Вопрос 5. Силуэт, описание и характеристика
В XVIII в. термином <силуэт> обозначали профильный портрет, вырезанный и наложенный на светлый фон. Этот тип портрета первоначально назывался <портрет а lа силуэт>, намекая то ли на репутацию скупца Этьенна де Силуэтта, то ли на близость искусства силуэта театру теней.
Но силуэтами также называют изображенные на деревянных досках фигуры, как правило, в натуральную величину, вырезанные по контуру и производящие впечатление живых. У основания они крепятся к деревянной или металлической опоре и могут быть поставлены вертикально и освещены таким образом, чтобы еще больше усилить иллюзию реальности. В конечном счете, это одна из разновидностей <обманки>, но в отличие от иллюзорных фигур, видимых в просвете приоткрытых дверей (Веронезе, Вилла Мазер), они существуют отдельно от стены.
Расписные силуэты впервые появились в Голландии в 1630. Их создателем был Корнелис Биссхоп. Они играли роль фигур, видимых в конце анфилады или вырисовывающихся в контржуре в открытой на канал двери. Вероятно, их главной целью было удивление и мистификация, но они могли также поддерживать открытые двери или служить экраном для камина. В XVII в. такие фигуры получили распространение в Англии, Германии и Франции. Своим успехом силуэты были обязаны разнообразию жанров; в них представлены все социальные слои- рыцари, слуги, танцовщики, сеньоры и дамы, реже дети.
Силуэты солдат, особенно распространенные в XVIII в., играли роль стражников и служили учебным пособием для рекрутов. Постепенно, однако, они становились все более заурядными и утрачивали свою художественную ценность. Вначале XIX в. силуэты затронули и сельскую жизнь, и их стали наряжать в местные костюмы, особенно в Голландии. Но были и исключения, например, натюрморт, исполненный около 1670 Корнелисом Гейсбрехтом. В XIX в. силуэты из замков вышли на улицы - у входа в ресторан они предлагали посетителям меню.
Овладеть искусством силуэта совсем не так легко, как кажется. Твердость рисунка, соблюдение перспективы и пропорциональности необходимы здесь не менее, чем во всякой картине. Несмотря на то, что силуэт лежит в двух измерениях, а не в трех, — к нему, как ни странно, применимы законы трех измерений: талантливый силуэтист умеет передавать в монотонных черных пятнах и движение, и рельеф, и даже экспрессию лица. Плоскость и линия, ее замыкающая, приобретают в искусстве силуэта исключительное значение. Абрис, контур, очерк предмета порабощают внимание силуэтиста, ограничивают его в средствах, но вместе с тем принуждают к особой изобретательности.
|