Вопрос 6. Становление отечественной экономической мысли: от «Русской правды» до И. Т. Посошкова
Как и во всем мире, развитие экономического мышления на территории современных славянских государств проходил последовательно: от уплетених в общую систему знаний хозяйственных взглядов к отделению экономики в отдельную науку. Рассмотрение отечественной экономической мысли можно начать с IX-XII вв., когда сформировалось государство Киевская Русь. Наследием того периода является летописи, княжеские грамоты, церковная литература. Одним из ценнейших памятников экономической мысли является кодекс законов феодального права «Русская правда». Она состоит из «Короткой правды» (составлена при Ярославе Мудром) и «Великой правды» (завершена за времена Владимира Мономаха). Данные кодексы в совокупности освещали вопросы экономических отношений, земельной собственности, описывали и регулировали торговые отношения, кредитования (долг), порядок взыскания долгов, процентов (резів) и штрафов (по дифференцированной системой). «Русская правда» также санкционировала обращения людей в рабство, закрепляла разделение на классы (смерд — относительно свободный крестьянин, закуп — крестьянин, вынужден отрабатывать долг, холоп — раб) и эксплуатацию землевладельцем зависимых работников. В целом этот документ был направлен на укрепление феодальной системы отношений.
После распада Киевской Руси в XVI в. центром нового государства, которое образовалось, стала Москва. О экономические взгляды периода объединенной и централизованного Русского государства (правления Ивана Грозного) свидетельствуют произведения Ивана Пересветова. Этот деятель выражал интересы мелких и средних дворян и давал соответствующие советы царю (опираться на служилых людей и одаривать не «по роду», а за заслуги). И. Пересвєтов внес предложения по централизации местных доходов и судебных пошлин для пополнения казны. Также были высказаны идеи относительно стимулирования работников (предоставлением свободы хозяйствования) и выхода страны за рамки замкнутого натурального хозяйства путем налаживания торговых связей с иностранными государствами. Следующий этап развития мировой экономической мысли — меркантилизм — в России также нашел отражение, причем как в политике (XVII ст.), так и в произведениях ученых. «Политика» Ю. Крижанича содержит мысль о том, что источником обогащения может быть не только торговля, но и труд. Также он настаивает на решающей роли государства в обогащении страны различными способами (ограничения торговли иностранцев в России, предоставление беспроцентных займов отечественным торговцам и др.). «Книга о скудности и богатстве» И. Т. Посошкова говорит о том, что материальные блага, созданные трудом, рядом с драгоценностями является богатством, потому торговлю следует развивать не только ради денег. Также впервые выделяется «нематериальное» богатство — законность и правовые условия, необходимые для ведения хозяйства. Торговля — основа благополучия государства, а значит, нельзя оставлять ее без контроля (регулирование цен, объединение российского купечества под покровительством правительства). В сфере финансов автор является номіналістом, утверждая, что ценность денег зависит не от содержания драгоценного металла, а от государственной власти, которая должна регулировать денежное обращение. В сфере налогообложения он предлагает нововведение в виде взыскания налогов с дворянства и сокращение обложения крестьян. Еще одним выдающимся представителем меркантилизма в России был А. Л. Ордин-Нащокин. Он был сторонником централизованного государственного управления и боролся с боярским местничеством. Уделяя большое внимание развитию торговли как источнику обогащения, выступал за свободную торговую деятельность. Также разработал Новоторговельний устав 1667 г., где регламентировал организацию таможенного обложения по всем правилам меркантилизма (фактически основы таможенного протекционизма), изложил принципы финансовой политики, а также предложил создать «земскую избу», выполняющее функции банка-кредитора. Жукова:
|