становится понятным, почему в первой половине XVIII века ведущим видом художественного творчества стала гравюра: в ней с наибольшей отчетливостью проявились ренессансные черты петровской культуры – тесная связь художественного творчества с наукой и ремеслом, отсутствие четкой грани между художественным и прикладным изображением.

В живописи главное место занял портрет, потому что он был не чисто художественным явлением, но выполнял одновременно практическую функцию – увековечивал образы царя и его приближенных, а в миниатюрах служил и наградным знаком.

Ренессансная черта культуры Петербурга петровского времени проявилась в ориентации на античность. Петр считал, что «науки и искусства» зародились в Греции и теперь должны найти пристанище в России.

Именно в это время начинается собирание древних памятников, которые становятся средством образования и просвещения. Так, во времена Петра I в Летнем саду находился подлинный шедевр античного искусства – скульптура Венеры, позже названная Венерой Таврической (сейчас находится в коллекции Эрмитажа).

С ее появлением в Петербурге связана интересная история. Она была куплена Ю. Кологривовым, который в Риме наблюдал за русскими «архитектурными учениками». В Италии существовал запрет на вывоз античных памятников, и ее отобрали для папского двора.

Петровский Петербург дал разносторонне развитых людей, подобных «титанам Возрождения». Таким был царь Петр I, поражавший современников творческой активностью и многообразием интересов; таким был, уже упоминавшийся, А. Нартов, отличавшийся разносторонней целостностью дарований: инженер-конструктор, изобретатель, автор трудов по механике.

Творческая многогранность отличала и Феофана Прокоповича – теолога и проповедника, философа, поэта и политического деятеля, теоретика педагогической науки, и М.В. Ломоносова, о котором Пушкин с изумлением и восхищением писал: «…Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».

7. Привитие светскости: изменение правил поведения, нравов, этикета, организации быта, появление новой одежды.

Детство и юность Петра прошли среди иноземцев, и у них было чему поучиться. Петр был чрезвычайно любознателен, за какое бы дело ни брался, он вникал во все его тонкости. В первой своей заграничной поездке в 1697-1698 гг., он сумел увидеть многое. И это чрезвычайно поразило Петра. Европа и Россия конца 17 века разительно отличались во многих областях науки, культуры, искусства, военного дела. Российская армия состояла из неграмотных крестьян, искусство развивалось под большим влиянием церкви: в архитектуре в основном преобладают церкви, в живописи – иконы. В ремеслах и науке также велико влияние церкви. “Ревнители древлего благочестия” всячески противились всему новому, и поэтому Россия отставала по многим показателям от ряда стран Западной Европы.

В Голландии царь побывал в музеях, госпиталях, воспитательных домах, театрах. В Англии осмотрел лондонский Тауэр, Гринвичскую обсерваторию, посетил Английскую королевскую академию наук и Оксфордский университет. В Дрездене ему показали королевскую кунсткамеру, в Вене кунсткамеру и библиотеку. За границей Петр начал собирать различные произведения искусства и раритеты.

Петр понимал, что без знаний, опыта и помощи Европы не обойтись, поэтому всячески старался привлечь западных специалистов для работы в России, не скупясь ни на деньги, ни на щедрые посулы. Важное условие, которое Петр ставил приглашенным иностранцам – обучение русских.

Петр стремился ко всему европейскому. Он считал, что Россия должна приобщиться к общеевропейской культуре во всем: в одежде, в организации быта, в правилах поведения, в еде.

Петр заставлял бояр брить бороды, это было неприемлимо для сознания русского боярина, так как он считал, что без бороды он ничем не будет отличаться от женщины. Те, кто все же хотели носить бороду, должны были платить огромный налог в пользу государства. Приближенные царя обязаны были носить европейскую одежду, парики, хотя сам петр парик и не носил.

Политика государства была направлена на просвещение общества, реорганизацию системы образования. Просвещение при этом выступало как особая ценность, отчасти противостоявшая религиозным ценностям. Богословские предметы в школе уступали место естественнонаучным и техническим. Первыми появились Навигация и Артиллерийская школы (1701), Инженерная школа (1712), Медицинское училище (1707). Для упрощения учебы сложный церковно-славянский шрифт был заменен на более простой современный. Получило развитие, издательское дело, созданы типографии в Москве, Петербурге и других городах.

Заложены основы развития русской науки. В 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук. Изучали историю, географию и природные богатства России. Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 г. Кунсткамера - первый отечественный естественноисторический музей.

С 1 января 1700 г. в России выло введено новое летоисчисление по юлианскому календарю. До этого страна жила в другом времени. Летоисчисление велось от сотворения мира (григорианский календарь). В соответствии с ним в России уже шло восьмое тысячелетие, а Европа вела счет от рождества Христова и жила во втором тысячелетии. В результате реформы календаря Россия стала жить в одном времени с Европой.

Происходила коренная ломка всех традиционных представлений о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке ввел бородобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалась западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге «Юности честное зерцало».

Продолжалось вытеснение патриархального образа жизни и постепенная замена его «светскостью» и рационализмом.

Петровские преобразования в области культуры, быта и нравов вводились зачастую насильственными методами и носили ярко выраженный политический характер. Главным в этих реформах было соблюдение интересов государства.

Правление Петра I открыло в русской истории новый период. Россия стала европеизированным государством и членом европейского сообщества наций. Управление и юриспруденция, армия и различные социальные слои населения были реорганизованы на западный лад. Быстро развивалась промышленность и торговля, в техническом обучении и науке появились большие достижения.

Созданное им государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны. По своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра не имели аналогов на только в российской, но и, по меньшей мере, в европейской истории.

Мощный и противоречивый отпечаток наложили на них особенности предшествующего развития страны, экстремальные внешнеполитические условия и личность самого царя. Несмотря на противоречивость личности Петра и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформаторства и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служение Российскому государству.

Петр навязывал европейскую манеру общения, нормы этикета. При Петре русская женщина, которая до его реформ сидела дома и во всем слушалась своего мужа, теперь должна была посещать светские встречи и пытатьсяподдеоживать светские беседы.

Петр привез в Россию картофель и обязывал всех его сажать. Курить стали в России тоже при Петре, это считалось модным и могло возвысить человека в глазах императора.

Иконопись вытеснялась светскими типами живописи. В России стали работать такие мастера как Гзель, Карвак, Таннауэр, которые в основном работали в портретном стиле. Так же в России появляется скульптура. Самым известным скульптором эпохи Петра был Растрелли.

Реформы Петра полностью поменяли менталитет. Страна становилась на европейский путь развития, который и продолжали большинство последователей Петра.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 2742. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия