Мир с Римом.Рим согласился со всеми решениями собора, не высказав протеста.Так Фотий добился победы, получив признание в Риме и став церковным владыкой Болгарии
В патриаршество Фотия произошло нападение русских на Константинополь, и важнейший источник по истории этих событий – проповеди самого патриарха Фотия, произнесенные перед взволнованным и перепуганным константинопольским населением. В науке обсуждается вопрос, кто были эти русские, пришли ли они из Киева или из Крыма, но уже в патриаршество Фотия отношения с русскими получили неожиданно благоприятное развитие. В своем знаменитом окружном послании (2-е письмо патриарха Фотия, которое называется «Окружное послание к восточным престолам»), которое датируется первой половиной 867 года, Фотий сообщает о крещении русских. Он сообщает сначала о крещении болгар, а затем говорит о русских: «И настолько воспламенила их любовь и ревность о вере, что они приняли епископа и пастыря и с большим тщанием и усердием восприняли христианское богослужение».
Это замечательное сообщение никто в науке не оспаривает, речь идет только деталях: где именно произошло первое крещение Руси, которое в историографии называется «фотиевым крещением», какие именно русские приняли в тот момент христианскую веру.
Крещение Руси (1 вариант из Истории России): Торговые отношения с Грецией облегчили для Руси знакомство с христианской верой. В княжение Игоря (912-945) в Киеве уже была христианская церковь св. Илии. В дружине князя также было много христиан. Жена князя Ольга была христианкой. Святослав был холоден к христианству, а при Владимире (983) толпа язычников в Киеве убила двух варягов – христиан, отца и сына, за отказ отдать сына в жертву «богам». Несмотря на мучения христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться и вообще делало большие успехи. Кн. Владимир принял новую веру, имея полную возможность познакомиться с ней и узнать ее превосходство и внутреннюю силу (Сказание в летописи).
В этом сказании летописи, по-видимому, соединились в одну три повести, три предания: 1) о испытании вер; 2) о чудесном исцелении; 3) о взятии Корсуни.
Последнее предание основано на действительном походе Владимира на Корсунь. В то время в Византийской империи произошло восстание полководца Варды-Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у Киевского князя. Владимир согласился послать свои войска в помощь Византии, за что получил руку царевны Анны, а сам обязался принять христианство. Благодаря русскому вмешательству, мятеж был подавлен и Варда-Фока погиб в 988 г. греки свои обязательства не выполнили, и Владимир взял Корсунь (но не разграбил) и заставил греков выполнить договор. Где и когда (988 или 989 г.г.) он был крещен точно не известно.
Владимир вернулся в Киев с греческим и болгарским духовенством. Владимир крестил киевлян на берегу Днепра и его притока Почайны. По преданию новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. В Новгороде пришлось применять силу. У вятичей язычество держалось еще века.
Последствия принятия христианства (кратко):
– появление новых учреждений (иерархия) – письменность и книжное просвещение (школы, ноноканон – Кормчая книга) – поднятие значения княжеской власти – как установленной от Бога – улучшение семейных отношений и нравственности, борьба с грубыми формами рабства – переворот в области пластического искусства (строительство храмов, Десятинная церковь).
Крещение Руси (2 вариант - Асмус): После смерти императора Иоанна Цимисхия 10 января 976 года власть должна была перейти к представителям законной династии, двум сыновьям Романа II и Феофано Василию II и Константину VIII. Василий II нам особенно интересен, потому что это император, при котором произошло крещение Руси,и он сам деятельно участвовал в этом событии. И как раз начало христианской России связано с очень важными событиями царствования Василия II, с событиями, которые едва не стоили ему царского венца. Сильные полководцы, которые вели войны Византии и завоевывали, отвоевывали у мусульман большие территории, иногда начинали борьбу за власть в самой Византии. И вот как раз большое восстание произошло против Василия II. Одновременно восстали два полководца Варда Фока и Варда Склир, которые хотели устранить Василия и поделить между собой империю. Эти полководцы командовали почти всеми войсками, которые находились в государстве. Поэтому для Василия II было буквально спасительным то, что весной 988 года ему пришел на помощь русский отряд в 6000 человек. Эта варяго-русская экспедиция в последний момент спасла власть Василию II. Поражение, которое русские нанесли мятежникам, стало переломным моментом в мятеже, и он пошел на спад. Однако русский отряд и в дальнейшем оставался на службе в Константинополе. В награду за эту помощь, как вы помните, Василий II обещал русскому князю Владимиру в жены свою сестру Анну при условии, что Владимир крестится сам и крестит свой народ. Это было совершенно беспрецедентно, еще никогда представительница легитимной династии не выдавалась замуж за иноземного государя. Несмотря на то, что реальная власть могла и не принадлежать легитимной династии, как это было в первой фазе правления Константина Багрянородного, но все-таки оставалась разница между династией законной и теми, кто по каким-то причинам становился соправителями и даже первыми императорами при этих законных легитимных императорах. И вот бывали прежде династические браки, скажем, родственницы Романа Лакопина вступали в браки с чужеземными государями, но брака, как называлось это в Византии, Багрянородной царевны с иностранным правителем пока еще не было, это был первый случай.
Понятно, что это беспрецедентное дело многим не нравилось, и поэтому, когда миновала опасность, исходившая от мятежников, Василий II решил расторгнуть свою договоренность, но святой князь Владимир путем военного нажима заставил его исполнить договор. Правда, события, связанные с крещением Руси, недостаточно ясны, чтобы мы могли утверждать это с полной точностью, потому что существует и другая версия этих событий, согласно которой святой Владимир совершил свою военную акцию в Крыму не как противник императора Василия II, а, напротив, как союзник, борясь не с территорией, подвластной Василию II, а с мятежниками, которые восстали против этого византийского императора.
Но так или иначе, крещение Руси состоялось, и это было, конечно, великим событием не только для самой Руси, но и для Византии. Сфера духовного влияния Византии, то, что называется некоторыми «византийским содружеством наций», расширилось до бескрайних северных пределов. Русская Церковь, как вы знаете, вошла в состав Константинопольской патриархии и несколько веков была подчинена Константинополю, до середины XV века. В этот первый период русской церковной истории Русской Церковью управляли преимущественно митрополиты, которые присылались из Константинополя. Иногда эти митрополиты избирались в России, но рукоположение они должны были все-таки принимать в Константинополе, и духовная жизнь России, конечно, развивалась под очень большим влиянием Византии. Вообще в этот период церковной истории, после того многообразия, которое существовало в первые века (Церкви Александрийская, Сирийская и т. д.), имели много своих местных особенностей в этот период, ввиду угасания древних восточных патриархатов, жизнь Православной Церкви унифицируется по константинопольскому образцу, и этот образец воспринимается как единственно возможный, и Русская Церковь начинает свою жизнь в русле этого византийского предания, византийского церковного строя.
|